Загадка Туринской плащаницы

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Представляем вниманию читателей фрагменты из книги Вячеслава Катамидзе «Таинственная Библия»

    Крупнейшие художники прошлого подарили человечеству картины, на которых изображен печальный сюжет: оплакивание Христа, снятого с креста, на котором его распяли римляне. Между тем более важным и более интригующим, на мой взгляд, является сюжет, когда ему протягивают привязанную к длинной пальмовой ветви губку, смоченную уксусом. Хотя сцена эта описывается евангелистами по-разному, в одном они сходятся: вскоре после этого Иисус издал громкий возглас и испустил дух.

   Впрочем, можем ли мы быть уверенными, что на губке был уксус?  <…>

    Историки Керстен и Грубер полагают, что на губке был опиум или какой-то опиумный раствор. Возможно, то был раствор опиума и вина, пахнущий как уксус. Одно ясно: Иисус потерял сознание, что было воспринято римлянами как то, что он умер на кресте. Один из них даже ткнул его копьем в бок; эта рана не была опасна для его жизни, но из раны вытекло небольшое количество крови и сукровицы. Иисус не пошевелился, и теперь у римлян не было больше никаких сомнений насчет того, что казненный мертв.

     Что было дальше, сообщается в Евангелии от Иоанна:

     «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса, и Пилат позволил. Он пришел и снял тело Иисуса».

     «Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста».

    «Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».

      «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».

     Евангелист Матфей добавляет к этой информации важные детали:

     «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею. И положил его в новом своем гробе, который высек в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился».

Изображение лица на Туринской плащанице (негатив)

Иосиф подготовился к тому, что должно произойти после снятия с креста, купив место для погребения. И гробница эта была совсем недалеко от места распятия, чтобы безжизненное тело распятого можно было быстро туда доставить.

    Иосиф взял на себя переговоры с Пилатом, и, поскольку он был уважаемым человеком и, судя по всему, довольно богатым, смог убедить прокуратора в том, что день близится к концу, а день этот – пятница, и поэтому все, что касается омовения покойного и прочих приготовлений к захоронению, должно быть закончено до наступления субботы, священного дня для евреев, когда им возбраняется делать что бы то ни было. Не исключено, что он задобрил самого прокуратора и центурионов золотом – якобы от имени родственников покойного.

    Иосиф также приобрел новую плащаницу – дорогую ткань для того, чтобы подложить ее под тело Иисуса и накрыть его ею. То, что плащаница была куплена именно Иосифом Аримафейским, подтверждает нам евангелист Марк. Наверное, ни у кого другого не было бы денег, чтобы купить дорогую ткань, предназначенную именно для этой цели.

    Теперь давайте спросим себя: с какой стати Иосиф Аримафейский решил купить для Иисуса гробницу в Иерусалиме?     Если Иисус жил в Назарете и там были похоронены все его предки, то естественно было бы предположить, что родственники отвезут его тело туда, в Назарет, и захоронят в семейной гробнице. Самому Иосифу, предки которого были захоронены в Аримафее, гробница в Иерусалиме тоже была не нужна: наверняка он завещал захоронить его рядом с его родными. Если речь шла о том, что тело покойного должно где-то пролежать до воскресенья, у меня нет сомнений в том, что в Иудее, где так чтили законы субботы, были предусмотрены места, где можно было бы оставить покойника на двое суток, пока не была бы готова телега для его перевозки в Назарет.

    Что же получается? А то, что гробница, заказанная Иосифом Аримафейским, предназначалась не для мертвого Христа, а для живого. Его задачей было доставить Иисуса в эту гробницу как можно быстрее, с тем чтобы попытаться спасти ему жизнь. <…>

    Очевидно, что Иосиф и Никодим планировали густо обмазать снятого с креста человека смесью мирра и алоэ, а затем накрыть его плащаницей, чтобы быстро шел процесс заживления.  Так как Иисус был под действием опиума, он не должен был шевелиться, и тревожить его не собирались по крайней мере до следующего утра. Но эффективность лекарственных средств была настолько высока, что, как мы можем судить по писаниям евангелистов, Иосиф и Никодим надеялись, что Иисус будет на следующий же день в состоянии выйти из гробницы, а через несколько дней покинуть Иерусалим. Осталось выяснить только одно: выжил ли Иисус после всего пережитого. Ответ на это дает Туринская плащаница.

