Рукописи не горят

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

15 мая 2021 года исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова

Русский писатель и драматург Михаил Булгаков, автор множества произведений, которые вошли в золотой фонд русской литературы, родился в Киеве, в семье профессора-богослова Афанасия Ивановича и его супруги Варвары Михайловны, которая занималась воспитанием семерых детей.

Миша был самым старшим ребенком и по возможности помогал родителям управляться с хозяйством. Из остальных детей Булгаковых известность получили Николай, ставший ученым-биологом, Иван, прославившийся в эмиграции как музыкант-балалаечник, и Варвара, которая оказалась прототипом Елены Турбиной в романе «Белая гвардия».

После окончания гимназии Михаил Булгаков поступил в университет на медицинский факультет. Его выбор был связан исключительно с меркантильным желанием – оба дяди будущего писателя были врачами и очень хорошо зарабатывали. Для мальчика, выросшего в многодетной семье, этот нюанс был основополагающим.

Во время Первой мировой войны Михаил Афанасьевич служил в прифронтовой зоне в должности доктора, после чего врачевал в Вязьме и позднее в Киеве.

В начале 20-х годов, переехав в Москву, Булгаков увлекся литературной деятельностью – сначала как фельетонист, а затем как драматург и театральный режиссер МХАТа и Центрального театра рабочей молодежи.

Первой опубликованной книгой Михаила Булгакова была повесть «Похождения Чичикова», написанная в сатирической манере. За ней последовали частично автобиографические «Записки на манжетах», социальная драма «Дьяволиада» и первое крупное произведение писателя – роман «Белая гвардия», который подвергся нещадной критике: причем местная цензура назвала его антикоммунистическим, а эмигрантская сторона осуждала лояльность Булгакова к советской власти.

О начале своей врачебной деятельности Михаил Афанасьевич поведал в сборнике рассказов «Записки юного врача», в котором особенно выделяется рассказ «Морфий». С медициной связано и одно из самых известных произведений автора – «Собачье сердце», острая сатира на современную Булгакову действительность.

К 1930 году произведения Михаила Афанасьевича перестали печатать. «Собачье сердце» впервые было опубликовано только в 1987 году, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» – в 1965-м, а роман «Мастер и Маргарита», над которым Булгаков работал с 1929 года и до самой смерти, впервые увидел свет только в конце 60-х годов, причем в сокращенном виде. В образе Маргариты выведена третья жена писателя Елена (урожденная Нюрнберг), с которой писатель прожил до конца жизни. Именно она приложила титанические усилия, чтобы произведения писателя были опубликованы после его смерти.

В марте 1930 года потерявший почву под ногами писатель отправляет письмо правительству, в котором просит решить его судьбу – разрешить эмигрировать или дать возможность работать. В результате ему позвонил лично Сталин и позволил ставить спектакли. Но издание книг Булгакова при его жизни так и не возобновилось.

В 1925 году на сцене московских театров с большим успехом ставились пьесы Михаила Булгакова – «Зойкина квартира», «Дни Турбиных» (по роману «Белая гвардия»), «Бег», «Багровый остров». Через год постановку «Дней Турбиных» собирались запретить, но решение отменили, так как спектакль очень нравился Сталину, который посмотрел его 14 раз.

И все же пьесы Булгакова вскоре были сняты из репертуара всех театров страны. Лишь в 1930 году, после личного вмешательства Сталина, Михаил Афанасьевич был восстановлен как драматург и режиссер. Он ставит гоголевские «Мертвые души» и диккенсовский «Пиквикский клуб», а вот его авторские пьесы «Александр Пушкин», «Блаженство», «Иван Васильевич» и другие при жизни драматурга так и не были представлены зрителям.

Единственным исключением стал спектакль «Кабала святош» (или «Мольер»), поставленный в 1936 году после пятилетней череды отказов. Основная тема пьесы, придающая ей автобиографический мотив, – трагедия писателя в условиях жестокой и бездушной тирании. Премьера прошла с громадным успехом, но после семи показов пьеса была запрещена.

Загнанный в угол драматург увольняется из театра и лишь в 1939 году предпринимает новую попытку вернуться на сцену с пьесой «Батум» об Иосифе Сталине, надеясь, что такое произведение точно не запретят. Пьеса уже готовилась к постановке, когда пришло указание прекратить репетиции.

После этого у Булгакова резко ухудшилось здоровье – он стал терять зрение, обострилась наследственная болезнь почек. Для снятия болевых симптомов он вернулся к употреблению морфия и с зимы 1940 года перестал вставать с постели.

10 марта великого писателя не стало.

Похоронен Михаил Булгаков на Новодевичьем кладбище. Камень «Голгофа» на его могиле ранее был установлен на могиле Николая Гоголя. Свое название гранитный монолит получил из-за того, что напоминал место казни Иисуса Христа. Когда на могиле Гоголя установили новый памятник, «Голгофа» пропала.

Вдова Булгакова долго искала камень для памятника мужа и однажды на Новодевичьем кладбище увидела в яме, куда сбрасывались обломки мрамора и гранита, огромный черный камень. Выяснив, что это «Голгофа» с могилы Гоголя, она восприняла это как знак свыше – ведь автор «Мастера и Маргариты» считал себя учеником Гоголя.

«О, Учитель, укрой же меня полой своей чугунной шинели!» – воскликнул как-то Булгаков в трудную минуту, обращаясь к памятнику Гоголя…

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.