ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СУДЬБА РЭЯ БРЭДБЕРИ

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

К 100-летию знаменитого американского писателя, поэта и фантаста

Рэй Дуглас Брэдбери

Необычный, уникальный, неординарный – такие эпитеты можно применить к творчеству выдающегося писателя-фантаста Рэя Дугласа Брэдбери.

Талантливый ребенок родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Его мать Мари Эстер Моберг была родом из большого шведского клана Мобергов. Предки Рэя по отцовской линии были первопереселенцами-англичанами, обосновавшимися в Америке в 1630 году. Интересно, что в конце XIX века прадед и дед Рэя издавали две иллинойские газеты.

Отношения с отцом Леонардом Сполдингом Брэдбери и старшим братом у Рэя никак не складывались. Сказывалась несхожесть характеров: Рей Брэдбери сильно отличался мечтательностью и любовью к чтению.

Творческая деятельность

Из-под пера Рэя Брэдбери вышло свыше четырехсот рассказов. Это и «Завтра конец света» (The Last Night of the World), и «Берег на закате» (The Shoreline at Sunset), и «Улыбка» (The Smile), а также «И грянул гром» (A Sound of Thunder) и многие другие. Удивительно, что автор этих уникальных творений получил только школьное образование, хотя в школе он посещал поэтический кружок – вместе с тринадцатью талантливыми девочками.

В 30-х годах семейство Брэдбери переехало в Лос-Анджелес. С выбором, кем он хочет стать, юный Рэй определился еще в 12 лет. Упорно, шаг за шагом он осваивает нелегкую профессию писателя, несмотря на Великую депрессию, царившую в Америке.

А в возрасте 20 лет Рэй стал зачитываться произведениями Достоевского, которые были своего рода учебниками для талантливого юноши.

В 1937 году Брэдбери вступает в «Лигу научных фантастов», объединение молодых писателей. Спустя время, его первые рассказы можно было увидеть в дешевых изданиях в мягких обложках. Но среди иных произведений они выделялись лиричностью и глубиной мысли.

Первые серьезные работы Рэя Брэдбери – это его сборник рассказов под названием «Мрачный карнавал», изданный в 1947 году, а также произведения «Марсианские хроники» и «451 градус по Фаренгейту», которые увидели свет в 1950-м. Первое издание «Марсианских хроник» завоевало поклонников таланта писателя.

Кстати, первый экземпляр книги «Марсианские хроники» был набран руками преданной соратницы и жены Маргарет (и посвящен также ей). С этой женщиной автор уникальных фантастических произведений связал свою судьбу 27 сентября 1947 года. Она придавала большое значение творческой работе Рэя и поэтому создавала мужу все условия для этого.

Эрудированная и образованная женщина, Маргарет владела четырьмя языками, хорошо знала особенности литературы и отдавала предпочтение таким писателям, как Агата Кристи, Марсель Пруст и, конечно же, ее любимый Рэй Брэдбери. В браке этой чудесной пары родились четыре дочки: Александра, Сьюзен, Беттина и Рамона.

Еще одной серьезной работой Брэдбери можно считать вышедшую в 1957 году книгу «Вино из одуванчиков» – роман, который был составлен из отдельных рассказов. К сожалению, продолжение, которое называлось «Лето, прощай», сразу не было напечатано: этот роман увидел свет лишь в 2006 году.

Уникальность таланта Брэдбери

Что же является главным достижением Рэя Брэдбери? То, что он сумел заинтересовать своего читателя новыми жанрами фантастики и фэнтези, которые до того использовались в литературе редко. После 1963 года Брэдбери, как и прежде, продолжал публиковать рассказы, но, кроме этого, заинтересовался новым жанром – драмой. Следствие этого – первый сборник пьес The Anthem Sprinters and Other Antics, посвященный Ирландии, который был выпущен в 1963 году.

Увлечение Брэдбери поэзией проявилось в написании трех сборников, которые в 1982 году вышли в одном томе. За этот период жизни автор создавал много романов и рассказов, далеких от фантастического жанра, публиковался в различных журналах.

Важной составляющей творческой жизни стало для Рэя Брэдбери и кино. Воспитанный на классических голливудских фильмах, писатель-фантаст называет свои рассказы, романы и повести «кинематографичными». Кроме того, из-под его пера вышло множество киносценариев, в частности к фильму «Моби Дик», который стал самым успешным.

С 1985 по 1992 год выходит цикл телепередач «Театр Рэя Брэдбери», который состоит из 65-ти мини-фильмов, снятых по мотивам рассказов Брэдбери. Его творчество как сценариста высоко оценил выдающийся режиссер Сергей Бондарчук.

