МАСТЕР «ГОРОДСКОЙ ПРОЗЫ»

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

К 95-летию яркого представителя литературного процесса 1960–1970-х годов в СССР Юрия Трифонова

Мария Раевская


Юрий Трифонов родился 28 августа 1925 в Москве, в семье революционера и партийного работника. В 1937–1938 годах его родители были репрессированы. История семьи художественно воплощена во многих произведениях Трифонова, в том числе в документальной повести «Отблеск костра» и в романе «Дом на набережной».

Свою литературную деятельность Трифонов начинал как поэт: в 1944 году он принес в приемную комиссию Литературного института три тетради со стихами и рассказ. Однако его поэзия на приемную комиссию не произвела никакого впечатления. А вот рассказ понравился Константину Федину, и писатель принял юношу в свой семинар прозы.

И дебют Трифонова-прозаика был блестящим: в 1951 году его дипломный роман «Студенты» о жизни послевоенного пединститута опубликовали в «Новом мире». 26-летний писатель получил Сталинскую премию третьей степени и огромную славу. На гонорары Трифонов отремонтировал семейную дачу, купил «Победу» (личный автомобиль в то время был огромной редкостью!) и нанял шофера. Однако успех оказался недолгим: публика быстро потеряла интерес к книге. Да и сам Трифонов к ней быстро охладел. Повесть написана по типичным соцреалистическим шаблонам. Правильный парень, коллективист Вадим Белов противопоставлен его другу и однокурснику Сергею Палавину, которого автор наделил всеми возможными отрицательными качествами: индивидуалист, карьерист, эгоцентрик, плагиатор, предатель, автор бездарной повести. Есть в «Студентах» и откровенно конъюнктурные моменты: Белов обличает преподавателя Козельского за низкопоклонство перед Западом и космополитизм. В 1976 году Трифонов подарил томик «Студентов» бельгийской славистке Каролине де Магд Соэп с автографом: «Это книга, которую я не писал».

После «Студентов» Трифонов пережил затяжной творческий кризис. Спасение он находил в работе спортивным журналистом (больше всего писал о футболе и шахматах), ездил специальным корреспондентом спортивных изданий за границу. Например, в феврале 1964 года был на IX Олимпийских играх в Инсбруке. В рассказе «Недолгое пребывание в камере пыток» его герой (весьма похожий на автора) вспоминает: «Ему казалось, что о спорте можно писать так же всерьез, как, скажем, о гробнице Лоренцо Медичи во Флоренции».

Трифонов написал сценарии к нескольким художественным и документальным фильмам о спорте, в том числе к известной драме Рафаила Гольдина «Хоккеисты» (1965).

В 1972 году Трифонов написал для книжной серии «Пламенные революционеры» повесть «Нетерпение» об Андрее Желябове (1851–1881), члене Исполнительного комитета партии «Народная воля», организаторе убийства Александра II. Серия была предназначена для популяризации биографий знаменитых революционеров. Но Трифонов воспринял историю Желябова как тяжкий урок для ХХ века. Начало работы над повестью совпало со всплеском революционного экстремизма за пределами Советского Союза: «Красные бригады» в Италии, «Фракция Красной армии» в Западной Германии и пр. Мысль о духовном сходстве российских революционеров и западных террористов не оставляла Трифонова и после опубликования романа. В 1979 году он рассуждал в дневнике о природе экстремизма. В частности, о том, что шумиха в прессе преступникам только на руку. «Терроризм достигает цели не через действие, а через реакцию на него, (…) вызывает сложный комплекс – ненависти, восхищения, отчаяния, надежды и страха. Это кривое зеркало, но с мощным усилителем. «Усилителем» как раз является масс-медиа. Газеты и телевидение устроили из терроризма подлинный «университет миллионов».

В повести «Другая жизнь» (1975) о женщине, потерявшей мужа и лишь после его смерти полюбившей его по-настоящему, отразилась семейная трагедия самого Трифонова. 26 сентября 1966 года на прибалтийском курорте Друскининкай скончалась от инфаркта его первая жена Нина Нелина, певица Большого театра. Ей было 43 года, они 14 лет прожили в браке, растили дочь Ольгу. Но их брак уже почти исчерпал себя: в Друскининкай Нина отправилась после крупной ссоры с мужем. Трифонов винил себя в смерти жены. «Как будто два друга отправились в бой, а из боя возвратился только один», – вспоминала их дочь Ольга.

Юрий Трифонов был кумиром советской интеллигенции. В его повестях «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) отразился мир советского горожанина времен «застоя». С легкой руки Трифонова дом, где он вырос – Первый дом советов на Берсеневской набережной Москвы-реки – стали называть «Домом на набережной», в честь одноименного романа 1976 года. Книги Трифонова издавались небольшими тиражами, но в библиотеках на них, а также на журналы с его повестями записывались в очередь.

Вдова писателя Ольга Трифонова хранит у себя бумажное объявление, сорванное со столба неподалеку от станции «Строитель»: «Товарищи! Если кто-то из вас купил на днях с рук книжку Ю. Трифонова «Другая жизнь» (серия «Приложение к журналу «Дружба народов»») – знайте, она краденая. Умоляем вернуть по адресу: Строитель, ул. Шишкина, 1 за любое вознаграждение и глубочайшую благодарность».

В отличие от многих советских писателей, Трифонов оказался не забыт и в новом тысячелетии. В 2004 году Сергей Урсуляк экранизировал его повесть «Долгое прощание», а в 2007-м Аркадий Кордон снял сериал «Дом на набережной».

Прототипом героев двух романов Трифонова – вундеркиндов Антона Овчинникова из «Дома на набережной» (1976) и Лени Карася из неоконченного романа «Исчезновение» (опубликован посмертно в 1987 г.) стал друг детства будущего писателя и его сосед по «Дому на набережной» Лев Федотов. «Он был удивительно всесторонне развитой личностью, – вспоминал Трифонов. – С мальчишеских лет он бурно и страстно развивал свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, точно боялся опоздать куда-то. Он увлекался в особенности минералогией, палеонтологией, океанографией, прекрасно рисовал, он был влюблен в симфоническую музыку, писал романы в толстых общих тетрадях в коленкоровых переплетах. Кроме того, он закалялся физически – зимой ходил без пальто, в коротких штанах, владел приемами джиу-джитсу и, несмотря на врожденные недостатки – близорукость, некоторую глухоту и плоскостопие, – готовил себя к далеким путешествиям и географическим открытиям». В апреле 1943 года Лев был призван в армию и, не доехав до фронта, погиб под бомбежкой.

Смерть Юрия Трифонова была неожиданной. 26 марта 1981 года писатель перенес операцию по удалению почки. 28 марта у него внезапно оторвался тромб и закупорил легочную артерию. Трифонову не было и 56 лет.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.