Борис Акунин: писатель, который рассказывает историю

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

20 мая Григорий Шалвович Чхартишвили, известный российскому читателю под псевдонимом Борис Акунин, отмечает свое 65-летие

Татьяна Бадалова


Этого человека называют спасителем русской литературы. Он начал творить в 90-е годы, в один из самых специфических периодов развития русской литературы. «Первое апреля 1997 года – это день дураков, в который я вдруг понял, что буду писать роман. Я хорошо запомнил этот день, потому что в тот момент я расстался с серьезной профессией литературного переводчика и перешел в несерьезную профессию писателя», – так рассказывает писатель о начале своего творческого пути.

Более 50-ти миллионов проданных книг, мировая известность и многочисленные экранизации произведений – 20 мая Григорий Шалвович Чхартишвили, известный российскому читателю под псевдонимом Борис Акунин, отмечает свое 65-летие.

 

«Злодей» становится кумиром публики

Григорий Шалвович рассказывает, что со школьной скамьи относился к литературе с большим трепетом, проводя большую часть времени в библиотеке. Из всех направлений предпочтение отдавал исторической тематике, в частности интересовался творчеством Алексея Толстого и Генриха Манна. «Я брал с полки исторические романы про все подряд. Качество меня не интересовало, меня интересовало только, чтобы они были про несовременность. Я всегда читал на ходу. Был таким “очкастым Шпендриком” – ходил с книжкой и все время читал, читал, читал», – говорит о себе писатель.

Вот эта приверженность к сюжетам «про несовременность» осталась с ним на всю жизнь, и ей он посвятил свое литературное творчество. Однако прежде чем начать создавать свои произведения, Чхартишвили, будучи по образованию историком-японоведом, долгое время занимался литературным переводом с японского и английского языков. В его переводе были изданы японские авторы Юкио Мисима, Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ, Масахико Симада, Кобо Абэ, Синъити Хоси, Такэси Кайко, Сёхэй Оока, а также представители американской и английской литературы – Корагессан Бойл, Малькольм Брэдбери, Питер Устинов. Работая с чужими текстами, он исследовал стили авторов, манеру изложения материала, поэтику и использованные приемы. Одновременно с занятием переводами он изучал литературоведение. Так в нем зародилось желание создать что-то свое, не переводное, а придуманное самостоятельно.

Первым написанным художественным произведением автора является проект «Писатель и самоубийство», который был закончен в 1997 году, однако увидел свет лишь двумя годами позже. Но известность ему принесла совсем другая книга.

Визитной карточкой писателя Бориса Акунина стал придуманный им литературный герой Эраст Петрович Фандорин, а наиболее известными изданиями по праву считаются детективы с его участием. Эраст Петрович – рафинированный интеллектуал, который, с одной стороны, умеет логически и хладнокровно мыслить, а с другой, способен пуститься в самые невообразимые и захватывающие приключения. И это позволяет ему разгадывать запутанные преступления. Автор признавался, что задумывал Фандорина как альтернативу знаменитому сыщику Шерлоку Холмсу.

Первый роман «Азазель» увидел свет в 1998 году и практически сразу после публикации стал очень популярен. Успех позволил писателю оставить прежнюю работу и целиком посвятить себя литературному творчеству. Благодаря этому уже в следующем году были опубликованы сразу три новые книги за подписью Бориса Акунина – «Турецкий гамбит», «Левиафан», «Смерть Ахиллеса».

При этом каждая книга была неким экспериментом с различными поджанрами детектива, о которых рассказывает сам автор. В его определении «Турецкий гамбит» – это шпионский детектив, «Статский советник» – политический, «Левиафан» – камерный или герметичный, «Любовник смерти» – приключенческий, а «Смерть Ахиллеса» – великосветский.  В перечне произведений, посвященных Фандорину, пьеса «Инь и Ян» и довольно редкий жанр «пьеса в романе» – «Весь мир театр».

