Третий Рим или Дом Богородицы?

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Русская национальная идея проявилась у А. С. Пушкина не в патриотических стихах, а в очаровательной сказке

 Сергей Макин


Зайдите в Московский Кремль и, как говорят экскурсоводы, посмотрите направо. Перед вами – собор Успения Пресвятой Богородицы, в прошлом главный, патриарший храм России. Посмотрите налево – и вы увидите Благовещенский собор, освященный в честь благой вести, которую принес Деве Марии архангел Гавриил. Выйдите на Красную площадь. С одной стороны – храм Василия Блаженного, официальное название которого – храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. С другой стороны – недавно восстановленный Казанский собор во имя Казанской иконы Богоматери и часовня во имя Иверской иконы Богоматери.

По всей России стояли храмы, посвященные Богородице: Успенские (во имя Успения, усыпания, сна – перехода Матери Христа в мир иной), Введенские (в честь введения юной отроковицы Марии в Иерусалимский храм), Покровские (в память покрова – покрывала Богоматери, укрывавшей от бед)… Главная, патрональная, покровительственная икона России – Владимирская Богоматерь, хранившаяся до революции в Успенском соборе Московского Кремля.

Максимилиан Волошин писал:

Здесь, в Успенском – в сердце стен Кремлевых,

Умиляясь на нежный облик твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари…

Черной смертью и кровавой битвой

Девичья светилась пелена,

Что осьмивековою молитвой

Всей Руси в веках озарена,

И Владимирская Богоматерь

Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам…

«В религиозных видениях русского народа русская земля представляется самой Богородицей», – писал Николай Бердяев. Духовенство величало Россию «Дом Пресвятой Богородицы».

Святой Георгий, который поселился на груди двуглавого орла – официальный небесный патрон Англии, а небесной покровительницей России считается Богоматерь.

Владимирская икона Божьей Матери. Ныне находится в храме при Государственной Третьяковской галерее

«За Дом Богородицы! За матушку! За пресветлейший дом!» – восклицал Суворов, ведя солдат в бой. Может быть, матушкой полководец называл государыню-императрицу. А может, Русь-матушку или Мать Пресвятую Богородицу. В народном мироощущении эти образы сливались. Однако ни царица-матушка, ни царь-батюшка так и не соизволили пойти навстречу народным чаяниям: Богоматерь в государственной символике и эмблематике России, включая ордена, упорно игнорировалась…

Двуглавый орел стал символом государственной идеи «Москва – третий Рим». Ее выдвинул в 1524 году инок псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей в письме к великокняжескому дьяку, и доктрину эту взяли на вооружение московские государи. Не в первый и не в последний раз интеллигенция предложила государству идеи… И на долгие века призрачный крест над главным храмом второго Рима – царьградской Святой Софией – стал манящим миражом для российских монархов.

«Третий Рим» был идеей царей, политиков, военных. Но и военные в дореволюционной России были разные. Одни походили на отрицательных героев «Поединка» Куприна, другие блистали интеллектом. Генерал Антон Деникин еще до Первой мировой печатал статьи в газетах, а после Гражданской войны стал писателем-мемуаристом. Атаман Петр Краснов был литератором, которого хвалил сам Бунин: «Читаю роман Краснова “С нами Бог”. Не ожидал, что он так способен, так много знает и так занятен».

Военные – люди действия, поэтому писатели-офицеры и генералы были «идейными римлянами», тяготея к «царьградской мечте». Краснов в лице героя романа «Цареубийцы» приходит в ярость, оттого что во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов не удалось вступить в Константинополь из-за дипломатических игр монархов.

Русская утопия

Интеллигенция предложила государству Российскому материалистическую, но не самую великую идею. Себе же оставила лучшую – тем более что власть все равно бы ее не оценила. Идея Дома Богородицы – это, по сути, идея духовности в широком смысле слова. Дом высокой души – вот как можно перевести на светский язык православное по происхождению название.

