Послания отважного и неуловимого Бэнкси

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Он рисует легко читаемые образы на остросоциальные и политические темы, и любой прохожий, видя его творение, без труда его «считывает»

Оксана Копенкина, арт-аналитик, основатель сайта «Дневник живописи»


Забавно, конечно, но Бэнкси ведь вернул искусство туда, где оно когда-то начиналось. На стены! Раньше это были стены пещер. Сейчас – стены зданий. И никаких «проводников» в виде музеев между зрителем и рисунком.

Бэнкси так комментирует свое желание оставаться инкогнито: «Если вы хотите, чтобы вас услышали, лучше говорите в маске».

Его слова противоречат привычной картине мира. Ведь в эпоху смартфонов и социальных сетей почти все выставляют свою жизнь напоказ. И вот уже быть мистером Икс в таком мире оказывается лучшим способом привлечь к себе внимание. И его действительно слышат.

«Девочка с шариком». 2002

«Девочка с шариком» – самая популярная работа Бэнкси. Впервые эти граффити появились в районе Саут-Банк в Лондоне в 2002 году.

Пожалуй, это единственная работа художника, смысл которой точно не известен. Шарик в виде сердца порывом ветра уносит прочь от девочки. Она расстроена, но, несмотря на свою потерю, не по-детски спокойна. Обычный ребенок уже плакал бы и топал ножками от досады.

Сам художник прокомментировал эту работу так: «Когда это произойдет, просто спокойно уходите». То есть он говорит нам о том, что потери нужно выдерживать стойко, без надрыва и истерик.

Возможно, он сам пережил какую-то утрату в 2002 году и этот рисунок выражает личное. А так как нам ничего неизвестно о художнике, то и «прочесть» эту работу мы до конца не можем.

Здесь каждый сам выбирает, что в ней видеть: надежду на лучшее, досаду из-за быстрого взросления наших детей или необходимость стойкости перед трудностями.

Этот образ стал особенно популярным после невероятного происшествия. Еще в 2006 году Бэнкси создал авторскую копию «Девочки» на бумаге акриловыми красками, вставил в позолоченную раму (в такие картины Рембрандта вставляют) и продал.

А в 2018 году эта работа попала на торги. И когда молоток опустился в третий раз со словами: «И 1 миллион 400 тысяч – три! Продано!», – картина… самоуничтожилась! Ну, почти… Две трети бумаги с рисунком разрезал на тонкие полоски встроенный в раму… шредер. Оказалось, 12 лет назад Бэнкси сам вставил его в раму. С тем расчетом, что однажды его картина попадет на торги и останется только нажать на кнопку.

Во всем этом видится определенный смысл: в нашем мире материальное крайне обесценивается. Мы запросто выбрасываем вещи, меняем одежду каждый сезон. Пришло время и произведений искусства.

«Заметайте под ковер». 2006

Девушка в форме горничной заметает сор под стену… Одна из самых популярных работ Бэнкси впервые появилась на стене Галереи в западном Лондоне в 2006 году.

Слишком неудобные проблемы правительством не решаются, а просто прячутся «под ковер», так как их обнародование скажется на репутации властей предержащих. Сложно сказать, какие именно проблемы имел в виду Бэнкси. Можно лишь предположить, что в 2006-м уже появлялись признаки грядущего мирового финансового кризиса, но никто открыто о будущем коллапсе не говорил.

«Мытье полосок зебры». 2008

Женщина развешивает для просушки только что постиранные полоски… зебры! Забавно, конечно. И удивительно, что эта работа Бэнкси малоизвестна. Вполне возможно, что из-за своего расположения. Она появилась в 2008 году в каком-то поселении в Мали (Западная Африка).

Фотографий этой работы сделано очень мало. Скорее всего, она давно уничтожена. Просто потому, что жители этого полузаброшенного поселения вряд ли что-то слышали о Бэнкси.

Так в чем же состоит послание художника? У жителей Мали, как известно, большие проблемы с водой, но женщина на рисунке очень расточительно с ней обходится. Она тратит ее на совершенную ерунду – стирку полосок зебры.

Тем самым художник намекает, насколько людям из стран Европы и Северной Америки легко достается вода. И насколько ее катастрофически не хватает на африканском континенте.

Мы привыкли жить в мире изобилия. А для кого-то это мир нехватки всего, даже простой воды.

«Любовники со смартфонами». 2014

Эта работа, написанная на двери юношеского клуба в Бристоле, интересна не только своим смыслом, но и историей. На тот момент, когда Бэнкси создавал эти граффити, клуб был на грани закрытия. Его владелец снял с петель дверь и внес в помещение клуба: он хотел брать небольшую плату за просмотр работы, чтобы клуб продолжал существовать.