В общей сложности Акунин написал о нем 15 книг, в том числе три сборника. Все, что Акунин считал беллетристикой, написанной в интересах читателя, публиковалось под псевдонимом «Б. Акунин». Что значит эта подпись, станет известно намного позже, когда у писателя начнут активно брать интервью. Во-первых, расшифровка «Б» возникнет как «Борис», а японское слово «акунин» один из литературных героев Чхартишвили (в романе «Алмазная колесница») переведет как «негодяй, злодей», но исполинских масштабов – словом, выдающаяся личность, выбравшая сторону зла. Интересно, что трактуется псевдоним также и как литературная игра с именем известного анархиста Бакунина.

В последующее десятилетие имя Бориса Акунина не только было на слуху – писатель считался одним из самых востребованных в России. На волне популярности романов маститые кинопродюсеры Константин Эрнст и Леонид Верещагин сразу же принялись за сериал по первой книге. Это был первый крупный телепроект на российском телевидении, который вызвал у зрителей большой ажиотаж.

Режиссером экранизации романа Акунина, которая вышла на ОРТ в марте 2002 года, стал Александр Адабашьян. 19‑летнего Фандорина, чиновника низшего 14‑го класса, в четырехсерийной картине играет Илья Носков. Задействованы в фильме и такие известные актеры, как Марина Неелова, Сергей Безруков, Сергей Чонишвили и Олег Басилашвили. Первые экранизации произведений Акунина вошли в списки лучших фильмов российского кино 2000‑х. В частности, огромный успех имели фильмы «Турецкий гамбит» и «Статский советник», посвященные приключениям Фандорина.

 

Литературные эксперименты

В 2000 году Чхартишвили отошел от ставшего столь популярным образа Фандорина. В этот период он начал два новых цикла романов. «Приключения магистра» – детектив, события которого происходят параллельно в двух временах: в наши дни и в XVII веке.

 «Провинциальный детектив» повествует о приключениях монахини Пелагии, которая благодаря необычайной интуиции успешно расследует жуткие преступления. Про монахиню вышло три книги и одна экранизация. Эта работа стала еще одним бестселлером Бориса Акунина.

А в серии «Жанры» автор устраивает некий литературный эксперимент.

«Здесь будут представлены “чистые” образцы разных жанров беллетристики, причем каждая из книг носит название соответствующего жанра», – объяснил писатель в одном из интервью. Книги этой серии – «Детская книга для мальчиков», «Шпионский роман», «Фантастика», «Квест». «Детская книга для девочек».

Еще одна серия книг, уже сильно отличающаяся от предыдущих произведений, была представлена читателям в 2012 году. В «Семейном альбоме» мы заново знакомимся с писателем Акуниным – мыслителем и философом, а в самих работах виден синтез философских размышлений и художественной прозы.

О том, что Чхартишвили творит под псевдонимом Борис Акунин, стало известно практически сразу, но в 2012 году он раскрыл еще два своих псевдонима – Анатолий Брусникин и Анна Борисова. Именем Брусникина были подписаны исторические романы «Девятный Спас», «Герой иного времени» и «Беллона». А псевдонимом с женским именем Григорий подписал свои романы с оттенками мистики, фантастики и психолого-философского реализма – «Там…», «Креативщик», «Vremena goda». Как признался писатель, эксперимент был ему необходим, чтобы без давления уже известного имени попробовать себя в новых стилях и методах и, что интересно, показать читателю, что популярность может прийти к любому человеку.

