История одного шедевра

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Картину Александра Иванова «Явление Христа народу» можно с полным правом назвать величайшим русским живописным произведением

Олег Озеров, журналист, историк


Среди всех блестящих произведений, написанных русскими художниками, которые учились и работали в Италии, одной из лучших является картина Александра Иванова «Явление Христа народу». По своей масштабности, по длительности периода подготовки к ее написанию, по тщательности проработки каждой детали, по отточенности мастерства великого художника, посвятившего этой картине более 20 лет жизни, трудно найти нечто похожее в истории русской живописи.

Великий американский кинорежиссер Джордж Стивенс назвал свое «Житие Христа» на экране величайшей историей, когда-либо рассказанной. По аналогии картину Иванова «Явление Христа народу» можно с полным правом назвать величайшим русским живописным произведением на данную тему.

Александр Андреевич Иванов родился в 1806 году в семье художника и профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. В 11 лет Александр поступил в Императорскую Академию художеств, где учился под руководством своего отца.

В 18 лет Александр Иванов получил малую золотую медаль за написанную по программе картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Большая часть конкурсных тем была в то время связана с античными сюжетами. Работа академикам понравилась, и молодой художник решил представить в 1827 году на большую золотую премию свою композицию «Иосиф, толкующий сны заключенных с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Этот популярный библейский сюжет использовали сотни художников, но работа Иванова отличалась особой яркостью образов.

«Общество поощрения художников» решило дать Иванову возможность поехать за границу за счет Общества, как и Брюллову. Однако немалая часть представителей Академии была убеждена, что в выполнении конкурсных работ Иванову помогал отец, а посему он был подвергнут испытаниям. Его изолировали в мастерской и дали задание написать картину «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Иванов прошел это испытание с блеском, после чего в 1830 году отправился в Рим.

Портрет А. А. Иванова кисти С. П. Постникова

В то время его более всего интересовали библейские сюжеты загадочного характера, и это роднило его с ранним Тицианом. После написания нескольких этюдов он создал большую композицию «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». Уже на этом этапе Иванов проявил себя как человек исключительного трудолюбия и поразительной требовательности к себе. Создание этого полотна вывело его в статус больших мастеров и в Риме, и в Петербурге. Правда, некоторые критики обвиняли его в том, что голова Христа довольно типична для религиозной живописи, фигура Иисуса не ассоциируется с образом садовника, за которого Мария приняла Иисуса, увидев его близ гробницы. И костюм Марии не имеет ничего общего с еврейской одеждой I века. Но подлинные ценители живописи и специалисты обратили внимание на то, что композиция обладает благородством форм, а лицо Марии, на котором видна радость от встречи с Иисусом, – высшее проявление живописного мастерства. Картина имела огромный успех.

И именно этот успех подтолкнул художника к тому, чтобы начать работу над таким произведением, как «Явление Христа народу».

Обратим внимание читателя на тот факт, что эта картина была вторым и последним произведением Иванова. Он писал его всю оставшуюся жизнь. Можно смело сказать, что картина эта, которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, – результат творческого подвига художника, титанической работы, которой он посвятил не только годы, но и все творческие силы без остатка. Он много раз переделывал композицию, создал целую галерею эскизов, на которых были запечатлены головы, руки, торсы… Каждое лето он проводил бесчисленные часы за написанием этюдов, на которых были изображены ветви деревьев, речные камни, кусты и облака на небе.

Требовательность Иванова к себе и своему творчеству была поразительной: он пытался довести каждую мельчайшую деталь на картине до совершенства. Зиму он проводил за мольбертом в мастерской, перенося на полотно то, что он запечатлел на этюдах и эскизах.

Годы работы не могли не сказаться на его творческой концепции, на его восприятии образов и цветовых решений, на общей атмосфере картины. Только вариантов общей композиции он сделал 24. Если сравнить первоначальную композицию с той, что представлена на картине в Третьяковской галерее, то можно сказать, что это, по сути, два разных произведения. Специалисты обратили внимание на то, что не осталось ни одной фигуры без изменений.

Иванов работал методично, последовательно, он писал типы, характеры, упорно искал прообразы персонажей будущего шедевра среди знакомых и случайных прохожих. Порой ему было достаточно увидеть характерный взгляд или рисунок бровей, и он создавал некий синтезированный образ героя своей картины.

Искусствоведы признают, что одним из наиболее впечатляющих образов картины является образ Иоанна Крестителя. Но мало кто знает, что для создания головы святого Иванов использовал первоначально сделанный им профильный этюд с головы пожилой итальянки, лицо которой поразило его своей одухотворенностью. Этот этюд был многократно преобразован и превратился в конце концов в профиль Иоанна Крестителя.

Особенно долго и тщательно Иванов работал над образом Христа, создав множество этюдов, – и все они слились позже в один образ, производивший магическое впечатление на зрителя.

Время шло, и Общество поощрения художников все больше выражало недовольство тем, как медленно продвигается работа над картиной. Звучали голоса, призывавшие лишить Иванова пенсии. Между тем все, кто видел процесс работы над картиной (а мастерская художника была открыта для посещений), выражали свой восторг перед увиденным и тем, с какой тщательностью работает над важным религиозным сюжетом русский художник.

