«Сильфида», или Дочь неба

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Возможно, эволюция ведет людей в балет

Сергей Макин


Балет – самое сложное из искусств и самое загадочное. Официальный год его рождения – 1581-й, когда во Франции состоялось представление «Цирцея. Комедийный балет королевы». А спустя всего 250 лет, в 1830 – 1840-х, появились такие шедевры, как «Сильфида» и «Жизель». Может, совершенная танцевальная техника была изначально присуща человеку и долгое время просто находилась под спудом?

Дух воздуха Сильфида – Наталья Осипова. Большой театр

Существует точка зрения, что балет берет свое начало в глубокой древности. Этого мнения придерживается Валерий Ромм, стоящий у истоков научной дисциплины «Палеохореография». Он начинал как артист балета, затем занялся преподавательской и научной деятельностью, стал доктором культурологии. Некоторые наскальные рисунки палеолита Ромм трактует как первобытный балет: ступни в 1-й балетной позиции, подскоки на пальцах. Кто мог преподавать пещерным людям столь высокое искусство? Валерий Владимирович считает, что кроманьонцы получили балет в наследство от внеземной цивилизации. «И идея эта не столь уж фантастична. По крайней мере, она может объяснить тот очевидный для профессионала факт, что идеал классического танца в условиях земного тяготения недостижим. Тянет нас Земля-матушка. А вот если притяжение меньше, можно и на пальцах спокойно стоять, и ноги вытягивать так, как нам и не снилось. Все наши эталоны красоты говорят нам о первоначальном совершенном неземном человеке», – считает Ромм.

Фантазия Алеши, одного из героев научно-фантастического романа Александра Казанцева «Планета бурь», рисует облик прекрасной инопланетянки: «Вытянутые в одну линию брови, миндалевидные огромные глаза, способные видеть в темноте, тонкий нос и нежные губы… Стройная, сильная, незнакомо прекрасная, она с тоской смотрела на тающий в воздухе след корабля. И, протянув к нему руки, она крикнула звонко и мелодично:

– Эоэлла!..»

Кто же мы? Автохтоны, аборигены Земли, или…

Две Сильфиды

Есть два балета «Сильфида». Первый – на музыку французского композитора Жана Шнейцхоффера, премьера которого прошла в Париже. Этот вариант поставил в 1832 году балетмейстер Филиппо Тальони. Заглавную партию блистательно исполнила дочь маэстро Мария. В первоначальном виде балет не сохранился, в наше время его воссоздал французский балетмейстер Пьер Лакотт.

Постановку второй «Сильфиды» на музыку норвежско-датского композитора Германа Левенскольда осуществил в 1836 году в Копенгагене балетмейстер Август Бурнонвиль. В ней засверкала другая великая балерина той эпохи – Люсиль Гран. Этот вариант дошел до нас в первозданном виде и стал классическим.

Две «Сильфиды», а сюжет один: дева воздуха полюбила молодого шотландца Джеймса. Тот уходит к ней от своей земной невесты Эффи, но небесная дева погибает из-за козней злой колдуньи Мэдж.

В сказках, легендах, мифах боги спускались с небес и сходились со смертными. Такой брак мог считаться для высших существ мезальянсом. Появлялось потомство, которое оставалось на Земле, но все же небесные родители покровительствовали своим детям и их потомкам. Как в римском мифе, где богиня любви и красоты Венера родила от пастуха (хоть и царского рода) Анхиса троянского героя Энея, предка основателей Рима – Ромула и Рема. Небесная мать помогала сыну и его потомкам.

В одном из интервью ученый-палеонтолог и писатель-фантаст Иван Ефремов высказал идею «браков» космических цивилизаций, при которых уровень биологического вида должен повышаться: «Но вот вопрос: не исчерпает ли человечество когда-нибудь свой генофонд? Сама природа неустанно заботится о воспроизводстве полноценных видов. Каким образом? Двуполым размножением, причем с постоянным притоком свежих генов откуда-то извне… Представьте себе, что человечество начнет со временем расселяться, и усталые гены сынов Земли будут омолаживаться, смешиваясь с генами обитателей планетных систем Сириуса, Веги, альфы Центавра. Значит, опять скачок в развитии, опять поступательное движение, опять сотни миллионов лет существования, при котором понятие “вырождение” будет неведомо разумным существам» («Великое кольцо будущего»).

Фантазия? Да уж лучше такая, чем космическая «война до победного конца». Если вдуматься, серия фильмов Джорджа Лукаса – своего рода манифест о войне.

Символично, что в «Туманности Андромеды» Ефремова один из героев влюбляется в девушку с планеты звезды эпсилон Тукана. И мы помним также пронзительный финал фантастического романа Алексея Толстого:

«Лось напряг слух. Словно тихая молния, пронзил его сердце далекий голос, повторявший печально на неземном языке:

– Где ты, где ты, где ты, Сын Неба?..

