XX век Дмитрия Шостаковича

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

 115 лет со дня рождения великого Дмитрия Шостаковича, последнего романтика и гуманиста XX века

Оксана Карнович


По статистике ЮНЕСКО Дмитрий Шостакович – самый исполняемый композитор XX века. Автор 15 симфоний, 15 квартетов, 6 концертов, 3 опер и 3 балетов родился 12(25) сентября 1906 года в семье инженера-химика, работавшего в Палате мер и весов, созданной Дмитрием Менделеевым. В семье музыку любили все – отец Дмитрий Болеславович, обладатель мягкого баритона, и его жена, Софья Васильевна, которая до рождения детей не без успеха занималась игрой на фортепиано, аккомпанировала мужу, любившему русские и цыганские романсы.

В ноябре 1942 года журнал TIME поместил на обложке портрет Дмитрия Шостаковича в пожарной каске

Воспитанный в музыкальной среде, Шостакович рано начал проявлять незаурядные способности. В автобиографии он писал: «Оказался у меня абсолютный слух и хорошая память. Я быстро выучил ноты, быстро запоминал и выучивал наизусть без заучивания – само запоминалось. Хорошо читал ноты. Тогда же были первые попытки сочинения. Видя, что дело пошло успешно, мать решила отдать меня в музыкальную школу И. А. Гляссера… Помню, что на одном зачетном концерте я сыграл почти половину пьес из «Детского альбома» Чайковского. В следующем (1916) году я перешел в класс И. А. Гляссера… У него в классе я играл сонаты Моцарта, Гайдна, а в следующем году и фуги Баха… В феврале 1917 года мне стало скучно заниматься у Гляссера. Тогда мать решила меня и старшую сестру показать профессору Ленинградской консерватории А. А. Розановой, у которой сама когда-то училась. Розанова взяла меня и сестру учить…, а в 1919 году, осенью… поступил в консерваторию».

Еще задолго до поступления Шостаковича в консерваторию маститый композитор Александр Константинович Глазунов, наблюдая талантливого юношу с 13 лет, назвал его юным Моцартом.

Всех поражала разносторонняя одаренность Шостаковича, тонкий музыкальный слух, феноменальная память, его умение читать с листа не только фортепианную литературу, но и сложные оркестровые партитуры. Несмотря на полуголодное существование в послереволюционное время, разруху, отсутствие отопления и транспорта, Шостакович старался не пропускать ни одного концерта в Петроградской филармонии.

Когда Шостакович переходил на последний курс консерватории в 1922 году, умер отец и на юного композитора помимо учебы легла обязанность обеспечивать семью. Он устроился пианистом-тапером в кинотеатр «Светлая лента» в Петрограде, но вскоре его уволили, потому что он увлекался и начинал сочинять что-то свое, не глядя на действие, которое происходит на экране. Помимо прочего, Шостакович вел теорию музыки в Ленинградском хореографическом техникуме. Так, с молодости, началось приобщение к балету студента Петроградской консерватории.

Дипломной работой Шостаковича по классу композиции Максимилиана Штейберга стала Симфония №1, написанная в 19 лет и посвященная первой его любви Татьяне Гливенко. Учитель оценил симфонию своего ученика как «проявление высочайшего таланта», представив ее ректору Ленинградской консерватории Александру Глазунову. «Шостаковичу принадлежит будущее», – сказал Глазунов.

Первое исполнение симфонии Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Николая Малько 12 мая 1926 года имело оглушительный успех. Эту дату Шостакович будет праздновать как свой день рождения. Зарубежная премьера симфонии состоялась в Берлине в мае 1927 года под управлением Бруно Вальтера. Немецкий дирижер заметил юного музыканта на Международном конкурсе пианистов, где Шостакович исполнил сонату собственного сочинения, получив почетный диплом. А когда в марте 1931 года Симфония №1 прозвучала в Нью-Йорке под управлением Артуро Тосканини, к Шостаковичу пришла мировая слава.

Знакомство с Всеволодом Мейерхольдом ознаменовалось приглашением заведовать музыкальной частью в театре его имени в Москве и в Ленинградском ТРАМе. Опыт работы тапером в кинотеатре позволил автору уже двух симфоний и оперы «Нос» в 1929 году написать первую музыкальную партитуру к фильму Г. Козинцева и Л. Трауберга «Новый Вавилон». И это стало исключительным фактом для кинематографа тех лет, так как прежде действие в немых картинах иллюстрировалось импровизациями пианистов-таперов.

Шостакович, который был одним из первых композиторов, писавших музыку специально для кино, утверждал: «Пора взяться музыкальной общественности за музыку в кино, изжить там халтуру и антихудожественность и хорошенько прочистить тамошние Авгиевы конюшни. Единственный правильный путь – это написание специальной музыки». Он одним из первых ввел в кинофильмы песню как лейтмотив для музыкальной характеристики героя или группы лиц.

Композитора интересовали сценарии, связанные с жизнью советского общества, революционная тематика, произведения мировой классики. Фильмы с музыкой Шостаковича вошли в золотой фонд советского кино: «Встречный» (1932) с известной всем с детства песней на слова поэта Б.П. Корнилова «Песня о встречном», которая легко перешагнула границы Советского Союза, став в Швейцарии свадебной песней, а в 1948 году с новым текстом была объявлена Гимном ООН, однако об авторстве советского композитора благополучно забыли.

