Андре Моруа – мастер биографического жанра

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

26 июля исполняется 135 лет со дня рождения знаменитого французского писателя, историка, литературоведа, члена Французской академии Андре Моруа

ЯНА СКИПИНА


Наследие Андре Моруа огромно и разнообразно – 200 книг, более 1000 статей и очерков. Его перу принадлежат психологические романы, философские эссе и новеллы, ироничные рассказы, критические статьи, литературные мемуары и исторические труды. Но наиболее известен он благодаря созданию целой плеяды романизированных биографий великих людей (книги о Байроне, Шелли, Бальзаке, Жорж Санд, Тургеневе, Гюго, Дюма-отце и Дюма-сыне, Прусте). Не считая многочисленных литературных портретов, Моруа написал 16 романов-биографий. Андре Моруа по праву считают мастером биографического жанра.

Эмиль Саломон Вильгельм Эрзог, известный всем под именем Андре Моруа, появился на свет 26 июля 1885 года в небольшом нормандском городке Эльбеф, неподалеку от Руана, в семье промышленников из Эльзаса. В результате франко-прусской войны его родители после 1871 года выбрали французское подданство и вместе со своими рабочими (которых было четыре сотни!) перебрались пешком в Нормандию. В городке Эльбеф они организовали суконную фабрику.

Мать будущего писателя приучала сына к чтению с детства. Она и сама отличалась высокой культурой и любовью к литературе.

В1897 году Эмиль Эрзог поступил в лицей города Руан, столицы Нормандии. Одним из важнейших событий в жизни будущего писателя стало знакомство с его лицейским учителем Аленом. Сам Моруа позднее вспоминал этот период так: «Я перешел тогда в класс философии, нашим преподавателем стал Ален, звавшийся еще в ту пору Эмиль Шартье. Струя свежего воздуха ворвалась тогда в мою жизнь. Я неожиданно встретил человека, который судил обо всем смело, самостоятельно, отметая прописные истины…»

До конца своей жизни Моруа считал Алена одним из самых умных людей. И в своих книгах он часто цитирует его, вспоминает данные ему когда-то ценные советы, ставит Алена в пример. Девизом всей жизни Андре Моруа стали слова Платона, которые Ален привел на первом же уроке: «Всеми силами души нужно стремиться к истине».

Во многом благодаря Алену Эмиль в шестнадцать лет получил премию по философии на общенациональном конкурсе лицеев – степень лиценциата. В этот период начали появляться первые литературные работы Эмиля Эрзога – рассказы, переводы. Уже тогда отмечались его особенные познания в истории.

Но после окончания лицея, по настоянию Алена, Эмиль не поехал в Париж учиться дальше, а поступил работать к отцу на фабрику. Позднее Моруа признает, что это был верный шаг, его талант созрел в работе с обычными людьми, в труде и деятельности. В 23 года он стал одним из руководителей фабрики своего отца. Позднее он говорил: «Среди писателей моего поколения есть такие, которые пишут лучше, чем я (Мориак, Мальро, Арагон), стиль их современнее, поиски – смелее, но я был едва не единственным (если не считать Сент-Экзюпери), кто обладал опытом активной жизни, то есть знанием того, на чем стоит общество: труда, отношений руководителя и исполнителей, экономики и политики».

Тем более, это способствовало углублению образования Эмиля: вечера были отданы чтению. В этот период он написал и первый свой сборник новелл, изданный всего в нескольких экземплярах и под собственным именем.

Начало Первой мировой войны побудило Эмиля Эзорга пойти на войну добровольцем – он был зачислен переводчиком в британский экспедиционный корпус. Общение с англичанами так повлияло на писателя, что он решил написать о них книгу под названием «Молчаливый полковник Брамбл». Роман вышел уже под псевдонимом Андре Моруа и имел колоссальный успех. Его хвалили Ф. Мориак, Р. Киплинг, А. Франс – люди, которыми Эмиль восторгался. Первый успех позволил молодому писателю войти в круг знаменитых людей того времени, сбылись его давние мечты.

