О судьбе одного портрета

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

История русского философа-кантианца и подаренного ему портрета Иммануила Канта

 Варвара Попова, доктор философских наук, профессор Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта


Фигура Иммануила Канта имела огромное значение для научной, философской и образовательной жизни России. Здесь особо стоит упомянуть о том периоде, когда происходило становление самостоятельной университетской философии (вторая половина XIX – начало XX вв.). Этот процесс поиска русской философией собственной идентичности, самобытности и оригинальности во многом происходил через своеобразное «преодоление» идей Канта.

Как отмечают историки философии: «В России такое преодоление пошло двумя путями: первый путь – это неокантианское истолкование Канта с отрицанием “вещи в себе” как объективной реальности, второй – расширение границ опыта, которое позволило бы непосредственно увидеть трансцендентную реальность. Идя по этим путям, русская мысль проходила проверку критической мыслью, закаляясь в горниле философского учения Канта»[1].

Кант стал своего рода символом для ряда философских направлений в России.

Наш рассказ следует начать с представления русского авторитетного ученого и педагога Александра Ивановича Введенского (1856–1925). Петербуржский университетский философ, которого по праву многие называли «заместителем» Канта в России и правоверным кантианцем, оказал огромное влияние на учеников и современников, популяризировал идеи Канта, яростно отстаивал верность их истолкования и ценность для философской и духовной жизни общества в целом.

Будучи авторитетным учителем, Введенский внушил поколению своих учеников мысль об огромном значении идей Канта, о необходимости принимать его в расчет, какие бы вопросы их ни волновали. Следует упомянуть, что Введенский сам был частью интеллектуальной традиции восприятия Канта в России. Он был выпускником Санкт-Петербургского университета, учеником профессора Михаила Ивановича Владиславлева, который в 1867 году осуществил первый перевод «Критики чистого разума» на русский язык. Кроме этого, по окончании университета Введенский проходил в 1885–1887 годах научную стажировку в Германии, где слушал лекции в Лейпциге, Берлине, посещал занятия у Куно Фишера в Гейдельбергском университете. Эта поездка, погружение в неокантианскую идейную атмосферу укрепили философские предпочтения Введенского. Его выбор окончательно и бесповоротно был сделан в пользу критической философии Канта. А интерес к ней, вероятнее всего, зародился у Александра Ивановича еще на семинарах профессора Владиславлева.

В 1887 году по возвращении из-за границы Введенский стал приват-доцентом кафедры философии историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Он был привлечен к чтению многих курсов и одновременно готовился к защите магистерской диссертации, которая состоялась в мае 1888 года и, конечно же, была связана с кантовской проблематикой («Опыт построения теории материи на принципах критической философии»).

Следующий этап жизни Введенского тесно связан с его педагогической деятельностью. Он читал курсы по логике, истории философии, философии и психологии почти во всех крупных учебных заведениях северной столицы: в Санкт-Петербургском университете, в Историко-филологическом институте, на Высших женских историко-литературных и юридических курсах (Бестужевских), в Женском педагогическом институте, Александровской военно-юридической академии, а также в ряде гимназий.

Введенский пользовался уважением и популярностью в студенческой среде. По воспоминаниям учеников, он обладал способностью создавать атмосферу свободного размышления на практических занятиях, не подавлял учеников своими знаниями и авторитетом, не навязывал своей точки зрения. Он учил критически мыслить в соответствии с подходом самого Иммануила Канта. Эту школу Введенского прошли многие выдающиеся русские мыслители: Н. О. Лосский, И. И. Лапшин, С. И. Поварнин, С. О. Грузенберг, С. И. Гессен, Н. В. Болдырев, К. Ф. Жаков, М. М. Бахтин и многие другие.

С 1890-х годов Введенский становится заведующим кафедрой философии, получает звание экстраординарного профессора, руководит философским обществом при Санкт-Петербургском университете (с 1897 г.), ведет серьезные научные дискуссии с коллегами. Выходят важнейшие его работы, которые зарекомендовали ученого как последовательного приверженца философской системы Канта. Важно отметить, что учебник А. И. Введенского «Логика для гимназий с дополнениями для самообразования» в 1910 году был удостоен премии имени Петра Великого, учрежденной Министерством народного просвещения, и выдержал неоднократные переиздания. А в 1912 году за выдающиеся заслуги Александру Ивановичу присваивается звание заслуженного профессора Санкт-Петербургского университета.

Для нашего небольшого рассказа, связанного с именем Канта, важны эти заслуги русского философа-кантианца Введенского. И вот почему. Все его успехи, достижения и открытия вызывали огромное уважение учеников и коллег, даже категорически не согласных с идеями профессора.

17 февраля 1913 года в научных кругах Санкт-Петербурга отмечалось 30-летие научно-педагогической деятельности А. И. Введенского. Среди многих проникновенных слов и подарков особенно созвучен всем устремлениям, делу жизни юбиляра был большой литографический портрет Иммануила Канта работы Карла Бауэра. На этом портрете в знак уважения и признательности оставили свои подписи многие известные русские ученые, его ученики, друзья и почитатели Введенского, как было обозначено в дарственной надписи. Среди них: философ-интуитивист Н. О. Лосский, русские неокантианцы И. И. Лапшин, В. Э. Сеземан, Б. В. Яковенко, русские религиозные философы С. Л. Франк и Л. П. Карсавин, философ-правовед С. И. Гессен, историк философии и критик С. О. Грузенберг, логик и специалист по теории спора С. И. Поварнин, философы С. А. Аскольдов (Алексеев), А. А. Крогиус, К. Ф. Жаков, Б. П. Вышеславцев, Ф. А. Степун и др.

Со дня этого знаменательного события портрет, пережив вместе с семьей Введенского многие драматические события, по сей день бережно хранится потомками профессора в семье его внука – Ильи Михайловича Лихарева.

История русского философа-кантианца и подаренного ему портрета Иммануила Канта приводит нас к героическим и трагическим судьбам его потомков, сохранившим портрет.

У Александра Ивановича было три внука. Илья Михайлович Лихарев родился в 1917 году, стал крупным ученым-зоологом, работал в Зоологическом институте РАН. Он прошел Великую Отечественную войну, был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а также медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией». Получил тяжелое ранение под Сталинградом, но выжил. После войны всю жизнь проработал на благо отечественной науки.

Средний внук Введенского Андрей Михайлович Лихарев в 1941 году ушел на фронт, попал в плен и погиб в концлагере на территории Финляндии. Младший из внуков Вадим Михайлович пережил блокаду Ленинграда, был призван на фронт и погиб от смертельного ранения при взятии Берлина.

В 2012 году с разрешения семьи портрет Канта был сфотографирован для книги «Неокантианство в России. Александр Иванович Введенский. Иван Иванович Лапшин» (2013 г.), тем самым став известным интересующейся общественности и явившись зримым напоминанием о том, что Кант неизбывен для русского человека. Особенно когда он не абстрактен, а глубоко связан с личной историей и судьбой.


[1] Ермичев А.А., Никулин А. Г., А.И. Введенский и Н. О. Лосский: критицизм и интуитивизм в Санкт-Петербургском университете // Неокантианство в России: Александр Иванович Введенский, Иван Иванович Лапшин. М.: РОССПЭН, 2013. (Сер.: Философия России первой половины ХХ века). С. 112.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.