«КОМПОЗИТОР ВОЛЕЮ БОЖЬЕЙ…»

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

180 лет назад родился великий русский композитор, один из участников знаменитой «Могучей кучки» Н. А. Римский-Корсаков

Елена Преображенская


 В парижском театре Гранд-опера 4 июня 1910 года состоялась премьера удивительного спектакля. То был, вероятно, первый случай в истории балета, когда звездами мировой величины были не только балерины и танцовщики, но и композитор, постановщик, режиссер и художники.

 Балет «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Корсакова был показан в Париже в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в постановке Михаила Фокина, декорации и костюмы были выполнены Львом Бакстом, занавес сделали по эскизам художника Валентина Серова, а главные роли исполняли Ида Рубинштейн, Вацлав Нежинский и Алексей Булгаков.

 Любители балета, которым удалось попасть на этот спектакль, навсегда сохранили уверенность в том, что они ни до, ни после не видели ничего подобного. На сцене происходило действо в таком буйстве красок и форм, в таком разнообразии танцев и в таком изяществе пластики, что зал просто замирал от восторга.

 Балет «Шехеразада», с некоторыми вариациями в танцах и оформлении, был поставлен впоследствии множество раз: в Большом и Мариинском театрах в России, в лондонском театре «Ковент-Гарден», в нью-йоркском театре «Уинтер-гарден» и в семи театрах других стран. Александр Бенуа называл музыку Римского-Корсакова «волшебной», а композитор Александр Бородин считал композитора, с которым дружил и дружбой с которым гордился, «композитором волею божьей».

 Самое поразительное, что Римский-Корсаков музыку к балету не писал. На протяжении большей части своей жизни он был «симфонистом», то есть создателем разных произведений для симфонического оркестра. Это вовсе не значит, что его творения были лишены яркой образности и не годились для сценического воплощения, – композитора больше привлекало сочинение музыки для большого симфонического оркестра, который, как он считал, обладает почти безграничными возможностями.

 К созданию музыкальных произведений для театра Римский-Корсаков шел путем познания и творческих экспериментов.

 «Шехеразаду» композитор задумал и сочинил как симфоническую сюиту под впечатлением от средневековых арабских и персидских сказок сборника «Тысяча и одна ночь» и посвятил ее музыкальному критику Владимиру Стасову, страстному поклоннику «восточного элемента» в русской музыке.

К партитуре «Шехеразады» композитор приложил составленную им самим программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

 Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в дворянской семье в Тихвине Новгородской губернии. Его отец Андрей Петрович Римский-Корсаков был крупным правительственным чиновником, а мать София Васильевна – дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика. Тот дал дочери прекрасное образование, в том числе и музыкальное. Она часто играла дома на рояле, и у маленького Николая рано обнаружился интерес к музыке.

Ида Рубинштейн в роли Шехеразады

Однако, как все юноши, которые много читают и обладают романтической душой, он мечтал о путешествиях, и в 1856 году отец отдал Николая в Морской кадетский корпус. Казалось бы, судьба юноши предопределена, но прошло два года, и у Николая проявилось редкое по силе увлечение музыкой. Он познакомился с операми Россини и Доницетти, но особенно ему понравилась опера «Роберт-дьявол» Джакомо Мейербера, а также произведения Михаила Ивановича Глинки – «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

 После смерти отца в 1862 году семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году Николай стал членом Балакиревского кружка, который позднее был переименован в «Могучую кучку». Помимо Милия Балакирева и самого Римского-Корсакова в кружок входили композиторы Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи. Балакирев руководил работой коллег и помогал им с партитурами.

 Весной 1862 года Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят гардемарином на морскую службу. В течение трех лет он служил на клипере «Алмаз», участвовал в походе Атлантической эскадры к берегам США, посетил Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию и Бразилию. Впечатления от путешествий и морских видов были композитором воплощены в различные произведения посредством оркестровых красок.

 После путешествия Римский-Корсаков вернулся в Балакиревский кружок.

 В 1860-годы композитор написал несколько монументальных симфонических произведений: Первую и Вторую симфонии, Увертюру на русские темы, «Сербскую фантазию», музыкальную картину «Садко». Со временем его опыт и мастерство в области композиций и оркестровок достигли огромных высот, он создал несколько опер на базе написанных им или существовавших в виде набросков симфонических произведений. Римский-Корсаков также завершил оркестровки Бородина после его смерти.

 Что же касается сюиты «Шехеразада», то она мало изменилась, когда Фокин решил поставить балет, использовав сочинение Римского-Корсакова в качестве музыкальной основы: ведь восточный колорит, которым композитор наградил свое симфоническое произведение, используя восточные напевы и имитируя звучание восточных инструментов, был настолько красочным и будящим воображение, что танец естественным образом сливался с музыкой.

 В опере «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», вновь соприкоснулся с миром сказки; здесь он применил изобретенный им симметричный лад, так называемую гамму Римского-Корсакова, которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию. В дальнейшем он это делал неоднократно, например в опере «Сказка о царе Салтане».

 Судьба «Садко» была наиболее счастливой: три десятка лет спустя ее музыка была использована композитором в одноименной опере.

Премьера «Садко» состоялась на сцене Московской частной оперы С. И. Мамонтова в Рождество 1897 года и прошла с большим успехом. Автором декораций был Константин Коровин. Популярность оперы была приумножена исполнителями: в партии Волховы блистала Надежда Забела-Врубель, а Варяжского гостя пел Федор Шаляпин.

 Со временем Забелу‑Врубель стали называть «корсаковской певицей»: она исполняла главные партии в постановке таких шедевров Римского‑Корсакова, как «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Вера Шелога», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный».

 Вскоре после премьеры в Москве «Садко» появился на сценах Народного дома в Петербурге, театра Музыкальной драмы, а также Мариинского театра, где декорации для премьеры 1901 года создал Аполлинарий Васнецов.

 В 1906 году опера впервые была поставлена на сцене Большого театра – и вновь с декорациями Коровина. Затем она ставилась здесь в 1914 году с декорациями Ивана Билибина, а в 1935-м – с декорациями

Федора Федоровского.

 Римский-Корсаков оставил обширное музыкальное наследие: 15 опер, ряд симфонических произведений (в том числе три симфонии), инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальную, вокальную и духовную музыку.

 Великий композитор скончался в усадьбе Любенск Санкт-Петербургской губернии на 65-м году жизни. Здесь он незадолго до смерти закончил оперу «Золотой петушок».

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.