220 лет со дня рождения великого Александра Дюма-отца
Теодор Тэтов
Без малого 20 лет назад во Франции состоялась необычная церемония. На кладбище в городке Вилле-Котре было эксгумировано тело человека, который был похоронен там еще в 1870 году. Новый гроб был задрапирован голубым бархатом, а сопровождали его четверо мужчин в костюмах мушкетеров: то были офицеры республиканской гвардии, которые были одеты в мушкетерские костюмы XVII века. Они изображали известных литературных персонажей: Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна. А в гробу, который они эскортировали в мавзолей Парижского Пантеона, находились останки великого создателя саги о мушкетерах – писателя Александра Дюма.
Тома-Александр Дюма
Перезахоронение было осуществлено по приказу президента Франции Жака Ширака. Вся церемония транслировалась по телевидению, а президент Ширак выступил на церемонии с речью, в которой признал не только достойное место Александра Дюма в истории страны и в сокровищнице ее литературы, но и то, что в прошлом расизм во Франции порой играл немалую роль. Хотя писатель был захоронен в Вилле-Котре согласно его собственному завещанию, его, конечно же, надлежало захоронить в Пантеоне, как одного из величайших сынов Франции. И если это не было сделано раньше, то здесь свою роль сыграл расизм.
Все дело было в происхождении великого писателя. Его дед, маркиз Александр Антуан Дэви де ла Пайетри, служил Франции в качестве генерального комиссара артиллерии в колонии Сан-Доминго (ныне Гаити). Там он влюбился в черную рабыню по имени Мари-Сессете Дюма и даже женился на ней. В 1762 году она родила ему сына: Тома-Александра. В 1772 году она умерла, а маркиз и его сын-мулат вернулись в Нормандию. Тогда рабство еще не было отменено, и мальчик прошел немало испытаний из-за своего цвета кожи. Однако в то время Французская империя все же обеспечивала правовую защиту людям смешанной расы, и в 24 года Тома-Александр вступил в армию. Чтобы защитить репутацию аристократической семьи, он записался под девичьей фамилией своей матери.
После революции его отец маркиз потерял свои поместья, но Тома-Александр Дюма проявил себя как способный и отважный солдат революционной армии и сделал чрезвычайно успешную военную карьеру – в 31 год он уже был генералом.
Революционная армия была печально известна своей жестокостью, но сам Тома-Александр оставался человеком благородным и высокоморальным. Он даже попал под подозрение революционного Комитета Общественной безопасности, потому что, когда армия занималась подавлением крестьянского восстания в Вандее, он запретил своим людям насильничать и мародерствовать. Но для армейского начальства было все же важнее то, что он выигрывал битву за битвой, а на врагов наводил ужас: австрийцы, к примеру, прозвали его «Черным дьяволом».
Когда Наполеон Бонапарт начал готовить почву, чтобы стать императором, генерал остался ему верен. Однако Наполеон относился к нему с подозрением: мулат прославился своей смелостью и к тому же искренне был предан идее республики. В итоге они поссорились во время французского вторжения в Египет в 1798 году, и с этого часа Наполеон, похоже, искал удобного случая, чтобы избавиться от генерала Дюма. В 1799 году тот попал в плен в ходе боев в Неаполе. Наполеон мог бы похлопотать, чтобы выручить его или обменять, но предпочел оставить генерала в сырой темнице. Тома-Александр был освобожден в 1801 году только благодаря просьбам помиловать его, которые поступили от его будущей жены Мари-Луизы Элизабет Лабуре. Бывший генерал женился на ней 24 июля 1802 года в Вилле-Котре, недалеко от Парижа, и там же она родила сына Александра Дюма, который стал впоследствии одним из самых знаменитых писателей Франции.
Отец его так и не оправился от пребывания за решеткой: к моменту освобождения он был частично парализован, ослеп на один глаз и временно оглох. Его домочадцы и он сам подозревали, что генерала отравили. Он умер в 1806 году от рака желудка, когда его сыну еще не исполнилось и четырех лет. Его задолженность по зарплате и военная пенсия так и не были семье выплачены, и она пребывала в нищете. А полтора столетия спустя, когда нацисты оккупировали Францию, они уничтожили в Париже единственную уцелевшую статую генерала, потому что она изображала человека «низшей расы»…
Начало литературной деятельности
Мари-Луиза не могла, конечно, обеспечить сыну хорошее образование, но юный Александр любил слушать рассказы матери о военных подвигах отца. И главное – он любил читать и читал все, что попадалось под руку. Все услышанное и прочитанное породило у него огромный интерес к приключениям и к героям разных периодов в истории Франции.