Любопытно, что Альфред Хичкок первоначально предложил Брэдбери написать сценарий для фильма «Птицы», снятого в 1963 году по мотивам одноименного рассказа Дафны Дюморье. Однако из-за работы над другим проектом Хичкока – сериалом «Альфред Хичкок представляет» – Брэдбери не смог взяться за этот сценарий. Позже Брэдбери очень сожалел, об этом. «Фильм полон дыр. Он слишком длинный. Я часто думаю, что бы случилось, если бы я писал сценарий. Концовка фильма, каким мы его знаем, получилась крайне неудачной», – сетовал он.

Предвидения фантаста

Рэй Брэдбери создал несколько произведений, в которых на удивление точно предсказал технологии и тренды, появившиеся в будущем. С каждым годом все больше изобретений, описанных в его книгах, воплощаются в жизнь.

Так, в рассказе «Вельд» Брэдбери описывает комнату с эффектом присутствия. Она может создавать изображение, звуки и запахи, а также, судя по событиям сюжета, еще и воздействовать на материальные объекты.

С каждым годом все больше изобретений, описанных в книгах Брэдбери, воплощаются в жизнь

Современные технологии виртуальной реальности пока не способны симулировать запахи, а вот обманывать мозг звуками и картинкой – вполне. До взаимодействия с материальным миром тоже недалеко: уже есть разработки, которые позволяют «почувствовать» виртуальные вещи с помощью перчаток с тактильной обратной связью, контроллеров, меняющих форму в руках пользователя, или подаваемых в мышцы электрических импульсов.

В рассказе «Пешеход» и других произведениях фантаста фигурируют автомобили, которые ездят сами по себе, а также умеют вести с людьми диалог.

Нынешние беспилотные автомобили пока не идеально ориентируются на дорогах, и осмысленно разговаривать с людьми им еще не удается. Но они наверняка скоро поумнеют: сферы компьютерного зрения и искусственного интеллекта развиваются семимильными шагами.

В романе «451 градус по Фаренгейту» описаны радиопередатчики- «ракушки», которые плотно прилегают к ушам и воспроизводят звук без проводов.

Также в романе «451 градус по Фаренгейту» можно найти описание еще одной современной технологии – круглосуточных банкоматов. Они выглядят немного не так, как их представлял писатель, но это тоже, по сути, роботы.

В рассказе «Убийца» 1953 года фантаст предсказал появление устройств, которые позволят разговаривать друг с другом на расстоянии без проводов. В его представлении это были радиобраслеты – небольшие девайсы в виде часов со встроенным микрофоном и динамиком. Выходит, Брэдбери предвидел сразу две технологии: сотовую связь и умные часы. Например, звонки можно совершать с Apple Watch – точно так, как описано в книге.

В «451 градусе по Фаренгейту» за главным героем гонится механический пес-ищейка, и это в прямом эфире транслируют по телевидению с помощью вертолетов с камерами. Идеи фантаста оказались поразительно пророческими: в начале 1990-х американские каналы стали транслировать полицейские погони в прямом эфире, используя вертолеты с камерами на борту.

В произведениях фантаста встречается тема изоляции общества. Из-за развития технологий люди все меньше общаются друг с другом вживую («451 градус по Фаренгейту»), не уделяют внимания близким («Вельд»), а иногда даже вовсе не выходят из дома, потому что окружающий мир им заменяют телевидение и роботы («Пешеход»).

«“Все теперь замыкаются по вечерам в домах, подобных склепам”, – подумал он, продолжая недавнюю игру воображения. Склепы тускло освещает отблеск телевизионных экранов, и люди сидят перед экранами, точно мертвецы; серые или разноцветные отсветы скользят по их лицам, но никогда не задевают душу», – пишет фантаст в рассказе «Пешеход».

Рэй Брэдбери смог предсказать многие изобретения и тренды будущего. Но главный посыл практически всех его произведений сводится к тому, что развитие технологий таит в себе опасность превращения людей в бездушные биомашины.

Последние годы жизни

Самый последний крупный роман Брэдбери был опубликован в 2006 году. В возрасте 79-ти лет писатель пережил инсульт, в результате чего вынужден был сидеть в инвалидном кресле. Но даже в таком состоянии автор способен был шутить и сохранять бодрость духа. «Представьте себе заголовки во всех газетах мира, – отвечал писатель журналистам, когда ему было девяносто. – Брэдбери исполнилось сто лет! Мне сразу выдадут какую-нибудь премию». Увы, до столетнего юбилея известный писатель не дожил восемь лет. Он умер в 2012 году.

Такова фантастическая судьба прозаика и сценариста, поэта и фантаста Рэя Брэдбери.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.