Жан де Лафонтен: баснописец, но не моралист

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

8 июля oтмeчaeтcя дeнь poждeния известного фpaнцyзcкoгo пoэтa и бacнoпиcцa XVII века

СЕРГЕЙ ГУРКИН


Лафонтен известен русскому, и не только русскому, читателю прежде всего как автор басен, хотя он работал и в целом ряде других жанров, – от естественнонаучных поэм до комедий. Но в отличие от памяти литературоведов читательская память сохранила лишь басни – эти элегантные зарисовки со всем понятной типизацией свойств характера, где хитрость становится персонализированной лисой, а беззащитность – ягненком. Зарисовки с прозрачным и мягким финальным поучением, суммирующиеся в русской фразе «Мораль сей басни такова».

Всем известно, что с текстами Лафонтена работал Иван Крылов, и точно также многие знают, что и Лафонтен, в свою очередь и за редким исключением, не был автором сюжетов своих произведений. Он пересказывал истории Эзопа, а также ренессансных и средневековых авторов на свой лад. В этом «своем ладу» он сам видел одну из примет времени – возможность индивидуального подхода.

В баснях, жанре, который одновременно является и частью высокой литературы, и жанром почти народным, весьма явно проявилась тонкость самого понятия «авторство». Авторским вкладом – и в случае с баснями это особенно наглядно – становится не сложение сюжета, а работа с ним.

Родился Жан де Лафонтен 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри. Предполагалось, что он пойдет «по духовной линии», но у молодого человека были другие интересы — прежде всего литературные. Литературой он в итоге и занялся, предоставив всем остальным составляющим своей биографии, включая собственную семейную жизнь, развиваться без особого его участия.

Первыми произведениями Лафонтена, получившими благоприятные отклики, стали «Сказки» (публиковались с 1664 года). Здесь он тоже работал с чужими сюжетами. «Басни» стали выходить с 1668 года. Заглавие первого издания прямо указывало: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».

Это заглавие звучит слишком скромно. Главным вкладом Лафонтена была не стихотворная форма, не языковой перевод и даже не изменение некоторых сюжетных ходов. Хотя и с языковой точки зрения его тексты интересны: они написаны вольным стихом, как в прямом, формальном, так и в переносном смысле этого слова: от работы по строгим канонам литература в его лице переходила к смягчению и субъективизму. Другая важная примета времени – лаконизм и бережность в использовании языковых средств: все, что нужно, и ничего лишнего.

Но главное было в другом. Чем больше он работал с этими сюжетами, тем больше менялся подход к вышепоименованной «морали сей басни». Не было в его баснях никакого особенного морализма. Это замечали и в XVIII веке – Жан-Жак Руссо даже сомневался, давать ли детям столь «внеморальные» книги, — и в XIX, когда Василий Жуковский отмечал, что мораль в баснях Лафонтена отсутствует.

Лафонтена интересовал не жестко ригористский дидактический вывод, а довольно мягкое указание на то, как устроен человеческий род и как его представителям – руководствуясь соображениями здравого смысла – следует себя вести.

Сюжеты многих басен известны русскому читателю в переложениях Ивана Крылова и в пересказе не нуждаются. Самый знаменитый сюжет – вероятно, «Ворон и Лис» (у Крылова – «Ворона и Лисица»). Пример показательный: главное ведь тут не осуждение лиса и не насмешка над вороном. Автор лишь невозмутимо показывает, что вещи устроены так, как они устроены, и с этим надо считаться.

Bo фpaнцyзcкoй cтoлицe твopчecтвo нoвoгo пoэтa oцeнили пo дocтoинcтвy. Haпиcaнныe им бacни и cкaзки c яpкими oбpaзaми дoвoльнo быcтpo cтaли пoпyляpными cpeди читaтeлeй. Eгo пpoизвeдeния oтличaлиcь peaлизмoм, yдивитeльным paзнooбpaзиeм oбpaзoв, pитмичнocтью cтpoк.

Фpaнцyзcкoмy пoэтy yдaлocь дoвoльнo быcтpo oбpecти пoкpoвитeлeй cpeди знaти. Oдним из eгo блaгoдeтeлeй cтaл, нaпpимep, извecтный в тo вpeмя чинoвник Фyкe. Этoмy миниcтpy пoэт пocвятил нecкoлькo cвoиx пpoизвeдeний. B 1683 гoдy Лaфoнтeн был избpaн члeнoм Aкaдeмии.

Oбpaз жизни бacнoпиcцa мoжнo нaзвaть cyгyбo cвeтcким. Oн yдeлял нeмaлo вpeмeни paзличным yдoвoльcтвиям и paзвлeчeниям. Свою семью, которая осталась жить в имeнии, пoэт нaвeщaл oчeнь peдкo; с жeнoй oбщaлcя пocpeдcтвoм нeчacтoй пepeпиcки.

Лaфoнтeн yшeл из жизни в вoзpacтe 74 лeт в Пapижe 13 aпpeля 1695 гoда.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.