Английская тема на этом не закончилась: на волне успеха Моруа написал продолжение первого романа под названием «Генерал Брамбл», который позднее переименовал в «Речи доктора О’Греди». А далее было создано несколько романов-биографий о великих англичанах Байроне, Шелли, Флеминге, вошедших в книгу «Романтическая Англия»; исторические труды «Эдуард VII и его время» (1933) и «История Англии» (1937), а так же множество эссе, статей и этюдов.

В 1928 году был написан один из самых известных его романов «Превратности любви». В нем описывается судьба человека, которому Моруа подарил свои черты и факты биографии: он тоже поступил работать на фабрику отца, бумажного промышленника. В этом романе Моруа проявил себя тонким психологом и знатоком движений человеческой души. Он говорит, что каждый человек, которого мы любили, меняет нас, «наслаивает на нашу душу свои черты» и со временем изменяет наш характер. Человек, будучи зрелым, не узнает себя молодого и не поймет его поступков.

Создание романизированной биографии «Ариэль, или жизнь Шелли» круто повернуло его литературную судьбу и открыло истинное призвание. Это была уже не просто биография, автор проанализировал исторические события, создал образ того времени, постарался распознать ход мыслей и объяснить каждый поступок Шелли, опираясь на факты. В предисловии к роману было такое обращение к читателям: «Настоящая книга, по намерению автора, является скорее произведением романиста, чем историка или критика. Без сомнения, все факты, изложенные в ней, соответствуют истине, и автор не позволил себе вложить в уста Шелли хоть одну фразу или приписать ему хоть одну мысль, которые не были бы указаны в мемуарах его друзей, в его письмах, в его поэмах, но он старался изложить эти элементы в таком порядке, чтобы они производили впечатление постепенного раскрытия, естественного возрастания, то впечатление, которое свойственно собственно роману…»

Выбор объектов описания не случаен в работах Моруа, через них автор старался донести волнующие его вопросы до читателей и побудить их к действиям. Угроза фашизма и новых войн все больше нарастала. Моруа интересовали люди свободомыслящие, люди действия. В своих произведениях он говорит, что человек лишь тогда может повлиять на ход событий, когда убежден в своей правоте и уверен в силах.

Андре Моруа с супругой Симон Кайяве

Моруа связывает все свои работы невидимыми нитями, и они становятся частями целого. Чтение его книг расширяет кругозор читателя, открывает для него новые имена, вызывает желание перечитать уже полюбившихся авторов.

В начале Второй мировой войны Андре Моруа, будучи в возрасте 54 лет, вновь записался в добровольцы. Фашисты разграбили его дом, арестовали мать и казнили племянников. Эмиграцию Моруа провел в США, которая стала местом сбора многих европейских мыслителей. В США он не перестает работать, пишет серию книг «Голоса Франции», выступает с лекциями, всеми силами стараясь помочь Сопротивлению, в 1943 году участвует в штурме острова Корсика, а после – в итальянской кампании.

Вернувшись во Францию после войны, он нашел страну сильно изменившейся, на смену его поколению приходили новые литературные имена. Но произведения Моруа не теряли своей актуальности – книги, написанные в США, были с успехом переведены на французский, а новые работы также находили своих читателей. Послевоенный период ознаменовался такими работами, как «В поисках Марселя Пруста», сборник новелл «Обед под каштанами» (1951), эссе «Письма незнакомке» (1953), роман «Сентябрьские розы»(1956), а также тетралогией о судьбах романтизма во Франции в XVIII–XIX вв., в которую входят биографии Жорж Санд, Виктора Гюго, Шатобриана и Дюма. Далее выходит целая серия сборников литературных портретов французских писателей – «От Пруста до Камю», «От Лабрюйера до Пруста», «От Андре Жида до Сартра», «От Монтеня до Арагона».

