Устав писать, иду я на охоту…

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Карабиха в жизни и творчестве Николая Некрасова

 Беседу вела Валерия Галкина


Центром празднования 200-летия со дня рождения Николая Некрасова стала, конечно, Ярославская область и музей-заповедник поэта Карабиха. О том, что значила эта усадьба для Некрасова, и о том, как отмечался здесь его юбилей, мы побеседовали с сотрудниками музея – заместителем директора по научно-экспозиционной деятельности Мариной Михайловой и ученым секретарем Еленой Маркиной.

 

Большая часть жизни Некрасова связана с Санкт-Петербургом, но и в Карабиху поэт приезжал. Здесь он работал над некоторыми из самых значительных своих произведений – «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Воспринимал ли Некрасов усадьбу как дом? Какую роль она играла в его судьбе?

Н.А. Некрасов приобрел усадьбу «Карабиха» для летнего отдыха и творческой работы. 19 февраля 1861 года в Петербурге император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». А в апреле 1861 года поэт писал отцу Алексею Сергеевичу: «…Вы знаете, что… жизнь моя идет не без тревоги; в деревне я ищу полной свободы и совершенной беспечности, при удобствах, устроенных по моему личному вкусу, хотя бы и с большими тратами. При этих условиях я располагаю из 12 месяцев от 6 до 7 жить в деревне – и частию заниматься». Заключив с прежними владельцами усадьбы князьями Голицыными арендный договор, в декабре того же года поэт писал: «Я купил Карабиху, купчую нельзя сделать ранее мая, теперь же имеется контракт… Заплатил я дорого, но не жалею, потому что покупаю не для дохода, а для собственного проживания летом…» Процесс приобретения усадьбы затянулся на несколько лет. И только в 1863 году была составлена купчая на Карабиху.

Усадьба находилась в неудовлетворительном состоянии – прежние владельцы более тридцати лет не посещали имение. Карабихе был нужен опытный управляющий, «который мог бы в этом хаосе былой роскоши повести дело, соображаясь не только со вкусом новых владельцев, но и со средствами, которые отпускались на ведение хозяйства». Таким управляющим стал младший брат поэта Федор Алексеевич Некрасов. Есть сведения, что Николай Алексеевич предложил брату считать себя таким же собственником Карабихи с тем, что «по времени он выплатит ему ее стоимость». Так и произошло в 1867 году – поэт переоформил купчую на брата. Федор Алексеевич обзавелся семьей и обосновался в усадьбе.

Всего поэт провел в усадьбе 10 летних сезонов с 1862 по 1875 год. После смерти отца в 1862 году и пожара 1864 года в родовой грешневской усадьбе Некрасовых именно Карабиха стала для поэта местом, где он черпал силы и вдохновение.

Н.А. Некрасов в Карабихе проводил в основном летние месяцы. Но это время было наполнено поэтическим трудом, отдыхом на охоте, общением с родственниками – сестрой Анной и братьями Федором и Константином, с друзьями, в числе которых были литераторы Александр Островский и Михаил Салтыков-Щедрин, крестьянами-охотниками и др. В одном из писем к другу, члену Совета Главного управления по делам печати В.М. Лазаревскому, он называл Карабиху своим гнездом.

Здесь он освобождался от петербургской суеты, заряжался энергией на лоне природы, находился в тесном общении с крестьянами, жизнь и настроения которых так его волновали, мог сосредоточенно работать.

Охота, труд – жизнь правильно идет.

Устав писать – иду я на охоту.

Устав бродить, вновь сяду за работу.

 

Николай Некрасов много писал о тяжелой крестьянской доле. А каким барином был он сам?

Ответ находим в автобиографических записях, составленных самим Некрасовым незадолго до смерти: «Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но, будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли».

Подтверждаются некрасовские автобиографические записи и историей приобретения Карабихи. Обозначая отцу желание купить имение, поэт подчеркивал: «…я ищу непременно усадьбу без крестьян, без процессов и, если можно, без всяких хлопот, то есть, если можно, готовую». Оформление уставных грамот на крестьян, размежевание земель проводилось бывшими владельцами. Поэт приобрел усадьбу уже без крепостных.

 

Много ли сегодня поклонников творчества Некрасова? Часто ли приезжают индивидуальные посетители?

Ежегодно экспозиции, выставки и мероприятия музея посещают более 58 тыс. человек. Сегодня из них 60% составляют индивидуальные посетители. Именно на них рассчитаны такие проекты музея, как «Карабиха OPEN AIR», направленный на популяризацию некрасовского наследия и возрождение лучших традиций отдыха в культурно-исторической среде, цифровые гиды «Прогулки по Карабихе» и «Культурный код Карабихи».

Особое место занимает Всероссийский Некрасовский праздник поэзии, который является одним из старейших литературных фестивалей страны и проводится в первую субботу июля. В этот день музей становится настоящей меккой для поклонников творчества Некрасова. Праздник собирает более 5000 гостей со всей страны. На территории музея проходят поэтические фестивали, концерты, исторические реконструкции, посвященные творчеству Н.А. Некрасова.

Растет и количество подписчиков музея в соцсетях (более 15 тыс.), что значительно расширяет географию нашей аудитории.

 

Среди представленных в музее реликвий какие вы выделили бы особо?