Иванов продолжал делать акварельные и карандашные наброски, стремясь добиться абсолютного совершенства. В последней композиции Иванов преобразил и пейзаж, который не менее выразителен, чем фигуры людей. Мы видим Иисуса, шествующего к берегу реки Иордан, где крестятся вчерашние рабы, простые иудеи и целые семьи. И у зрителя нет сомнений, что все это происходит на Святой земле. Явление Христа народу в районе реки Иордан становится явлением Мессии человечеству вообще. И фон картины подтверждает важность происходящего для судеб всего мира.

В конце 1838 года Иванов познакомился с приехавшим в Италию Николаем Гоголем. Увидев грандиозное полотно Иванова, он написал своим друзьям письмо с просьбой поддержать художника: «Не скупитесь! Деньги все вознаградятся. Достоинство картины уже начинает обнаруживаться всем. Весь Рим начинает говорить гласно, судя даже по нынешнему ее виду, в котором далеко еще не выступила вся мысль художника, что подобного явления еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи».

В Италии Иванов влюбился в молодую аристократку и надеялся жениться на ней, но она предпочла выйти замуж за другого. В результате в его душе произошел перелом, граничивший с психическим расстройством. Он перестал пускать к себе посетителей, стал воображать, что его хотят отравить…

Постепенно его мироощущение стало меняться. Он вдруг заинтересовался критикой Священного писания. Узнав, что Штраус является одним из критиков Евангелия, он добился встречи с ним и выслушал его позицию. Не удовлетворившись этим, он отправился в Лондон к Герцену, сообщив ему, что в душе его зародились сомнения.

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835

Вот, что он сказал Герцену: «Писать без веры религиозные картины это безнравственно, это грешно. И я не надивлюсь на французов и итальянцев: разбирая по камням католическую церковь, они наперехват пишут картины для ее стен. Этого я не могу. Мне предлагали главное заведывание над живописными работами в новом Исаакиевском соборе, – место, которое доставило бы мне славу и материальное обеспечение. Я отказался. Что же я буду в своих глазах, войдя без веры в Храм, с сомнением в душе? Лучше остаться бедняком и не брать кисти в руки».

Теперь заканчивать картину он уже был не в состоянии. Вернувшись в 1857 году в Рим, он решил больше не работать над ней. Полотно было свернуто и отправлено в Санкт-Петербург. Весной 1858 года Иванов вернулся в Россию, проведя за границей 28 лет. Он выглядел намного старше своего возраста, поседел, его обуревали тяжелые думы.

В июне картина была выставлена в Академии художеств. Она произвела огромное впечатление на публику, особенно на художественные круги. Царь видел ее еще до выставки и высоко оценил мастерство художника. Государь велел приобрести картину в казну. Иванов должен был получить за нее единовременно 10 тысяч рублей и получать ежегодно 2 тысячи рублей пенсии. Но увы, получения денег художник не дождался. В июле 1858 года он умер от холеры.

Иванов не считал картину полностью законченной, но это не значит, что в ней есть незавершенность деталей. Просто художник перестал вносить в нее те изменения, которые считал целесообразными.

Полотно Иванова является одним из самых уникальных в истории русской живописи. Хотя Иванов пользовался инструментарием итальянских художников в создании этюдов, эскизов и даже красочного слоя, в основе его живописного мастерства осталась русская школа, приемы и технику которой он довел в Италии до совершенства, став мастером высочайшего класса, который умножил свой талант невероятной трудоспособностью.

Над главной картиной своей жизни Иванов работал более двадцати лет. При создании полотна он сделал более 600 эскизов и этюдов. Картину «Явление Христа народу» можно читать, как литературно-художественное произведение. Каждый образ на ней является запоминающимся, каждый жест, каждый взгляд наделен определенным смыслом. Пройти мимо картины, этюдов и эскизов в Третьяковской галерее невозможно. Во всем ощущается магия высокого искусства, безграничное вдохновение и, если угодно, самопожертвование великого художника, замыслившего и реализовавшего свою творческую мечту.

В заключение скажем несколько слов о том, что является, помимо образов и уникальной живописи, находкой в композиции картины «Явление Христа народу». В европейской живописи и, в частности, в итальянской живописи времен Возрождения композиция строилась по принципу двух диагоналей, фокусная точка пересечения которых давала возможность поместить как можно ближе к ней центральный элемент картины. Русские художники часто пользовались подобным приемом. В одной из первых композиций у Иванова расположение фигур строилось по такому же принципу. Однако, изучая работы мастеров прошлого и творчески переосмысливая их, Александр Иванов решил использовать другую систему, которая давала более богатые возможности для создания композиции.

В картине Иванова первая диагональ начинается от мальчика, выходящего на берег из левого нижнего угла, проходит через руки Иоанна Крестителя и восходит к фигуре Христа. Заканчивается она в правом верхнем углу картины. Вторая длинная диагональ начинается с ног иудеев в правой части картины, проходит через голову раба и через лицо Иоанна Крестителя, и продолжается до левого верхнего угла картины.  Эта диагональ второстепенна, она поддерживает композицию, но не является принципиально важной.  Важна короткая диагональ, которая начинается в правом нижнем углу, проходит через лица смотрящих на Иисуса и заканчивается на лице Христа.

Именно сочетание этих двух неравных диагоналей и делает композицию картины эффектной, мощной и ярко выраженной. Такую композицию мог создать только величайший мастер, художник всемирного масштаба.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.