 Плащаница – это кусок ткани, который хранится в закрытом реликварии в кафедральном соборе Св. Иоанна Крестителя (Duomo di San Giovanni) в итальянском городе Турине. Реликварий, представляющий из себя довольно большой параллелепипед, – это несгораемый герметичный контейнер, внутри которого разреженный воздух. Крышка реликвария сделана из пуленепробиваемого стекла. Реликварий постоянно прикрыт тканью, так что увидеть реликвию можно только тогда, когда она официально выставляется.

 Полоса ткани, находящаяся внутри, длиной 4,36 м и шириной 1,1 м, – это один из самых загадочных исторических объектов в истории человечества: на нем отпечаталось изображение человеческого тела. Одни ученые верят, что это подлинный покров Христа – та самая плащаница, которую использовали Иосиф Аримафейский и Никодим, чтобы обернуть в нее Ииуса, когда он был снят с креста; другие же считают ее средневековой подделкой, причем даже связывают это творение средневекового искусства с именем гениального Леонардо да Винчи.

 Скептики полагают, что он – или подобный ему великий мастер, владевший искусством создавать изображения такого рода с помощью красителей и химических веществ, – сотворил эту подделку для церковного использования в качестве реликвии. Их противники утверждают, что, хотя до сегодняшнего дня не ясно, каким образом на плащанице появилось изображение Тела Христова, плащаница – подлинный покров Христа. Они полагают, что сочетание испарений, соков лекарственных средств и прочих условий привели к формированию изображения на плащанице. И те, и другие оперируют набором серьезных аргументов.

 В 1970 годы плащаница была сфотографирована в специальном освещении, а в 1988 году был проведен опыт по датировке ткани с помощью радиоуглеродного метода. Этот опыт привел к победе скептиков: он подтверждал, что ткань датируется средневековьем и что ей не более тысячи лет. Но триумф скептиков длился недолго. В 2005 году, незадолго до своей смерти, крупный американский ученый Ричард Роджерс выступил с заявлением, в котором признал возможность научной ошибки. Сравнивая основную часть ткани с кусочком, который был отрезан для эксперимента, Роджерс обнаружил между ними серьезную разницу: вся плащаница полотняная, а кусочек ткани содержал хлопок. Дело в том, что в строениях, где хранилась плащаница, не раз начинался пожар, и ткань была серьезно повреждена. Известно, что средневековые монахини чинили ее, а потом аккуратно подкрашивали подшитые кусочки, чтобы они не отличались от всей остальной ткани. Роджерс заявил: «Мы твердо убеждены, что наш кусочек ткани не принадлежал к ткани самой плащаницы. Этот кусочек, с которым мы проводили радиоуглеродный опыт, обладает абсолютно другими химическими свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает сама реликвия».

 Хотя многие читатели уже читали про метод радиоуглеродной датировки, я возьму на себя смелость вкратце его обрисовать. Все живое на Земле поглощает какое-то количество изотопа радиоуглерода С-14 из атмосферы. Как только организм умирает, поступление изотопа прекращается, а сам изотоп начинает медленно исчезать из материи. Ученым известно, что период полураспада этого изотопа составляет 5730 лет. Измеряя количество оставшегося С-14 с помощью масс-спектрометров, они могут рассчитать, как давно умер этот организм. Если требуется определить, сколько тысячелетий некоей окаменелости, – а радиоуглеродный метод позволяет определить ее возраст до 58–62 тысяч лет, – кусочек ее сжигают в специальных печах, получая газообразную двуокись углерода. Она содержит устойчивый углерод С-12 и неустойчивый С-14, который распадается на N-14, испуская электроны. Посчитав электроны с помощью специального прибора, можно получить возраст окаменелости.

 Читатель уже понял из сказанного, что, если ученые занимались радиоуглеродной датировкой кусочка, который был подшит к основной ткани спустя тысячу или более лет, определить подлинный возраст ткани они не смогли. Но, хотя нового опыта с тканью пока не проводили, научный мир настроен сейчас к реликвии значительно менее скептически, нежели раньше. Вся совокупность научных данных, начиная от биологических и кончая историческими, говорит в пользу того, что плащаница может быть подлинной.