Но дверь изъяли власти города и поместили в музей. Хозяин клуба оказался человеком неробкого десятка и подал на мэра города в суд!

Вся эта канитель длилась до тех пор, пока не вмешался сам Бэнкси. В письме хозяину клуба он написал, что хочет помочь его заведению, поэтому настаивает, чтобы работа принадлежала ему, а не городу.

Хозяин клуба продал дверь с рисунком Бэнкси за 400 тыс. фунтов. Юношеский центр был спасен.

Чем не современный Робин Гуд!

«Котенок в Секторе Газа». 2015

В 2015 году в Секторе Газа на разрушенной стене появилось изображение милого котенка. Контраст получился невероятный: котенок, играющий на фоне развалин с «мячиком» из арматуры.

Жители Сектора Газа живут почти без света и воды под постоянными обстрелами. Кусок этой многострадальной земли обнесен забором. Попытки международных спонсоров связать эту землю с другим миром окончились крахом. Едва начавшееся строительство порта и аэродрома было остановлено обстрелами. Внутрь сектора пускают лишь грузовики с едой и мылом – гуманитарной помощью. Все остальное запрещено для провоза. Даже строительные материалы! И отстроить разрушенные здания просто невозможно.

В эту ловушку попали те, кому не повезло здесь родиться. А рождаемость, как в любой нищей стране, зашкаливает, поэтому больше половины населения – дети. Это огромная детская тюрьма.

И посреди этой тюрьмы вдруг появился «Котенок» Бэнкси. Художник опять нас без сожаления критикует. Людей умиляют котики, вот пусть и любуются котиком посреди этого ада. Но есть надежда, что однажды они оглянутся по сторонам.

«Выход Великобритании из ЕС». 2017  

В 2017 в английском Дувре появился огромный мурал с флагом Евросоюза. Рабочий сбивает одну из 12 звезд так, что по всему флагу идут трещины.

За год до этого 51,9% граждан Великобритании проголосовали за выход своей страны из состава ЕС. И Бэнкси явно решил быть в числе тех 48,1%, которые были против выхода.

И опять художник очень умело выбирает место для своей работы. Его огромный мурал находится рядом с портом в проливе Ла-Манш.

Город Дувр у пролива Ла-Манш находится рядом с Францией. В ясную погоду можно даже разглядеть береговую линию соседей. Страны близки, но решили жить врозь.

Очевидно, что Бэнкси спускался по веревке с крыши. Возможно, не в одиночку. Конечно, как и в других работах, он использовал трафареты. Но согласитесь, все равно рискованно.

Как и у импрессионистов у него на работу было не более получаса. Только у «впечатленцев» была цель – поймать конкретный свет, а у Бэнкси – не быть пойманным самому. Что ж, он справился и на этот раз.

В 2019 году граффити, стоимость которых ранее оценивали в £1млн, закрасили.

«С Рождеством!». 2018

В конце 2018 года на стене обычного гаража маленького городка Порт-Талбот (Уэльс) появился рисунок, изображающий мальчика. Довольный ребенок ловит ртом снежинки.

Но, заглянув за угол, вы видите продолжение работы и понимаете, что на ребенка летит вовсе не снег, а пепел из дымящегося мусорного бака!

На этот раз Бэнкси решил высказаться на тему экологии. И, как обычно, выбрал для этого место, которое идеально сочетается с самим посланием.

В Порт-Талботе находится сталелитейный завод, который время от времени накрывает городок серой сажей.

Интересно, что владелец гаража продал эту работу коллекционеру за 100 тыс. фунтов, но с условием, что работа останется в городе. Возможно, ей удастся изменить жизнь городка к лучшему. И подобный «снег» здесь прекратится.

«Крыса в часах». 2018

В 2018 году Бэнкси нарисовал бегущую крысу внутри часов на здании на Манхэттене (Нью-Йорк).

Крыса в сочетании с часами – это же символ крысиных бегов! Такая метафора подходит к жизни многих людей. У русских принято сравнение с белкой в колесе. Но в целом это как раз о беге на месте. Когда жизнь «дом – работа – дом» не позволяет нам сделать шаг в сторону и уж тем более вперед. А на Манхэттене офисных работников, живущих по принципу крысиных бегов, очень-очень много.

Сейчас владельцы здания сняли часы. Хотят их продать. Власти города против. Жители тоже за то, чтобы часы вернули. Кто знает, может, Бэнкси и тут вмешается…

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.