Интересно, что у Пушкина национальная идея проявилась не в патриотических стихах, а в очаровательной сказке, написанной не по политическим соображениям, а по зову души. Вы никогда не задумывались, почему у Пушкина бочку с царицей и ее сыном прибило именно к острову, а не к отдаленной части материка? Здесь кроется потаенный смысл. Как называется знаменитое сочинение Томаса Мора? «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Так же длинно и обстоятельно название пушкинского шедевра: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сказка Пушкина – русская утопия, рассказ о путешествии из старой России в новую. Старая страна – царство Салтана. Там появляются ростки «прекрасного далека» – и одновременно процветают интриги вкупе с раболепием в лице Ткачихи с Поварихой, сватьи бабы Бабарихи и бояр, выполнявших заведомо преступный приказ и едва не погубивших зародыши светлого будущего.

Новая страна – княжество Гвидона на острове Буяне: «Новый город со дворцом, / С златоглавыми церквами, / С теремами и садами». В переводе на современные понятия там царит духовность, заботятся об экологии. Природные богатства (орешки, которые грызет белочка) служат не горстке богатеев, а всему народу. Царит социальная справедливость: «Все в том острове богаты, / Изоб нет, везде палаты». Отсутствует коррупция: «И приставлен дьяк приказный / Строгий счет орехам весть». Если царь Салтан вел войну (неясно какую, возможно, справедливую), то политика «Буянии» – сдерживание потенциальных агрессоров, чем занимаются дядька Черномор и 33 богатыря.

Что же, национальная идея зашифрована в сказочке? Так не писать же Пушкину трактат «Как нам обустроить Россию». Замысел поэта и его воплощение, как всегда, гениальны: идеалы надо закладывать с младенчества. Детские впечатления – самые сильные.

Представим альтернативный вариант: голодный Гвидон пустил свою стрелу не в черного коршуна, а в лебедушку. Получил бы он от злодея-чародея пару лебединых окорочков, и легли бы спать царица и царевич не натощак, а сытые. Вот только чудесного города не дождались бы. Не стреляйте в белых лебедей! То, что после 19 августа 1991 года «Лебединое озеро» стало у нас неугодным, – неблагоприятный для страны знак. Хотя, конечно, окорочков сегодня навалом.

Российская Мадонна

Почему у главного героя «Сказки о царе Салтане» такое странное имя – Гвидон? Пушкин использовал мотивы русской сказки о Бове-королевиче (Бове Гвидоновиче) и легендарную историю крестоносца Гвидо (Ги) де Лузиньяна, короля Иерусалимского, ставшего повелителем острова Кипр. Царевна Лебедь – сказочное преломление Киприды, Афродиты, которая после рождения из морской пены вышла на берег Кипра. Священной птицей богини был лебедь.

У пушкинской царевны «во лбу звезда горит», потому что она – олицетворение богини любви и красоты Афродиты, у римлян Венеры, в честь которой назвали планету – утреннюю звезду. Месяц под косой – наследие древневосточной богини плодородия и любви Иштар, изображавшейся с рогами полумесяца на голове.

Выходит, царевна Лебедь – богиня, и у нее с Гвидоном родятся «богочеловеки»: «Стали жить да поживать, / Да приплода поджидать». Каких же детей родят и воспитают добрая волшебница и благородный витязь? Добросердечных, порядочных, сильных, красивых, умных. И у подданных царственной четы, если они будут ориентироваться на идеальную пару, появится подобное потомство.

Все совершеннолетние россияне (или уже не все?) знают хрестоматийное стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Менее известен другой пушкинский перл – «Мадонна»:

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный Спаситель

Она с величием, Он с разумом в очах

Взирали, кроткие, во славе и в лучах <…>

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Россия – территория любви

Идея Дома Богородицы хороша тем, что она универсальна: во всех странах есть люди, которые живут по заповедям и стремятся к совершенству. Пусть Запад считает Россию провинцией. В Римской империи глубокой провинцией считался Израиль, а тамошней глубинкой в свою очередь была Галилея. Однако именно там родилась религия, которой Европа жила два тысячелетия. Сейчас перестает жить. Но не везде.

