Правда Бернарда Шоу

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

26 июля исполняется 165 лет со дня рождения выдающегося ирландского драматурга, одного из основоположников «драмы идей» и реформаторов театрального искусства XX столетия

Татьяна Бадалова


Джордж Бернард Шоу, смотрящий на мир с лукавым мудрым прищуром и имеющий обо всем свое суждение, говорил так: «Мой способ шутить – это говорить правду. Правда – это самая смешная шутка на свете».

Будущий драматург был третьим и самым младшим ребенком Джорджа Карра Шоу и Люсинды Элизабет Гурли Шоу. Благодаря матери, которая была профессиональной певицей, мальчик получил обширные знания в области музыки, живописи и литературы. Уже в возрасте 15 лет Бернард начал работать, чтобы помочь семье, так как бизнес отца потерпел крах.

В 20 лет юноша, решивший стать писателем, отправился попытать счастья в Лондон. Днем он занимался в Британском музее, а по вечерам ходил на лекции, которые устраивались для лондонского среднего класса. Во время таких образовательных мероприятий Шоу увлекся идеями социализма и вскоре примкнул к основанному в 1884 году Фабианскому обществу, социалистической группе среднего класса, которая стремилась к преобразованию английского общества через проникновение в интеллектуальную и политическую жизнь страны. Постепенно обрастая связями и полезными знакомствами, молодой писатель получил возможность стать журналистом и театральным критиком; в рецензиях Шоу ярко проявилось его природное остроумие и полемические способности.

Когда Шоу начал писать пьесы, в английском театре явно нарастал кризис идей: выдающиеся драматурги не могли уйти от искусственных сюжетов и типичных персонажей, которых привыкли видеть в пьесах театралы и критики. И тут на фоне общего застоя, как молодые ростки, пробиваются работы Шоу. Он назвал свои первые пьесы «неприятными», потому что «их драматическая сила используется для того, чтобы заставить зрителя столкнуться с неприятными фактами».

Первым успехом Шоу стала написанная в 1901 году пьеса «Цезарь и Клеопатра». За ней последовали «Пигмалион», «Святая Иоанна», «Дом разбитых сердец», «Человек и Сверхчеловек», «Дилемма доктора», «Андрокл и лев». Во многих из них автор выступает в роли сатирика, беспощадно осмеивающего пороки общества.

В1898 году Шоу женится на богатой наследнице Шарлотте Пейн-Таунсхенд, с которой он познакомился в Фабианском обществе. Они прожили вместе долгую жизнь, но жена так и не смогла завладеть душой художника слова. Настоящей музой для него стала миссис Беатрис Стелла Кэмпбелл, одна из самых талантливых английских актрис, с которой он вел переписку в течение 40 лет. «Идеальная любовь возможна только по переписке», – убеждал себя писатель. Сложный характер Стеллы, взбалмошность и своенравие превращали их общение в безумную и жестокую игру. Они постоянно ссорились, порой актриса вела себя невыносимо, но драматург прощал ей абсолютно все.

Пожалуй, самым знаменитым произведением Шоу является пьеса «Пигмалион», в основе которой – античный миф о скульпторе Пигмалионе и его ожившей статуе Галатее. Однако в пьесе Шоу напрочь отсутствуют романтические отношения между главными героями, и счастливый финал у этой истории, по его твердому убеждению, невозможен. Драматург категорически запрещал актерам показывать влюбленность Элизы и Хиггинса. В пьесе в центре внимания вместо любовных перипетий оказывается социальный конфликт: став блестящей образованной леди, уличная цветочница все-таки не может устроить свою жизнь в обществе, не имея капитала. Бедная девушка привлекает профессора лишь как объект эксперимента – добившись успеха, он теряет интерес к ее дальнейшей судьбе. Автор несколько раз менял финал пьесы: по одной версии Элиза открывает свой цветочный магазин при финансовой поддержке друзей, по другой – остается в доме своего учителя на сугубо деловых началах.

Написанная в 1912–1913 годах пьеса была впервые представлена зрителям в октябре 1913 года в Вене. Режиссером лондонской постановки в Театре Его Величества в апреле 1914-го выступил сам Шоу, а Элизу играла 49-летняя (!) Стелла, для которой и была написана эта роль. Актриса безумно боялась играть юную цветочницу, но в итоге прекрасно справилась с ролью. Экранизировали произведение в 1938 году – за свой сценарий Шоу получил «Оскара». В 1964 году пьеса была адаптирована под мюзикл «Моя прекрасная леди», в котором роль безграмотной замарашки блистательно сыграла Одри Хепберн.


«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Бернард Шоу


Интересно, что американский актер и журналист Джером Килти написал пьесу «Милый лжец», основанную на письмах Бернарда и Стеллы, опубликованных после их смерти. Постановка Килти, раскрывающая сложные творческие и человеческие взаимоотношения драматурга и актрисы, увидела свет в 1957 году. Все лучшие актрисы мира мечтали сыграть на сцене Стеллу Патрик Кэмпбелл. Среди тех, кому посчастливилось выступить в этой роли, были француженка Мария Казарес, американка Кэтрин Корнелл, немка Элизабет Бергнер, русские актрисы Елена Юнгер, Ангелина Степанова, Любовь Орлова, Юлия Борисова.

Первая мировая война изменила мировоззрение писателя и поколебала его веру в гуманизм. Созданная после войны пьеса «Дом разбитых сердец» с горьким юмором описывает духовное падение поколения, ответственного за смертоносную войну.

Одной из лучших работ Шоу признана пьеса «Святая Иоанна». Автор показывает героиню высшим существом, которое уничтожают две могущественные силы – Церковь и Закон. И так, говорит он, будет впредь со всеми героями, покуда высокая нравственность не станет в обществе нормой. За эту пьесу Шоу присудили Нобелевскую премию по литературе 1925 года с формулировкой «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». От денежной части Шоу отказался, и она была использована для перевода произведений ряда шведских авторов на английский язык.

В последней пьесе Шоу «Миллиарды Буянта», созданной в 1946–1948 гг., видно, как изменилось мировоззрение драматурга. Если раньше он поддерживал постепенный переход от капитализма к социализму, то к концу жизненного пути пришел к выводу, что нельзя надеяться на слепую толпу, которая способна выбрать себе в правители людей подобных Гитлеру.

Скончался 94-летний писатель в своем загородном доме в деревушке Айот-Сент-Лоуренс.

«Два процента людей думает, три процента думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать», – так жестко высказался когда-то Бернард Шоу. Можно решить, что он относился к своему окружению с презрением, но в действительности Шоу был истинным гуманистом, и его любовь к людям нельзя назвать слепым актом принятия. Напротив, это ежедневный труд по спасению душ из оков безнравственности, эгоизма и корысти, битва за наше будущее.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.