Родина оперного искусства

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Итальянской классической опере принадлежит почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры

Л. А. Соловцова, О. Т. Леонтьева


Италия по праву считается родиной оперы. Вызванный к жизни гуманистическими идеалами эпохи итальянского Возрождения, этот жанр возник в конце XVI века. В единении поэзии, музыки и театра группа просвещенных флорентийских поэтов и музыкантов искала пути к возрождению античного театра, к созданию синтетического искусства, способного правдиво выразить человеческие чувства. Флорентинцы провозгласили господство поэзии над музыкой, выдвинув новый, гомофонно-речитативный стиль.

Джузеппе Верди достиг в своем творчестве идеального слияния действия, слова и музыки

В течение первой половины XVII века опера постепенно формировалась как жанр, приобретая новое направление в своем развитии. Выйдя за пределы узкого круга флорентийских поэтов и музыкантов, она соприкоснулась с широкой аудиторией в Мантуе, в Риме, затем в Венеции, где в 30-х годах XVII века был открыт первый в мире постоянный оперный театр. Камерные спектакли флорентинцев сменились пышными театральными постановками, а музыка стала главенствовать над текстом.

Наивысшее достижение итальянской оперы XVII века – творчество двух замечательных композиторов: Клаудио Монтеверди и Алессандро Скарлатти. Монтеверди работал в Мантуе, а затем в Венеции, где создал лучшие свои сочинения. Это был первый великий оперный композитор, воплотивший на театральной сцене сильные характеры и большие страсти. Он обогатил оперу рядом новых музыкально-выразительных средств; напевную декламацию соединил с кантиленой; мелодику, гармонию и оркестровое письмо подчинил драматическому замыслу. Опередив свою эпоху, Монтеверди шел по пути создания реалистической музыкальной драмы.

В спектаклях последующих итальянских композиторов драматическое содержание постепенно отходило на второй план – все больше и больше возрастала роль виртуозного пения. Именно с расцветом вокального искусства связано дальнейшее развитие итальянской оперы. Творчество Скарлатти способствовало формированию прославленной неаполитанской школы, которая на рубеже XVII–XVIII веков заняла ведущее место, принадлежавшее ранее венецианской школе.

В Неаполе окончательно сложился жанр итальянской оперы, где музыка господствовала над текстом и певческое искусство достигло высокого расцвета. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto.

Джоаккино Россини явился как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая ее предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. Опера-буффа, с ее смелым, злободневным содержанием, достигла наивысшего расцвета в его творчестве (лучшая из комических опер композитора – «Севильский цирюльник»). А созданная им в 1829 году опера «Вильгельм Телль» заложила основы нового жанра героико-исторической романтической оперы.

Творчество гениального Россини и его младших современников – Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти – несомненно, лучшее достижение итальянского оперного искусства в первой трети XIX века. Эти композиторы обновили музыкальный язык итальянской оперы, насытив его прекрасными мелодиями, интонационно близкими к народной песне, что позволяло выявлять лучшие стороны дарования певцов, утверждавших славу итальянской оперы на всех европейских сценах.

Однако, создав «Вильгельма Телля», Россини опер больше не писал. В 1835 году умер молодой Беллини. К началу 40-х творчество тяжелобольного Доницетти шло под уклон. Национальная опера переживала серьезный кризис: итальянские сцены наводнили оперы многочисленных подражателей Россини, Беллини и Доницетти.

Из идейно-драматического кризиса вывел итальянскую оперу Джузеппе Верди, смелый новатор, горячий и последовательный поборник реалистических принципов итальянской литературы эпохи национально-освободительного движения.

Если основоположником национальной оперной школы был Россини, то в творчестве Верди она достигла наивысшего расцвета. Композитора, равного Верди по значению и по силе дарования Италия не имела ни при жизни Верди, ни после его смерти. Он создавал искусство высокоидейное и вместе с тем доступное широким массам.

Величайшая заслуга Верди в том, что, опираясь на традиции национальной оперы и отстаивая национальную самобытность, он шел по пути новаторства и неутомимых поисков драматической правды, постоянно стремился к реалистичности характеров и драматических ситуаций.

Пройдя через увлечение «неистовым романтизмом» Гюго и близких к нему испанских романтиков, критически освоив достижения современной ему западноевропейской оперы, Верди в своих поздних произведениях – «Аиде», «Отелло» и «Фальстафе» – достиг идеального слияния действия, слова и музыки, пришел к созданию подлинной реалистической музыкальной драмы.

В 70–80-х годах увлечение немецкими романтиками – и особенно Вагнером – захватило значительную часть итальянской молодежи. Увлечение это, сводившееся нередко к простому подражанию, имело свои положительные и отрицательные стороны: изучение немецкой музыки вызвало у итальянских композиторов повышенный интерес к гармонии, полифонии, оркестру, но в то же время они шли по ложному пути, отметая традиции итальянской оперы, отбрасывая классическое оперное наследие.

В последнее десятилетие XIX века вагнеризму, распространявшемуся по Италии, противопоставило себя новое оперное направление – веризм (от слова vero – «истинный», «правдивый»), к которому в значительной мере примыкает и творчество выдающегося итальянского композитора Джакомо Пуччини. Веризм Пуччини проявляется прежде всего в его отношении к оперному сюжету. В обыденной, неприкрашенной жизни композитор находит материал для глубоко волнующей драмы. Музыкальная речь его всегда эмоционально правдива. По богатству и свежести музыкального языка композитор выделяется среди своих современников – веристов. И хотя Пуччини не смог подняться в творчестве до реалистических вершин Верди, по эмоциональной непосредственности воздействия музыки, по органической ясности мелодики, по силе и яркости драматического дарования он – прямой наследник Верди и подлинно итальянский художник.

Творчество Россини, Беллини, Доницетти, Пуччини и, в особенности, Верди – непревзойденное наследие итальянской классической оперы. Произведения этих композиторов входят в репертуар большинства музыкальных театров.

Итальянской классической опере, с ее прогрессивным идейным содержанием, прочными национальными традициями и подлинной «вокальностью», принадлежит почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.