Тоска по светлой тишине

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

31 мая исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова

Людмила Кириллова


Академик живописи, заслуженный деятель искусств РСФСР и лауреат Сталинской премии первой степени. Из-под его кисти вышли образы отрока Варфоломея и преподобного Сергия, русских монахов-пустынников и молчальников, таящихся от посторонних глаз, но сияющих неземным светом для всего мира, образ девушки из народа, «неразрывный с безмолвной печалью», а еще – множество портретов: философов Флоренского и Булгакова, художника В. М. Васнецова и академика Павлова…

В 1888 году Нестеров создал картину «Пустынник», которая стала событием и впервые заставила заговорить о Михаиле Васильевиче как о состоявшемся художнике.

«По поводу ее (картины – Л. К.), едва ли не впервые, зрителями, критиками и художниками было употреблено слово “настроение”, – пишет историк, публицист, основатель и председатель историко-культурного общества «Московские древности» А. И. Федорец. – Этим словом пытались передать то тихое веяние светлой грусти и догорающей осенней ласки, какое ощущал зритель от этого пустынного затишья со стынущим озерком, с полосой леса, теряющего свое золотое убранство. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на “кроткое природы увяданье” и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком. Все, что изображено на картине, – реально. Такие пейзажи, таких стариков, казалось, можно было случайно встретить в любом уголке России-матушки. Лишь то, что прячется между “строками” нестеровского послания – особое, торжественно-радостное настроение, разлитое по всей картине, – выдает христианский посыл художника. Да еще глаза старца, говорящие о внутренней работе души, – глаза, смотрящие и видящие нездешние предметы, – свидетельствуют о крепкой связи пустынника с Богом».

«Автопортрет». 1915

«Пустынника» Нестеров рисовал с лаврского старца Гордея. Интересно, что через некоторое время после канонизации преподобного Серафима Саровского «Пустынник» стал основой для одной из икон святого: сгорбленный старичок, бредущий по своему пути, осенний пейзаж за ним.

Виктор Васнецов писал Елизавете Мамонтовой: «Хочу поговорить с вами о Нестерове – прежде всего о его картине “Пустынник”. Такой серьезной и крупной картины я по правде и не ждал… Вся картина взята удивительно симпатично и в то же время вполне характерно. В самом пустыннике найдена такая теплая и глубокая черточка умиротворенного человека. Порадовался-порадовался искренне за Нестерова. Написана и нарисована фигура прекрасно, и пейзаж тоже прекрасный – вполне тихий и пустынный… Вообще картина веет удивительным душевным теплом. Я было в свое время хотел предложить ему работу в соборе (неважную в денежном отношении) – копировать с моих эскизов на столбах фигуры отдельных Святых Русских; но теперь, увидевши такую самостоятельную и глубокую вещь, беру назад свое намерение – мне совестно предлагать ему такую несамостоятельную работу – он должен свое работать».

«Пустынника» приобрел Павел Михайлович Третьяков. Для Нестерова это было высшей оценкой.

На протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898–1899). Уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея». Однако Нестеров остро чувствует: рядом с самой первой картиной цикла – «Видением отроку Варфоломею» – все они серьезно проигрывают. На старости лет он любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”».

За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвященных его излюбленному герою.

В 1890 году профессор А.В. Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве, увидев «Отрока Варфоломея», пригласил Нестерова на работу в собор.

В1898 году младший брат Николая II цесаревич Георгий поручил художнику расписать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5–6 лет оформил лично более 50 композиций. На стене трапезной в Марфо-Мариинской обители им была написана картина «Путь ко Христу». Вразрез с традициями русской православной живописи вместо святых и угодников, схимников и подвижников или хотя бы монахов, здесь изображены простые люди, ищущие свой путь ко спасению.

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах, которую художник впоследствии считал весьма удачной.

В 1901 году Нестеров задумывает большую картину «Святая Русь», и в поисках вдохновения отправляется в Соловецкий монастырь.

Из Соловков художник писал: «Тут много интересного, много своеобразного; но все это я как бы видел когда-то во сне и передал в своих первых картинах и некоторых эскизах. Тип монаха новый, но я его предугадал в своем “Пустыннике”».

Под впечатлением от суровой природы севера и смиренных монахов-подвижников были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Соловецкие мотивы долго звучали в работах художника.

Важнейшей предреволюционной работой Михаила Васильевича стала «Душа народа». Задумку картины художник объяснял так: «У каждого свои “пути” к Богу, свое понимание его, свой “подход” к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьезные, умствуя…».

Крестьянский мальчик, идущий далеко впереди народной толпы, был написан Нестеровым с сына Алеши. Именно на этом образе сосредотачивается взгляд смотрящего на картину, это и есть смысловой центр полотна. Евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3) были выведены внизу с левой стороны картины. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни – “Отрок Варфоломей”, к концу – “Душа народа”».

Ко времени Октябрьской революции Нестерову исполнилось 55 лет. Началась Гражданская война, и семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году, после переезда в Армавир, Михаил Васильевич тяжело заболел и долгое время был не в состоянии работать. В 1920 году семья вернулась в Москву.

В послереволюционное время Нестеров все чаще обращается в своем творчестве к портрету.

В 1938 году художник был арестован и провел две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, известный юрист В. Н. Шретер был расстрелян по обвинению в шпионаже. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась на костылях.

«Видение отроку Варфоломею». 1889–1890

В 1941 году за портрет И. П. Павлова Михаилу Васильевичу Нестерову была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства. Утром 2 июня 1942 года Михаил Васильевич прочел в «Правде» Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За выдающиеся заслуги в области искусства, в связи с 80-летием со дня его рождения наградить академика живописи, художника Нестерова Михаила Васильевича орденом Трудового Красного Знамени». Другой Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, подписанный так же, как и первый, 1 июня, присваивал М. В. Нестерову звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

«Личная биография Михаила Васильевича меньше всего похожа на житье пустынника, – пишет А. И. Федорец. – Он был одарен страстным темпераментом, неукротимой волей, неуемными чувствами, и живые голоса этих чувств и страстей не теряли в нем своего полнозвучия вплоть до того, как замолчали навеки. Но в его же душе всегда жила неутолимая тоска по внутреннему миру, по светлой тишине…».

Тоска эта словно луч прожектора освещала и сохраняла все доброе и светлое, оставляя в тени, недоступной для памяти, зло и несправедливости мира.

На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».

Ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжелое материальное положение, ни лишения военного времени – ничто не могло оторвать художника от любимой работы. Последняя его картина – «Осень в деревне» (1942), – написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…», была создана за несколько месяцев до смерти.

Михаил Васильевич Нестеров скончался на 81-м году жизни в Москве 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.