Пречистая Дева была и остается наиболее почитаемой прежде всего в католических странах, особенно в Италии и во Франции.

Везде есть добрые и честные люди, которые хотели бы превратить мир в обитель любви. Задача номер один сегодня – воскрешение лучшего из истории нашей Родины, его осовременивание.

Что такое идея пролетарского интернационализма? Это союз угнетенных всего мира. Но угнетенными люди могут быть не только в социальном плане. Сегодня актуальна идея братского (и сестринского – не надо забывать о прекрасной половине человечества) союза тех, кто чувствует себя потерянным в мире голой наживы, кого не вдохновляют бесконечные фильмы-стрелялки. В советские времена их называли «люди доброй воли».

Русская идея в чем-то и греческая, и французская, и итальянская – общая для многих, мировая.

Так кто же творец русской национальной идеи? Пушкин! В его понимании русская идея – это превращение мира в обитель добра и любви.

Его дополняет Толстой в «Войне и мире»: «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто». Ему вторит Иван Ефремов в «Лезвии бритвы»: «И думается, почему бы людям не создавать дружеских союзов взаимопомощи, верных, стойких и добрых? Вроде древнего рыцарства, что ли, не знаю, как уж назвать. Насколько стало бы легче жить».

Добрые люди всех стран, соединяйтесь!

Россия – страна-Богородица

Россию исстари называли «матушкой». А еще – «Святой Русью». Если объединить эти два понятия, получится «Святая матушка». Святая мать – родившая святого, божественного младенца. Русскую идею можно сформулировать так: Россия – страна-Богородица. Ее целью должно стать превращение мира в пространство добра и любви, восхождение к доброму Богочеловеку.

Портрет Александра Пушкина кисти Ореста Кипренского. 1827

Что значит «Богородица»? «Родившая Бога». Что значит «Дом Богородицы»? Это страна, где живут люди благородных мыслей и добрых поступков, где взрослые хотят, чтобы у них рождались и воспитывались дети, стремящиеся к высокому. Чтобы в этой стране, используя космический термин, вышли на орбиту Бога – для начала хотя бы дальнюю, потом ближнюю.

Хочется верить, что в чреве России-матушки вызревает и наливается жизненными соками зародыш нового, более совершенного существа.

Москве не быть Римом, и не стоит об этом жалеть. Какая ей честь быть третьей, а не первой? А главное, чтобы стать Римом, необходимо завоевать полмира, если не весь мир. Нужно ли это, да и можно ли? Чем воссоздавать новый Рим, лучше осуществлять идею Дома Богородицы. «Отворотись от нас, наш третий Рим, / Откройся нам, завороженный Китеж!» – призывал Владимир Максимов. Что же такое Китеж, как не территория чистых душ?

Сознательно или неосознанно, в «Сказке о царе Салтане» Пушкин полемизировал с римским мифом. В «Энеиде» Вергилий поэтически обосновал легенду о божественном происхождении римских императоров: троянский герой Эней становится родоначальником римского рода Юлиев, к которому принадлежали Гай Юлий Цезарь и Октавиан Август. А матерью Энея считалась богиня Венера. Но у Вергилия идет нисхождение от богов к людям, а у Пушкина – восхождение от людей к богам. Первую ступень этого процесса олицетворяет Салтан, которого не прельстили утилитарные идеи потенциальных жен: обилие еды («На весь крещеный мир / Приготовила б я пир») и одежды («На весь бы мир одна / Наткала я полотна»). Салтана воодушевила идея достойного продолжения рода: «Я б для батюшки царя / Родила богатыря». Вторая ступень – то, что этот богатырь становится мужем богини: богатырский этап перерастает в божественный.

Если образы русской идеи – белая лебедь и Богоматерь, отрадно, что их изображения находятся в Москве, в Третьяковской галерее. Как и лучший портрет Пушкина работы Ореста Кипренского.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.