 Начать стоит, видимо, с научных данных, которые могли бы подтвердить происхождение ткани. Специалисты подтверждают, что на территории древней Палестины ткань, подобная плащанице, не производилась. Двойное елочное плетение нитей является типичным для древней Сирии, и ткань, скорее всего, была куплена у купцов в Сидоне или Птолемаиде. Ткань эта дорогая, тонкая и плотная, но в то же время пропускающая воздух; именно такая нужна была Иосифу Аримафейскому, чтобы попытаться спасти Иисуса.

Микеланджело. «Пьета». 1499

Убийственным аргументом в пользу подлинности плащаницы является тот факт, что на ткани была обнаружена пыльца растений, которые произрастают на Ближнем Востоке, в частности в Иудее. К примеру, на ткани нашли пыльцу растения Sudea aegyptiaca, которое можно найти почти исключительно в соленых пустынях у Мертвого моря. А в 1998 году на плащанице была обнаружена еще и пыльца гунделии (Gundelia tourneforti), колючего растения, которое можно встретить в Сирии, Израиле, Иордании, Ираке, Иране, а также в Армении и Азербайджане, но никак не в Европе. Это подтолкнуло ученых к гипотезе, что и терновый венец Христа был сделан из колючек гунделии. Кроме нее, была также обнаружена пыльца растений, типичных для Византии, куда плащаница, согласно древним легендам, попала из Иудеи, и в том числе растения Epidemium pubigerum из района Константинополя.

 Эти находки были крайне неприятны для скептиков: невозможно представить, что тот, кто собирался сотворить подделку в Средние века, мог воспользоваться тканью, которая специально была привезена сначала в Иудею, а потом в район Константинополя только для того, чтобы на нее попала пыльца местных растений…

 Следующий аргумент, который делает бесполезными заявления о том, что плащаница – средневековая подделка, это аргумент историко-искусствоведческий. Первые христиане представляли Иисуса молодым человеком, с короткими волосами и, конечно же, безбородого. Иными словами, то был греко-римский тип, весьма сходный с языческими богами и героями. Даже на иконах и барельефах IV–V веков, на которых изображено воскресение Христа, он предстает перед нами молодым человеком, почти юношей. Но ситуация резко изменилась уже начиная с VI века, то есть с того времени, когда плащаница, как полагают, оказалась в руках византийской знати и стала основой для произведений многочисленных иконописцев и резчиков по кости и дереву. Отныне образ Иисуса на этих произведениях стал совсем другим.

 В монастыре Св. Катерины на Синае, который мне довелось посетить во время работы в Египте, хранится икона VI века, выполненная в технике энкаустики, на которой Иисус предстает именно таким, каким мы видим его на плащанице – с длинными волосами, разделенными посредине, и с бородой. Аналогичные портреты можно найти на серебряных вазах VI века, на монетах VII–Х веков, а также на других иконах – но не XIII или XIV веков, а намного более ранних! Как же образ Иисуса, который стал основой для икон, появился раньше, чем подделка?

Есть множество теорий, как плащаница попала в Константинополь; некоторые из них основаны на исторических фактах. Привести их здесь невозможно: о плащанице написаны сотни книг, в которых история ее перемещения из страны в страну и из города в город описана в деталях. Но для нашего повествования важна та часть, которая связана с крестовыми походами и особенно с Орденом Храма (Орденом тамплиеров).

 Полагают, что храмовники получили плащаницу в качестве ценного трофея после захвата Константинополя в 1204 году; оттуда она была перевезена в Афины, а после этого – на Кипр. Отсюда она была доставлена в одну из прецепторий Ордена Храма в Европе, скорее всего на Сицилии. С немалыми предосторожностями ее перевезли на Сардинию, а затем – в южную Францию, где она и хранилась в одной из сокровищниц ордена.

 После разгрома ордена Жоффруа де Шарни, шестидесятилетний ветеран-храмовник, оставил плащаницу на хранение своему тезке, который, несомненно, приходился ему родственником. Откуда он взял плащаницу, мы не знаем. Какое-то время она хранилась в церкви, основанной им в Лире: во всяком случае она была там в 1307 году. В 1418 году, чтобы уберечь плащаницу от разбойников, ее перевезли в крепость Монфор.

 Наследница дома де Шарни уступила плащаницу герцогу Савойскому – в обмен на замок и доходы от имения. С 1460 по 1983 год плащаница была собственностью Савойской династии, а затем ее приобрела католическая церковь. Это был логичный ход: теперь кардиналы могли контролировать все научные эксперименты с этой реликвией…

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.