«Война и мир» Сергея Бондарчука

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося мастера советского кино Сергея Бондарчука

Виктория Чернышева


В середине 60-х Сергей Бондарчук снял свою легендарную киноэпопею «Война и мир». Экранизировать великий роман Льва Толстого решили по нескольким причинам. Во-первых, приближалась громкая дата – 150-летие Бородинской битвы. А во-вторых, успешная голливудская экранизация романа Толстого в постановке Кинга Видора (где роль Наташи Ростовой сыграла Одри Хепберн, Пьера Безухова – Генри Фонда, а Андрея Болконского – Мел Феррер) заставила советских кинематографистов задуматься о том, чтобы создать собственный кинохит.

Претендентами на режиссерское кресло были маститый Иван Пырьев и менее известный Сергей Бондарчук, который получил мировое признание благодаря своему пронзительному фильму 1959 года «Судьба человека». Уинстон Черчилль как-то сказал: «Хотите узнать, почему Гитлер не покорил Россию? Посмотрите “Судьбу человека”».

Сценарий к фильму писали около года – с 1961 по конец февраля 1962 года. Еще месяц его обсуждали, а после приняли в Министерстве культуры. Пробы начались весной 1962 года, а съемки – спустя полгода.

Кастинг

Сергею Бондарчуку удалось собрать в «Войне и мире» впечатляющий актерский ансамбль: Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Олег Табаков, Ирина Скобцева, Борис Захава и другие.

Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова

На роль Андрея Болконского пробовались лучшие актеры того времени – Олег Стриженов, Кирилл Лавров, Иннокентий Смоктуновский (хотя очень хотел сыграть Пьера), Юрий Соломин, Эдуард Марцевич. Стриженов, уже утвержденный на роль, передумал – его приняли в МХАТ, а Иннокентия Смоктуновского переманил Григорий Козинцев, предложив актеру роль Гамлета.

В итоге Болконского сыграл главный лирический герой того времени Вячеслав Тихонов, и роль эта стала для него эпохальной.

Претендентки на роль Наташи Ростовой были все как на подбор красавицы – Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Валентина Малявина. Но главой героиней стала 19-летняя балерина Ленинградского театра оперы и балета Людмила Савельева, для которой это была первая большая роль. И сразу – мировая слава. Людмила, кстати, напоминала Одри Хепберн – такая же хрупкая, «летящая».

«Я ее принял, – рассказывал потом Сергей Федорович, – в сущности, для того чтобы смягчить горечь отказа, и, как десяткам (может быть, сотням) других претенденток на роль, предложил почитать сцену с листа. Она читала довольно невразумительно, но что-то заставило меня предложить ей прийти на следующий день, выучив предварительно сцену. И когда в кинопробе какая-то девочка (это была она) просто пробежала по экрану, весь наш коллектив, уже разуверившийся в бесконечных поисках Наташи, воскликнул: “Это она!” …Людмила обладает качеством, которое можно назвать уникальным: заразительностью чувств».

Ключом картины должен был быть Пьер Безухов. Долгие поиски актера привели к тому, что Безухова воплотил на экране сам Бондарчук. Для этой роли ему пришлось поправиться на 10 килограммов, чтобы соответствовать книжному герою.

Съемки «Войны и мира» начались 7 сентября 1963 года (в день 151-й годовщины Бородинского сражения) со сцены расстрела французами поджигателей города (эпизод вошел в заключительную, четвертую, серию). Бондарчук позднее признался, что начать мог с любой сцены, но у него были «корыстные» побуждения. Никак не могли найти актера на роль Пьера Безухова, для которого эта сцена является важнейшей в романе, и Бондарчук решил пробоваться на роль сам, несмотря на возраст – ему было уже за 40, а играть пришлось бы 20-летнего Безухова. «Между тем, что хотел Бондарчук-режиссер, и тем, что мог Бондарчук-актер, – ох, какая дистанция! На нее я и хотел посмотреть. А потом либо отказаться и искать нового Пьера, либо сокращать разрыв», – объяснял режиссер. Сложнейшую сцену отсняли за два дубля, и Бондарчук утвердил сам себя.

Съемки

Роль Андрея Болконского получил Вячеслав Тихонов

К экранизации романа съемочная группа подготовилась основательно. Полсотни музеев страны предоставили для фильма свои коллекции, чтобы герои и обстановка максимально соответствовали эпохе. Более четырех десятков предприятий изготовили костюмы (их было девять тысяч), точные копии наград, табакерки, телеги, вооружение и даже 200 тысяч пуговиц. Ломоносовский фарфоровый завод воссоздал специально для фильма по рисункам XVIII века обеденный сервиз на 100 персон.

Для съемок сцены русской охоты подобрали редких по тем временам борзых из питомника. Было построено 50 декорационных объектов и восемь мостов, из них три – через Днепр.

Поражают своим масштабом батальные сцены фильма. И надо учесть, что в то время никаких компьютерных технологий не использовалось – все снималось «в живую». В Закарпатье, где проходили съемки Шенграбенского и Аустерлицкого сражений 1805 года, доставили 150 вагонов с оборудованием. К съемкам привлекли три тысячи солдат Прикарпатского военного округа Советской армии.

Людмила Савельева в образе Наташи Ростовой

Некоторые сцены Бондарчук решил снимать с вертолета; панораму поля боя запечатлела и камера, прикрепленная на высоте в 300 метров на канатную дорогу. Необычным образом оператор работал и в сцене первого бала – ассистенты на роликовых коньках возили его между вальсирующими актерами.

Работа над фильмом велась около шести лет (из них три года было отдано на съемки третьей серии – «1812 год»). Картина считается одной из наиболее дорогостоящих в истории кинематографа. Бюджет экранизации оценили в 100 миллионов долларов по ценам 1967 года.

Съемки несколько раз прерывались. После сцены бала Сергея Федоровича увезли на скорой. Врачи констатировали клиническую смерть, но режиссера удалось спасти. Бондарчук был изможден давлением со стороны чиновников. Проблемы со здоровьем возникли и в 1965 году, когда потребовалось в кратчайшие сроки смонтировать первые две части фильма, чтобы представить его на Московском международном кинофестивале. Бондарчук сделал это меньше, чем за месяц, фильм получил первый приз, но режиссер вновь оказался на больничной койке.

Бородинское сражение

Главную батальную сцену снимали в долине Днепра, под Дорогобужем, – это место очень похоже по рельефу на Бородино. В массовке задействовали огромное количество людей: две армии, русскую и французскую, изображали 15 тысяч пехотинцев, 950 кавалеристов. Причем если с людской массовкой помогло Минобороны, то с давно упраздненной кавалерией было сложнее: лошадей и военных, умевших ездить верхом, пришлось искать чуть ли не по всей стране.

В «бою» было израсходовано 40 тысяч литров керосина, 23 тонны взрывчатки, 15 тысяч ручных дымовых гранат, две тысячи шашек и полторы тысячи снарядов. Статисты каждый день вживались в образ: строились, шли в атаку, отрабатывали приемы ведения боя. Как ни странно, на съемках не было ни одного несчастного случая.

Съемочной группе удалось без спецэффектов создать на экране ощущение, что в сражении принимали участие не 15, а 120 тысяч человек.

Итог

Киноэпопея “Война и мир” Сергея Бондарчука стала триумфом советского кинематографа. Ее представили практически на всех крупнейших международных кинофестивалях. Это был первый советский фильм, удостоенный премии «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке».


«Высшая ступень художественной мудрости – прорыв в бесконечность, который связан с вдохновением, с подсознательным желанием увековечить себя.


Сергей Бондарчук

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.