Голос Аэлиты, любви, вечности, голос тоски, летит по всей вселенной, зовя, призывая, клича, – где ты, где ты, любовь…»

Поступь богини

В православии считается, что лучший музыкальный инструмент – человеческий голос. Можно пойти дальше: главный инструмент человека – его тело. Балет – сверхчеловеческое искусство, оттого и такое трудное. Балерину узнают по осанке, по походке. Еще в античную эпоху было сказано: Et vera incessu patuit dea – «В поступи явно сказалась богиня».

Руки балерины в классическом балете пусты, исключения редки: к примеру, Раймонда исполняет танец с шарфом. Но она феодальная дама и повязывает его на руку рыцаря. А шарф Сильфиды в одноименном балете привязывает ее к земному, насквозь материалистичному миру – и губит деву воздуха. Идеальное платье балерины – пачка, похожая на облако или… спиральную галактику.

Говорят, инопланетяне поделились с людьми высокими технологиями. Но разве им больше нечем делиться? Почему бы им не учить людей своим искусствам? Может, в незапамятные времена представители космической цивилизации учили землян основам балета? 

Дух легкости

В балете порой танцевали с холодным и огнестрельным оружием (конечно, ненастоящим). Это отражено в мемуарах Мариуса Петипа, заставляющих усомниться в том, что только в советское время власть вмешивалась в дела искусства. В 1850 году Петипа участвовал в постановке балета Жюля Перро «Катарина, дочь разбойника». В заглавной роли должна была выступать великая австрийская балерина Фанни Эльслер – «очаровательная, восхитительная, невероятная, без малого невозможная», как восторженно писала графиня-поэтесса Евдокия Ростопчина.

Когда готовили большое па с ружьем, прибыл император Николай I.

 «Мы начали репетировать, – вспоминал Мариус Петипа, – но государь прервал нас: “Вы неправильно держите ружье, – сказал он танцовщицам, – сейчас я покажу вам, как с ним надо обращаться”. Тотчас же Фанни Эльслер и все корифейки выстраиваются перед ним, чтобы лучше видеть и усвоить ружейные приемы. Государь показал им, как делать “на караул” и стойку по команде “вольно”. После этого Фанни Эльслер и все танцовщицы сделали ему глубокий реверанс. Тогда император сказал Фанни Эльслер: “А теперь подойдите ко мне поближе и делайте все то, что буду делать я”. Фанни Эльслер становится рядом с его величеством, и ей, к счастью, удается в точности повторить все ружейные приемы».

В XIX веке будущих танцоров обучали фехтованию. Потом его исключили из программы: фехтование даже на легких рапирах мешало чисто выполнять все более усложнявшийся танец, требовавший полетности. Это отразило эволюцию человеческих движений. В течение тысячелетий главными физическими упражнениями у людей были воинские. Другие считались недостойными человека из высшего общества. Имре Кальман показал это в «Принцессе цирка», где аристократы с презрением относятся к воздушному гимнасту мистеру Икс.

И вдруг за какие-то полтора века расцвели гимнастика на спортивных снарядах, фигурное катание, синхронное плавание, спортивное скалолазание. На смену упражнениям, придавливающим человека к земле, приходили те, где он преодолевал гравитацию. Неуклюжий человек-медведь превращался в изящного человека-лебедя. Особенно ярко это проявилось в балете: женская рука обнимала облако, мужчина поднимал в воздух подругу.

Классический балет – послание человечеству: «Уходите от порочных привычек, насилия, милитаризма. Мастерски владейте телом, а не оружием». С ружьем можно исполнить аргентинское танго, русскую барыню, американский гоу-гоу, балетный танец-модерн, а па-де-де – нельзя. Классический танец отказался от оружия и этим дал человечеству урок. Но урок не впрок: люди помешались на войнах, стрельбе, драках, большинство предпочитает смотреть боевики и бокс, а не балет. Давайте танцевать, а не воевать!

В «Аэлите» говорится: «Заставь птицу, поющую в нежном восторге, закрыв глаза, в горячем луче солнца, понять хоть краешек мудрости человеческой, – и птица упадет мертвая». Классический танец – мировоззрение, позволяющее воспарять телом и духом. Александр Блок сказал: «В танцах не только прелесть, но и мудрость. Танцы важнее философии. Следовало бы каждый день танцевать… Я не танцую, к сожалению. Мною всегда владел дух тяжести. А для танцев надо быть легким. Надо, чтобы душа была легкая. И чувства. И мысли…»

Дух легкости и олицетворяет Сильфида.

Балетный класс начинается с приседаний – plie (плие) и заканчивается прыжками, выражая постепенный отрыв от земли. Руки нередко подняты вверх: это поразительно похоже на античную молитвенную позу, известную по древнегреческой статуе «Молящийся мальчик». Еще древние эллины молились стоя, подняв руки к небу. Такую молитвенную позу унаследовал один из древнейших образов Богоматери: Оранта, от латинского orans – «молящаяся». На картине Рафаэля Санти «Преображение» подняты и руки Христа. Аналогичная поза у Марии Тальони на гравюре 1845 года.

Человек должен преобразиться, и важную роль в этом должен сыграть балет. В сущности, балет – религия, призванная спасти если не все человечество, то обладателей светлых легких небесных душ. Ибо «много званых, но мало избранных».

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.