Несмотря на бедность, семья по-прежнему пользовалась высокой репутацией отца и имела кое-какие связи в аристократических кругах. Неудивительно, что после восстановления монархии двадцатилетний Александр Дюма переехал в Париж, где получил работу в Пале-Рояле у могущественного герцога Орлеанского.
Его литературная биография начиналась так же, как и у других европейских писателей: в Париже Дюма стал писать статьи для журналов, а также пьесы для театра. В 1829 году его пьеса «Кристина» стала довольно популярной, и в результате он смог позволить себе отныне заниматься исключительно литературным трудом. В 1830 году он участвовал в революции, которая свергла короля Карла X и заменила его на троне бывшим работодателем Дюма – герцогом Орлеанским, который стал править как король Луи-Филипп I.
До середины 1830-х годов ситуация во Франции оставалась напряженной из-за спорадических беспорядков: республиканцы были недовольны монархическим режимом, обедневшие рабочие стремились к переменам. По мере того как жизнь постепенно входила в нормальное русло, в стране стала расти промышленность, а улучшение ситуации в экономике и отмена цензуры в прессе и литературе дали возможность Александру Дюма в полной мере использовать свой природный талант. Написав несколько имевших успех пьес, он обратился к романам.
Надо признать, что деньги, которые он заработал уже в первые годы своей литературной карьеры, сыграли немалую роль в формировании его экстравагантного образа жизни: он тратил больше, чем зарабатывал. Но при этом он был поразительно чутким, когда дело касалось литературного рынка. В конце 1830-х годов резко повысился спрос на публикации серийных романов в газетах, и Дюма удачно переработал одну из своих пьес в первый свой серийный роман, который назывался «Капитан Поль». Успех его был огромен, и Дюма принял решение создать нечто среднее между издательством и литературным цехом. Его детище выпустило сотни историй, причем они создавались благодаря его идеям, его творческому поиску и руководству.
С 1839 по 1841 год Дюма с помощью друзей составил сборник очерков об известных преступниках в европейской истории: отцеубийце Беатриче Ченчи, отравителях Чезаре и Лукреции Борджиа, а также о преступниках более позднего периода – в первую очередь о тех, кто был публично казнен.
Особую роль в развитии творчества Александра Дюма сыграли его дружба и сотрудничество с известным мастером фехтования Огюстеном Гризье. Мастера шпаги стали героями в ряде исторических и приключенческих романов Дюма.
Дюма был дружен почти со всеми известными писателями и художниками его времени. При этом их объединяло не только творчество, но и порок: Дюма был членом парижского Клуба любителей гашиша, в который входили также Виктор Гюго, Эжен Делакруа и Оноре де Бальзак.
У писателя с молодых лет было множество поклонниц и возлюбленных. В 1840 году он женился на актрисе Иде Феррье, и они оставались женатыми до ее смерти в 1849 году. Но историки подозревают, что у него было четыре десятка любовниц, из которых четыре стали матерями его незаконнорожденных детей. Сына, названного в его честь Александром, он признал в возрасте семи лет и взял на себя его образование и воспитание, разлучив мальчика с матерью. Дюма-младший пошел по стопам отца и тоже стал успешным писателем и драматургом. Чтобы различать их, одного называют Дюма-отцом, а другого – Дюма-сыном.
При этом творчество Дюма-отца было несравненно многообразнее, монументальнее и богаче, чем творчество его талантливого сына, автора знаменитой драмы «Дама с камелиями».
Рождение бессмертных романов
Приключения, которые описывались в исторических хрониках Александра Дюма-отца, захватывали воображение французской публики, с нетерпением ждавшей возможности приобрести продолжение каждой саги. Его творчество высоко оценили в России, Италии, Англии, а затем и в США. Среди его многочисленных произведений наибольший успех имели «Три мушкетера» (1844 ) и два других романа трилогии о мушкетерах – «Двадцать лет спустя» (1845 ) и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1847–1850 ), а также «Железная маска» (1845 ), «Граф Монте-Кристо» (1845–1846), «Королева Марго» (1845 ), «Графиня де Монсоро» (1846 ), «Сорок пять» (1847 ), «Ожерелье королевы» (1849–1850), «Черный тюльпан» (1850 ) и многие другие.