У зарубежных критиков творчество российского писателя вызывает неоднозначные суждения. Например, Ричард Лурье, американский писатель и журналист The New York Times считает, что секрет успеха Акунина в выборе момента: «Россиянам всегда недостает середины – центристской силы в политике, среднего класса, литературы, рассчитанной на обывателя. Недостаток стабилизирующего центра привел к некоторым драматическим “заносам” в их истории, но теперь они уже по горло сыты театральными моментами и яркими цветами и предпочитают экспериментировать, по крайней мере сейчас, с такими экзотическими вещами, как зарабатывание денег и обычная повседневная жизнь. Сюда входит и чтение, но лишь как способ отвлечься и развлечься, а не для поисков “истины”, каковую им раньше обещал как правящий режим, так и подпольный самиздат. А еще россияне, по самым разнообразным причинам, стремятся воссоединиться с дореволюционным прошлым, образ которого был столь искажен советской пропагандой. Романы Акунина удовлетворяют всем этим потребностям. Их действие происходит в России, которой правят цари, а в смысле языка они пародируют стиль XIX века. Каждая глава снабжена подзаголовком (например, глава первая, “в которой описывается некая циничная выходка”), а сыщика, стоящего в центре повествования, автор постоянно называет “наш герой” – элементы, которые или позабавят, или будут раздражать, в зависимости от вкуса читателя».

 

История для дилетантов

Любовь к истории Григория Шалвовича сыграла ключевую роль в появлении такого фундаментального труда, как «Истории Российского государства». Заниматься этим крупным проектом он начал в 2013 году.

«Когда задается вопрос, кто виноват, сразу находится масса ответов: виноваты эти, нет, виноват Сталин, виноваты большевики, нет, виноваты Романовы. Начинаешь думать и уходишь все дальше и дальше в прошлое», – рассуждает автор.

В поисках ответов он обратился к самым истокам, изучая многочисленные труды, сравнивая информацию и отсеивая сомнительные или неподтвержденные данные. В итоге решил, что напишет историю России глазами не историка, а писателя. В качестве будущей аудитории Чхартишвили назвал людей, которые хотят разобраться в прошлом своей страны, но не в академической подаче, а в доступной и понятной форме.

Первый том «От истоков до монгольского нашествия» публика увидела в ноябре 2013 года. Выпущен он был сразу в четырех вариантах: в традиционном бумажном с несколькими сотнями цветных иллюстраций и карт, в аналогичной электронной версии, аудиокниге в озвучивании Александра Клюквина и бюджетном цифровом формате без сопроводительных иллюстраций. Всего было написано три тома «Истории Российского государства», а также опубликованы художественные произведения, входящие в этот же цикл.

Несмотря на то, что автор сразу определил границы своей компетенции, заявив, что в своих изысканиях не претендует на научность и излагает собственную точку зрения на происходящие в государстве события, на него обрушилось море критики. Историки, не стесняясь в формулировках, назвали проект дилетантским.

Несмотря на негативные отзывы, автор продолжил свои историко-литературные исследования. Так, в 2018 году «История Российского государства в повестях и романах» была продолжена книгой «Ореховый Будда».

Григорий Шалвович не отказался и от исследований в области японской литературы. И здесь работа не осталась неоцененной. В 2005 году МИД Японии вручило ему почетную грамоту за существенный вклад в развитие российско-японских отношений в честь 150-летия установления межгосударственных связей. А спустя четыре года он стал кавалером ордена Восходящего солнца 4-й степени и получил премию действующего под эгидой правительства Японского фонда. Не остались забытыми и его заслуги как переводчика – в 2007 году Чхартишвили получил премию «Нома» как лучший переводчик книг японского писателя Юкио Мисимы.

Отмечена наградами и литературная деятельность писателя. Борис Акунин впервые был номинирован на приз «Букер – Smirnoff», но в финал не прошел. Зато литературную премию «Антибукер» беллетрист получил. Наградой увенчался роман «Азазель» в составе серии «Новый детектив» – произведение попало в короткий список Британской ассоциации писателей-криминалистов.

 

Борис Акунин – это, безусловно, очень яркое и масштабное явление в российской литературе. Романы писателя переведены на 35 языков и изданы в Японии, Нидерландах, Германии, Италии, Финляндии, Франции. Несмотря на то, что оппозиционно настроенный автор уже несколько лет живет в Лондоне, его популярность в России нисколько не ослабла. Книги Акунина по-прежнему востребованы, и поклонники с нетерпением ждут очередную новинку.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.