К 145-летию Евгения Лансере

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Из книги Кристины Ляховой «Мастера исторической живописи»

Борис Кустодиев. «Портрет Е. Е. Лансере». 1913

Русский художник Евгений Евгеньевич Лансере родился в городе Павловске под Петербургом. Мальчик рос в художественной среде Его отец Е. А. Лансере был скульптором, а дядя А. Н. Бенуа – живописцем.

Художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Я. Ф. Ционглинского и Э. К. Липгардта; позднее, в 1895–1897 годах, учился в академии Коларосси и студии Жюлиана в Париже. Начало творческой деятельности мастера связано прежде всего с графикой. Лансере входил в число главных оформителей журнала «Мир искусства», занимался также другими изданиями этого объединения.

Графику Лансере начала 1900-х годов можно разделить на два направления: декоративные орнаменты с использованием растительных мотивов и исторические композиции.

Как М. Добужинского и А. Бенуа, Лансере интересовал Петербург, его архитектурные памятники, которым он посвятил множество своих рисунков, акварелей, литографий («Никольский рынок. Петербург», 1901; «Казанский собор», «Калинкин мост» — обе в 1902).

Большое влияние на формирование Лансере как художника оказали произведения с исторической тематикой В.А. Серова, с которым молодой мастер работал над изданием «Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси». Для этого издания Серов выполнил композиции «Петр I на псовой охоте» и «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту». (Над оформлением «Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси» работали также И.Е. Репин, Ф.А. Рубо, В.И. Суриков, А.С. Степанов, Л.О. Пастернак, К.В. Лебедев, А.П. Рябушкин, А.Н. Бенуа, А.М. и В.М. Васнецовы. – Прим. ред.).

Одной из самых интересных работ Лансере с историческим сюжетом стала картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905). Мастер выбрал лишенный сложной фабулы сюжет, что свойственно творчеству большинства мирискусников. В то же время он не только передает общий дух дворцовой церемонии выхода царицы, но и обращает внимание на героев сцены: величественную, тучную императрицу, вельмож и придворных дам с надменными лицами.

В человеческих фигурах нет и намека на гротеск, это не марионетки и не бесплотные сомовские дамы и кавалеры, а живые люди, свободно и естественно расположившиеся в процессии. Они гармонично вписываются в архитектурный пейзаж и как бы составляют единое целое с ансамблем царскосельского дворца с его беломраморными колоннами, статуями, лепными украшениями и декоративными балкончиками. Картина очень тонко передает атмосферу северного города; фигуры людей и здания залиты холодным светом петербургского дня.

Подобно многим художникам «Мира искусства», Лансере интересовался эпохой Петра I. Его работы, посвященные этому времени, отмечены романтическим чувством, в них мало бытовых деталей и элементов жанровости, что характерно для картины «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Высокая пафосность характеризует композиции «Ботик Петра I» (1903), «Петербург начала XVIII века» (1906). Главное для художника — передать облик города начала XVIII столетия, запечатлеть дух времени. Этому служат не только архитектурные постройки, но и люди, чью деятельность автор запечатлел на своем полотне.

Таково и полотно «Корабли времен Петра I» (1909). Лансере стремился запечатлеть мощь и силу русского флота. Все детали картины подчинены этой цели. Клубящиеся темные тучи на небе, бурные волны, надутые паруса, трепещущие от ветра флаги создают впечатление движения, энергии.

Е. Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». 1905

В 1900–1910-х годах Лансере принял активное участие в художественном предприятии «Современное искусство», основанном И. Э. Грабарем. Оно представляло собой своеобразную выставку, на которой демонстрировались картины, произведения прикладного искусства, художественно оформленные интерьеры.

Большое место в творческом наследии мастера занимает монументально-декоративная живопись. В 1910–1912 годах Лансере создал плафон и фриз для московского особняка Тарасова. Спустя несколько лет вместе с А. Бенуа художник занимался эскизами росписей «Народы России», предназначенных для оформления Казанского вокзала и Правления Казанской железной дороги. К этому времени относится и театрально-оформительская деятельность Лансере, работавшего в Старинном театре.

Интерес к русской истории отразился в реалистичных и правдивых рисунках и акварелях мастера к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912–1915), по праву принадлежащих к лучшим книжным иллюстрациям начала XX столетия.

В период Первой мировой войны Лансере отправился на Турецко-Кавказский фронт, где сделал множество зарисовок.

К теме Кавказа художник вновь обратился, работая над иллюстрациями к «Казакам» Л. Н. Толстого.

К этому времени он был хорошо знаком с жизнью кавказских народов: три года, с 1917 по 1920, художник провел в Дагестане, затем жил в Тбилиси, где работал рисовальщиком в Музее этнографии, много времени проводил в этнографических экспедициях вместе с сотрудниками Кавказского археологического института.

С 1933 года Лансере жил в Москве. Он занимался монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Лучшей работой последнего периода жизни мастера стала серия «Трофеи русского оружия» (1942), показавшая неразрывную связь истории с современностью.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.