Некоторые историки литературы утверждают, что Александр Дюма-отец широко пользовался помощью довольно многочисленных литературных доноров, которых сегодня называют «теневыми авторами», или «писателями-призраками». Из них самым известным был Огюст Маке, который якобы предложил Дюма сюжет «Трех мушкетеров» и других романов, писал их начерно, а Дюма добавлял, мол, детали, диалоги и заключительные главы. Это, конечно, не так. Маке и другой помощник Дюма по имени Фарно действительно помогали ему в поисках исторических фактов, которые позволяли писателю разрабатывать сюжет, но все остальное, что было связано с работой над книгой, делалось им самим. Недаром Александр Дюма-сын так отвечал хулителям его отца, которые пытались принизить значение его творчества: «Мой отец – океан, вам не загрязнить его своими нечистотами…»
Романы писателя принесли ему финансовое благополучие, но большую часть жизни Александр Дюма-отец был на грани банкротства или в долгах. Причина была в том, что он жил непозволительно роскошно, тратил много денег на женщин. Замок Монте-Кристо, который он построил в 1847 году на средства, полученные от публикации романа «Граф Монте-Кристо», часто принимал малознакомых ему людей, которые пользовались щедростью и гостеприимством писателя. Но даже это не могло разорить его, пока не произошло свержение короля Луи-Филиппа.
Первый президент Второй Французской империи Шарль Луи Наполеон Бонапарт, он же Наполеон III, не был благосклонен к Дюма. В 1851 году писатель, спасаясь от кредиторов, вынужден был перебраться в Брюссель, а потом еще дальше – в Россию. В те времена французский язык в России был фактически вторым языком, и произведения Дюма пользовались там огромной популярностью. Дюма провел два года в России, прежде чем отправиться на поиски новых приключений и сюжетов для новых романов.
В марте 1861 года было провозглашено Итальянское королевство во главе с Виктором Эммануилом II. В течение следующих трех лет Александр Дюма принимал участие в борьбе за объединенную Италию, причем не отказывался от этой борьбы и вернувшись в Париж в 1864 году.
Возможно, из-за отношения к нему Луи-Наполеона Франция так и не смогла в конце XIX века оценить писателя по достоинству. Только в ХХ веке ему воздали должное, причем, судя по всему, сначала в России и Италии и только потом в самой Франции.
Между тем объективная оценка его творчества сегодня такова: Франция произвела на свет много великих писателей, но ни один из них не пользовался такой популярностью, как Александр Дюма. Его романы и повести переведены почти на сто языков и легли в основу более 200 кинофильмов в самых разных странах мира.
Возьмем, к примеру, его бессмертный роман «Три мушкетера», действие в котором происходит между 1625 и 1628 годами, во время правления французского короля Людовика XIII. Всего было снято более 50 кинофильмов и телесериалов, основанных на этом романе, причем первый фильм был снят на заре немого кино, а один из последних телесериалов создан Би-би-си в 2014 году. Д’Артаньяна в разные годы играли такие известные актеры, как Дуглас Фэрбенкс, Джон Уэйн, Джин Келли, Майкл Йорк.
Двухтомный роман «Граф Монте-Кристо» был опубликован в 1844–1846 годах. Действие его происходит в 1815–1829 и 1838 годах. В романе излагается история некоего Эдмона Дантеса, многообещающего молодого капитана, которого оговаривают завистники, чтобы засадить в тюрьму. После 14 лет заточения в замке Иф Дантес сбегает, становится невероятно богатым и, купив графский титул, начинает безжалостно мстить всем, кто заставил его страдать все эти годы.
Заметим, что горестная судьба Дантеса во многом схожа с судьбой отца Дюма – только тому не удалось отомстить. Генерал, который участвовал во Французской революции и сделал так много для возвышения Наполеона, был им предан и умер совсем еще не старым человеком, оставив жену и сына в бедности.
«Граф Монте-Кристо», действие в котором происходит в нескольких странах, имел огромный успех и популярен сегодня не менее, чем «Три мушкетера». Он стал основой для спектаклей, фильмов, сериалов и радиопостановок. Начиная с 1912 года было выпущено более 25 кинофильмов и киносериалов, снятых по этому роману Дюма. В роли Эдмона Дантеса снимались такие выдающиеся актеры, как Жан Маре, Жерар Депардье и Ричард Чемберлен. Несколько адаптаций романа были положены в основу кинофильмов в Индии, России и других странах. Любопытно, что один из телесериалов был создан в Гонконге в 1977 году: в нем действие происходит в Южном Китае в эпоху Республики. Существует и венесуэльская версия, в которой Эдмон Дантес заменен на женский персонаж. Самая известная адаптация романа – полнометражный фильм 2002 года.