Далее последовали трилогия о Максиме: «Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1938); «Человек с ружьем» (1938), «Молодая гвардия» (реж. С. Герасимов, 1948), «Падение Берлина» (реж. М. Чаурелли, 1945), «Мичурин» (реж. Г. Александров, 1948), «Овод» (реж. А. Файнциммер, 1955), «Гамлет» (реж. Г. Козинцев, 1964), «Король Лир» (реж. Г. Козинцев, 1971) и многие другие. Шостакович, который создал музыку к 34 фильмам, писал: «Музыка [в кино] является очень сильным средством эмоционального воздействия, поэтому она не может быть сведена только к иллюстрации».

Работу над первым балетом «Золотой век» Шостакович начал осенью 1929 года. Премьера в постановке Василия Вайнонена (отдельные танцы: Леонид Якобсон и Владимир Чеснаков) состоялась в ГАТОБ (Ленинградском театре им. С.М. Кирова) с участием созвездия танцовщиков – Ольги Иордан, Галины Улановой, Елены Люком, Михаила Дудко, Валерия Рязанова, Ольги Мунгаловой, Леонида Лавровского.

В 1928 году была написана опера «Нос» по повести Н.В. Гоголя, с ярко выраженными чертами сатирического гротеска и бытовой сатиры. Премьера прошла в Ленинградском оперном театре (МЛЕГОТ) 18 января 1930 года.

Опера «Катерина Измайлова» по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» имела подзаголовок «трагедия-сатира», о которой дирижер Самуил Самосуд высказался, как об «опере, которая делает эпоху». Для Шостаковича было важно показать жизнь с ее недостатками, подчеркивая, что все зависит от людей.

После посещения Сталиным постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда» в газете «Правда» в январе 1936 года появилась разгромная статья «Сумбур вместо музыки». Более 60 лет опальную оперу не пускали на сцены музыкальных театров России, пока Валерий Гергиев не представил ее в Мариинке, а Ростислав Ростропович – в концертном исполнении. 6 февраля 1936 года вышла статья «Балетная фальшь», в которой разносу подвергся и балет «Светлый ручей», закрыв на долгие годы двери театров балетмейстеру Федору Лопухову.

21 ноября 1937 года состоялась премьера Симфонии №5 в Большом зале Ленинградской филармонии, исполнение которой ознаменовало многолетнее сотрудничество Шостаковича с дирижером Евгением Мравинским. По словам Мстислава Ростроповича, овации со слезами на глазах длились 40 минут. Сталин отреагировал положительно, назвав ее «деловым творческим ответом советского художника на справедливую критику».

Шостаковича травили на официальной основе и, будучи человеком исключительной чувствительности, он остро ощущал весь трагизм происходившего и отражал это в своих произведениях. «Наши потомки должны изучать жизнь нашей страны по музыке Шостаковича. Какое честное повествование, смелое, героическое вскрытие всего, что творилось в России», – говорила Галина Вишневская.

Все его окружение было арестовано и расстреляно: старшая сестра, ее муж, родители первой жены Нины Васильевны и близкие друзья – маршал Тухачевский, который единственный написал Сталину протестующее письмо на статью «Сумбур вместо музыки», Всеволод Мейерхольд, у которого Шостакович останавливался, когда приезжал в Москву.

Над Симфонией №7 («Ленинградской», как ее назвала Анна Ахматова) Шостакович начал работать, находясь в первые месяцы войны в Ленинграде. Он подал заявление о зачислении в ряды Красной армии, но ему было отказано. Все, и даже Сталин, понимали, что Шостаковича нужно беречь.

Продолжая работать в консерватории, Шостакович трижды просился в ополчение, но всякий раз получал отказ. В итоге его зачислили в пожарную команду противовоздушной обороны. В ноябре 1942 года журнал TIME поместил на обложке портрет Дмитрия Шостаковича в пожарной каске.

 1 октября он был вывезен с семьей из блокадного Ленинграда, а 14 октября отправлен в эвакуацию.


«Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Дмитрий Шостакович


Композитор дописывал Симфонию №7 в Куйбышеве (Самаре). Ее премьера состоялась по радио 5 марта 1942 года в исполнении также находившегося в эвакуации в Куйбышеве оркестра Большого тетра под управлением главного дирижера Самуила Самосуда. Симфония транслировалась на весь Советский Союз.

9 августа 1942 года, в день, когда немецкое командование планировало провести парад своих войск в Ленинграде, симфонию исполнили в блокадном, измученном городе в Большом концертном зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. А еще ранее, 22 июня этого года, ее исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда – и Симфония №7 стала известной во всем мире. Только за 1942–1943 годы ее исполняли более 60 раз в концертных залах Соединенных Штатов, транслируя по всем радиостанциям США. Уже стало традицией исполнение Ленинградской симфонии в день снятия блокады Ленинграда.

Летом 1943 года Шостакович переехал по приглашению ректора Московской консерватории Виссариона Шебалина в Москву и стал преподавать там композицию и инструментовку. Из класса Шостаковича вышли Карэн Хачатурян, Борис Чайковский, Кара Караев, а также Мстислав Ростропович.

В 1948 году последовал очередной удар: Шостаковича уволили из Московской консерватории, где он вел класс композиции и инструментовки. Так же как и Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна и многих других представителей музыкальной элиты, Шостаковича обвинили в «формализме» и «буржуазном декадентстве» и запретили исполнение ряда его произведений.

Несмотря на официальную травлю, Дмитрий Дмитриевич был награжден пятью Сталинскими премиями, Государственными премиями СССР и РСФР, удостоен звания Народного артиста и являлся председателем правления Союза композиторов РСФСР.

В последние годы жизни Шостакович тяжело болел. Великого композитора не стало 9 августа 1975 года.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.