По стопам Эзопа и Рабле

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

8 июля 2021 года исполняется 400 лет со дня рождения Жана де Лафонтена, французского литератора, поэта-баснописца, причисленного к сонму великих французских классиков

Теодор Тетов


В стихотворении «Городок» А.С. Пушкин так писал о французском баснописце: «И ты, певец любезный, поэзией прелестной сердца привлекший в плен…» Литературная жизнь великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова вообще началась с того, что он перевел на русский язык две басни Лафонтена, которые в начале 1806 года были опубликованы в журнале «Московский зритель». В дальнейшем непревзойденный баснописец России не раз обращался к темам и шутливым эскападам своего французского предшественника на поприще басен и притч.

Жан де Лафонтен

Лафонтен родился в 1621 году в Шато-Тьерри, провинция Шампань. Отец его был лесничим местного герцогства и к тому же часовых дел мастером. Начало XVII века было довольно бурным и неспокойным временем в Европе, и родители сочли наиболее разумным готовить сына в духовную семинарию. Но юноша отправился в Париж изучать право. Его настольной книгой в то время был роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Грубоватый средневековый юмор, едкая сатира на торговцев, школяров, клириков и псевдоученых, забавные приключения героев и, конечно, шутливые истории про животных, аллегории и басни, которыми изобилует эта книга, стали для Лафонтена настоящим учебником литературного мастерства. А поскольку он изучал право и читал римских и греческих классиков, они обогатили его знанием древних притч, басен Эзопа и драм Теренция. Собственно, первым произведением Лафонтена была комедия «Евнух», написанная по мотивам произведения Теренция.

 Комедия не произвела впечатления на публику и тем более на критиков. Но, как известно, существует «закон везения», который заключается в том, что литератор иногда попадает в орбиту одного из сильных мира сего, после чего и его литературные труды, и его материальное положение восходят на качественно более высокий уровень. Лафонтеном заинтересовался один из самых могущественных людей во Франции – министр финансов Николя Фуке. То был любимец короля, пользовавшийся также доверием хитроумного кардинала Мазарини. Богач Фуке стал автором множества финансовых махинаций, а с 1654 года вообще перестал заглядывать в ведомость получаемых доходов: он тратил астрономические суммы на торжественные приемы, праздники и любовниц. Еще одной статьей его огромных расходов были созданные им сети шпионажа, которые действовали не только в стране, но и за рубежом. Для того чтобы быть ровней монархам, ему не хватало только восхвалений из уст известных литераторов и деятелей искусств. И он начал собирать их вокруг себя. Выдающийся искусствовед Лебрен, крупнейший ландшафтный архитектор Ленотр, величайший из мировых комедиографов Поклен (которого мы знаем под именем Мольера) – все они стали друзьями Фуке, и каждому была отведена определенная роль. К ним Фуке добавил и Лафонтена.

 Лафонтен получил от него заказ на стихотворные произведения и «литературную пенсию» в тысячу ливров. Лафонтен честно отрабатывал Фуке его милости. Кроме заказанных стихотворений, он посвятил патрону поэму «Адонис», написанную в духе древнеримского поэта Овидия, и даже приступил к созданию хвалебного произведения, посвященного дворцу, который Фуке строил в Во-ле-Виконт. Дворец еще не был тогда завершен, а посему Лафонтен описывал его в форме сновидения. Ода осталась незавершенной, так как в сентябре 1661 года Фуке арестовали и посадили в тюрьму. Лафонтен сделал попытку облегчить судьбу работодателя: он адресовал королю оду и «элегию нимфам Во». Их расценили как попытку повлиять на короля, что вызвало гнев и монарха, и всемогущего его канцлера Кольбера.

Николя Фуке

Но закон везенья, если он начал действовать, действует долго – возможно, всю жизнь. У Лафонтена появилась новая покровительница – племянница кардинала Мазарини. Со временем она стала герцогиней Орлеанской. Она помогла ему издать в 1664 году сборник «Сказки и новеллы в стихах», а в 1665–1666 гг. вышли еще два аналогичных сборника. В одном из них Лафонтен пересказывал шутливо-эротические сюжеты Боккаччо, псевдо-фольклорные истории в духе Рабле, компрометирующие знать. На него посыпались упреки в нарушении правил этики, нравственности, морали. И только в 1668 году Лафонтен наконец опубликовал первую книгу басен, в которых прозвучали темы «побасенок» и притч Эзопа и его подражателя Федра. Это был тот жанр, в котором Лафонтен более всего преуспел. Краткость, изящные аллегории и поучительный характер этих небольших произведений делал их в корне отличными от прежних творений Лафонтена. В сборник под названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» вошли «Ворон и Лис», «Цикада и муравьиха», адаптированные впоследствии И. А. Крыловым и названные «Ворона и Лисица» и «Стрекоза и Муравей».

 Заметим: Лафонтен был наиболее успешным автором, когда он работал именно в этом жанре, когда он писал то, что было ему близко. Иными словами, его литературный талант проявлялся в наилучшей степени тогда, когда он шел по стопам Эзопа и Рабле, когда он воплощал во французской поэзии прекраснейшие экстраполяции творений прошлого. А когда он опубликовал в 1669 году «Любовь Психеи и Купидона», длинный роман в стихах и прозе, навеянный произведением древнеримского философа Апулея «Золотой осел», эта работа, несмотря на его своеобразный поэтический стиль, оставила публику равнодушной. Современники сочли текст противоречащим основным принципам классической эстетики.

 После смерти герцогини Орлеанской Лафонтен на время остался без работы, но спустя несколько лет, в 1673 году, нашел новую покровительницу – Маргариту де ла Саблиер. В ее салонах собирались ученые, поэты, философы, художники. В последующие девять лет Лафонтен опубликовал стихотворения для религиозного сборника, эпитафию Мольеру, новые сказки (кстати, некоторые из них были сочтены распутными и запрещены), пять новых книг басен и другие произведения. В 1674 году писатель попробовал себя в жанре оперы, но эксперимент провалился.

 В 1684 году Лафонтена избрали членом Французской академии, королевского литературного учреждения. До этого писателя несколько раз не принимали, потому что Людовик XIV, помнивший заступничество Лафонтена в деле Фуке, относился к баснописцу резко отрицательно. Последними опытами Лафонтена в литературе были три комедии, которые не получили одобрения публики. Последний сборник басен, в значительной степени переработанный автором, появился в 1694 году.

 После смерти госпожи де ла Саблиер мысли Лафонтена обратились к церкви и он пообещал посвятить остаток дней созданию благочестивых произведений.

 Жан Лафонтен скончался 13 апреля 1695 года в Париже.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.