Усадьба Н. А. Некрасова в Карабихе

Хотелось бы подчеркнуть, что в Карабихе сохранились сама усадьба, Большой дом и Восточный флигель, где жил поэт. Это не «новоделы», а исторические здания. С конца 1860-х годов, после передачи в собственность усадьбы брату Федору Алексеевичу, поэт во время своих визитов стал останавливаться в Восточном флигеле. В настоящее время здесь, по воспоминаниям родственников поэта, восстановлены планировка и интерьеры здания. Сохранились личные вещи Некрасова, предметы мебели и обстановки. Более 100 мемориальных предметов хранит наш музей. Особая гордость: портрет Некрасова кисти художника И.Н. Крамского (1877 г.); ружья Николая Алексеевича; несколько книг из его библиотеки, утраченной в годы национализации усадьбы; рукописи поэта; его визитная карточка. Особое внимание посетителей привлекают предметы с монограммой «Н.Н.»: столовое серебро, бокалы, корзина для бумаг, полотенце и др.

 

Как музей готовился к 200-летию со дня рождения Николая Некрасова?

Подготовка к юбилею началась в 2016 году когда президент РФ подписал Указ «О праздновании 200-летия со дня рождения Н.А. Некрасова». За эти годы были реализованы научные мероприятия, экспозиционно-выставочные, издательские, культурно-просветительские проекты, выполнен ряд ремонтно-реставрационных работ, а также строительство, ремонт и благоустройство объектов инфраструктуры Карабихи.

В 2021 году в Ярославле состоялся Международный научный конгресс «Некрасов в XXI веке», инициатором и организатором которого стал музей.

Карабиха выступила соорганизатором конференции «Дискурс Некрасова и Достоевского: культурное наследие и его интерпретация», а также конференции с ИМЛИ им. А.М. Горького РАН «Некрасов и русская словесность».

Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету в честь 200-летия со дня рождения Н. А. Некрасова

Выпущены сборники научных трудов, альбом «“Да, только здесь могу я быть поэтом”. Карабиха: история и современность» к 75-летию музея.

Совместно с ярославскими писателями подготовлен сборник произведений Н.А. Некрасова разных лет «Как вести о дороге трудной…» под редакцией Мамеда Халилова, Владимира Перцева и др.

Были осуществлены многие экспозиционно-выставочные проекты.

Для того чтобы уже в наши дни «стряхнуть бронзовую пыль с Некрасова» и заинтересовать его творчеством, три некрасовских музея впервые объединились для создания передвижной выставки «Некрасов. Три реки». На ней биографический и поэтический контексты были тесно связаны. Было представлено несколько «историй», которые может «примерить» на себя наш посетитель.

По инициативе музея «Карабиха» весной 2021 года была представлена передвижная выставка, подготовленная Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского совместно с Мемориальным музеем-квартирой Некрасова (филиалом Всероссийского музея А. С. Пушкина), – «Достоевский и Некрасов. Собратья по перу. Сближения и расхождения» – к 200-летию обоих литераторов.

К юбилею была проведена работа с имеющимся экспозиционным пространством. В 2020 году к 150-летию создания в Карабихе произведения «Дедушка Мазай и зайцы» был открыт после реэкспозиции детский «Музей Деда Мазая», созданный 20 лет назад. Это сценарная экспозиция, полностью построенная на поэтических текстах Некрасова, герои которого «оживают» и вступают в диалог с учащимися младшего школьного возраста.

Хотелось бы обратить внимание и на иммерсивный проект «И запахи, и звуки, и стихи… Аура усадьбы Некрасова», реализуемый в «Личных комнатах поэта». Аудиоэкскурсия с элементами радиоспектакля и аромосопровождением погружает в атмосферу прошлого, знакомит с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова. Основана она на исторических источниках: документах, письмах, воспоминаниях и поэтических произведениях самого поэта. Шумовые эффекты (бой часов, звон посуды, шелест бумаги и пр.) дополняют речь актеров и «оживляют» пространство. Запахи отсылают либо к назначению комнаты (запах хлеба – столовая), либо включают ассоциативные механизмы (запах кедра – история прочтения Некрасовым поэмы «Русские женщины» под кедром в Нижнем парке усадьбы).

 Была также открыта литературная экспозиция «Ход Некрасова. Как устроены карабихские произведения». Размышляя над произведениями Некрасова карабихского периода, мы задавались вопросом: что поэт берет из реальности и как из этого жизненного материала рождается поэтический текст? Как устроено зрение поэта, какие визуальные образы он сохраняет? Как он вслушивается в голоса времени и что выхватывает из этого шума – во фразах, ритмах, созвучиях? Как он строит собственный образ? Как рассказывает истории, в чем следует «правде жизни», а где считает нужным от нее отойти? Что он говорит прямо, а на что только намекает? Каждому из этих вопросов посвящена одна из инсталляций. Все они представляют собой лишь «вспомогательные устройства» для чтения поэтического текста, который является здесь главным экспонатом. Наши посетители получат возможность провести собственное исследование, чтобы постигнуть тайны карабихских произведений и оценить новаторство и гениальность Некрасова-поэта.

5 декабря 2021 года состоялась церемония открытия выставки к 75-летию со дня основания ярославского музея в Карабихе. Выставка «Музей Н.А. Некрасова. Три четверти из века» подготовлена в рамках реализации проекта, поддержанного Фондом «История Отечества».

Музей принял участие в создании юбилейной монеты к 200-летию Н.А. Некрасова и юбилейных марки, конверта, штемпеля.

Сотрудники музея выступили в качестве членов жюри и экспертов в многочисленных конкурсах, в качестве лекторов на разнообразных мероприятиях к 200-летию Некрасова, приняли участие в съемке фильмов и радиопередачах.

Словом, к юбилею Н.А. Не­красова была проведена большая работа по всем направлениям деятельности музея!

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.