Русские иконы

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

В начале XX века мир узнал о существовании такого явления, как русская икона

Оксана Копенкина, арт-аналитик, основатель сайта «Дневник живописи»


Анри Матисс, приехав в октябре 1911 года в Москву и посетив Третьяковскую галерею, сказал: «Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют. Всюду та же яркость и проявление большой силы чувства. Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства, чем за границей…»

 Ангел Златые Власа. XII век

«Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. В центре размещался Христос Вседержитель. А слева и справа – иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи. Среди таких заступников и находился «Ангел».

С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы – «Ангел Златые Власа».

Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Справа: Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Неизвестный мастер. Вторая половина XII века. Русский музей, Санкт-Петербург

К сожалению, икона дошла до нас в измененном виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.

И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.

Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменен на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела. Но все же сам образ остался почти прежним.

Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.

Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе. Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. В результате получились грустные и добрые глаза. А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.

И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки придает образу невероятное ощущение легкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за нас существа.

Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.

Николай Чудотворец. XIII век

На иконе изображен один из самых известных святых, покровитель моряков, усмиритель враждующих и спаситель от напрасной смерти. Он благословляет одной рукой, а в другой держит Евангелие.

Русский мастер вновь берет византийский канон. Но добавляет нечто особенное. Это легко увидеть при сравнении двух икон.

Слева: Николай Чудотворец с житием. Первая половина XIII века. Монастырь святой Екатерины, Синай. Египет. Справа: Святитель Николай Чудотворец. Первая половина XIII века (происхождение: Великий Новгород). Третьяковская галерея, Москва

Новгородский художник удлиняет и расширяет череп, делает пальцы тоньше. Сильно утончает нос. При этом губы делает пухлее. Все это зрительно наделяет святого еще большим умом и добротой. Но главное – в лице Святого Николая заметна иллюзия движения: искривленные брови, завиток в бороде, асимметричные глаза.

Кстати, о глазах. Обратите внимание, насколько и правда глаза святого разные! Изначально такой прием был взят у византийцев. Они в свою очередь переняли античное наследие. Еще древние греки заметили, как оживает образ, если добавить лицу немного асимметрии. Это мы знаем благодаря сохранившимся фаюмским портретам.

Но русский мастер особенно вольно пользуется этим приемом. И глаза не только делает разными по размеру, но и располагает один выше другого.

Русский мастер создает уникальный образ очень мудрого человека с живыми глазами. Они наполнены пониманием чего-то запредельного, недоступного обычному человеку.

Донская икона Божией Матери. XIV век

Богоматерь держит на руках младенца Христа. Они прижимаются друг к другу щеками. Поэтому этот тип иконы называется Елеуса, что означает «умиление».

Такой тип икон попал на Русь почти сразу после того, как христианство стало основной религией. Первой стала Владимирская Богоматерь. Все последующие иконы Елеуса создавались по ее образу и подобию.

Казалось бы, русский мастер работает по византийским канонам. Но и здесь он добавляет немало от себя. Ножки Иисуса оголены до колен. А его безымянный пальчик загнут. Все это придает ему черты настоящего ребенка, а не маленького взрослого.

Слева: Владимирская богоматерь. XI век (происхождение: Византия). Третьяковская галерея, Москва. Справа: Донская икона Божией Матери. 1380–1390-е. Третьяковская галерея, Москва

Но главная уникальность этой иконы в другом. Византийские мастера изображали Богоматерь в первую очередь опечаленной. Ведь она уже знает о судьбе своего сына. Эти глаза смотрят не на ребенка, а куда-то в сторону. Как будто Святая Мария думает о предстоящем.

Русский мастер вносит изменения: он опять же укрупняет глаза, усиливает их асимметрию. Добавляет еле заметных морщинок во внешних уголках глаз. Направляет взгляд Богоматери на сына. А также приподнимает уголки губ вверх.

В результате создается ощущение, что ее взгляд наполнен любовью, и печаль отступает. Она смотрит на дитя и слегка ему улыбается. Мастер намеренно делает акцент на любви матери к сыну.

Мы уже заметили, что русские художники стремились создать образы, которые излучают доброту и милосердие. Это было и в византийских иконах. Но тенденция к усилению такого эффекта очевидна.

Дело в том, что для русского христианина икона была очень важна. К ней шли помолиться обо всем на свете. А идти не только в сложный час, но и с мелкими заботами проще к образу очень милосердному. Такому, который все поймет, все простит. А главное — воспримет любую мольбу, даже о самом житейском. Художники интуитивно это понимали и создавали для своего главного зрителя, верующего, то, что он так желал.

Андрей Рублев. Святая Троица. XV век

Три ангела сидят вокруг стола, на котором стоит лишь одна чаша. Позади ангелов – скала, дерево и здание. Этот канонический образ возник на основе ветхозаветного сюжета «Гостеприимство Авраама». Авраам со своей женой Саррой встретили трех странников, прекрасных юношей. Пригласили их в дом и угощали в своем саду. А также принесли для них в жертву тельца.

Мастера до XV века изображали детали этого сюжета. Как минимум, прислуживающих Авраама и Сарру. Но Рублев внес существенные изменения. Сравним его «Троицу» с византийской иконой.

Рублев убирает Авраама и Сарру. А также все яства со стола, кроме одной чаши с головой принесенного в жертву тельца. Тем самым он сосредотачивает все внимание на трех ангелах. И вот уже «Гостеприимство Авраама» превращается в попытку изобразить Триединство Бога.

Андрей Рублев. Святая Троица. 1425. Третьяковская галерея, Москва

У Византийского мастера ангелы тоже очень похожи. И он тоже пытается тем самым показать то самое триединство: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух неотделимы друг от друга. Но Рублеву это удается лучше. Он объединяет три фигуры в круговую композицию. А также одна чаша символизирует то самое единство. Ведь она одна на всех!

Рублев намеренно не указывает явно, кто есть кто. Ведь триединство Бога невозможно познать ни человеку, ни даже ангелу. Но мы все же попытаемся…

Ангел посередине предлагает чашу тому, кто слева (для зрителя). Он словно говорит: «Прими эту чашу, прими роль жертвенного тельца, и я благословляю тебя на это». Мы видим, как он наклоняется в его сторону и благословляет чашу. Дерево за его спиной тоже нагнулось в его сторону, как символ рождения на Земле. Левый ангел выпрямился, то есть он готов принять эту чашу. И вторят ему прямые колонны здания. Он принимает с радостью благословение Отца Своего, главного архитектора этого мира. Правый же ангел сильно наклонился вперед, как бы уверяя в своей готовности поддержать.

Рублев изображает молчаливый диалог, без слов и свойственных человеку опасений и сомнений. Поэтому возникает ощущение инобытия.

Все позы еле отличаются друг от друга, но они о многом говорят. Никогда еще не было создано столь молчаливого и одновременно красноречивого образа.

Русские иконы XVIIXVIII веков

В середине XV века пала Византия. Русские аристократы направили свои взоры на Запад. А там они увидели пышное барокко и невероятный реализм.

Конечно, это их поразило. Они захотели светскости и яркости в своем быту. Это неизбежно отразилось и на иконах. У Богородицы появилась выраженная светотень – и плоское изображение стало объемным.

Святая Троица наполнилась множеством деталей и декоративных орнаментов. И ощущение инобытия в них просто растворилось.

Та бесконечная доброта и любовь, выраженные языком живописи у мастеров XII–XVI веков, отошла на второй план – в угоду внешней детализации и даже декоративности.

Вершиной русской иконописи так и осталась «Святая Троица» Рублева. И создать что-то подобное так никому и не удалось.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.