Эссе «Письма незнакомке» – сборник коротеньких писем-размышлений о жизни, посвященный молоденькой девушке или женщине. Незнакомка – образ собирательный, автор и не хочет видеть ее конкретно в какой-либо женщине. Размышления эти являются советами для молоденькой женщины о том, как держать себя в свете, как сохранить брак, как не совершить распространенных ошибок. Автор – зрелый человек и иронически смотрит на некоторые вопросы, кажущиеся в молодости очень важными, и по-отечески призывает молодое поколение не принимать все близко к сердцу.

В год 80-летия Андре Моруа вышла в свет последняя его романизированная биография «Прометей, или жизнь Бальзака». Как и в молодые годы, Моруа симпатизировал духу бунтарства и свободы, и образ Прометея был близок ему так же, как и Бальзаку.

В 60-е годы Моруа в соавторстве с Л. Арагоном была издана параллельная история США и СССР, в которой Андре Моруа написал часть о США.

А в 1966 году было написано эссе «Открытое письмо молодому человеку о науке жить». Это эссе стало последним обращением и напутствием Моруа к молодому поколению, в нем он напоминает четыре древние как мир истины:

«Во-первых, нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным… Всякий, кто живет ради других, словно по волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы. Подлинный внешний мир – это внутренний мир.

Второе правило – надо действовать. Вместо того чтобы жаловаться на абсурдность мира, постараемся преобразить тот уголок, куда забросила нас судьба. Мы не в силах изменить вселенную, да и не стремимся к этому. Наши цели ближе и проще: заниматься своим делом – правильно выбрать его, глубоко изучить и достичь в нем мастерства… Если человек в совершенстве овладел каким-нибудь ремеслом, работа приносит ему счастье.

Третье правило – надо верить в силу воли. Неверно, что будущее целиком и полностью предопределено. Великий человек может изменить ход истории. Тот, у кого достанет смелости захотеть, может изменить свое будущее.

Не менее важно и четвертое правило – надо хранить верность. Верность слову, обязательствам, другим, себе самому. Надо быть из тех людей, которые никогда не подводят… Верность не должна быть слепой. Однако не забывайте, что часто в основе неверности лежит не столько неудачный выбор, сколько обыкновенная привередливость. Ален пишет: “Всякий выбор плох, если человек сидит сложа руки, но всякий выбор может стать удачным, стоит только захотеть. Профессию всегда выбирают вслепую – ведь изучить ее можно только после того, как выбор сделан. То же и в любви…”»

Это напутствие касается всех сфер жизни и является попыткой передать свои знания молодому поколению людей, в надежде, что они будут совершать меньше ошибок и больше поймут о мире.

В 1967 году писатель тяжело заболел, и ему предстояла операция. М. Дрюон рассказывал, что его последние слова накануне операции были: «Я иду в бой. Но в бою, на войне нет полной уверенности, что осколок снаряда попадет тебе в живот, а здесь я отлично знаю, что буду ранен. Я готов».

Этот бой стал смертельным и 9 октября 1967 года писатель ушел из жизни.

В советское время отношение к Моруа было неоднозначным, его переводили и издавали в 20–30 гг., но с оговоркой, что интерес к личной жизни автора является «нездоровым» и биография должна быть, прежде всего, описанием деятельности человека, его социальной значимости и достижений. С этим сложно не согласиться, ведь часто бывает, что воззрения человека очень интересны, он обладает талантом и приносит пользу своей деятельностью, тогда как в личной жизни не может служить достойным примером. Да и стоит ли открывать личную жизнь? Она не должна являться достоянием общественности. Но, с другой стороны, часто жизнь автора проливает свет на произведения им созданные, т.к. открывает мотивы поступков и события, повлиявшие на те или иные воззрения.

Так или иначе, в России Моруа не был широко известен долгое время, лишь в последние десятилетия его работы стали набирать популярность среди русскоязычных читателей. Ведь все произведения Моруа, будь то новеллы, романы или биографии, написаны очень изящным языком, их приятно читать, а многие его мысли не теряют своей актуальности и по сей день.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.