Соединение одаренности с сильным характером, с постоянным трудом дает то, что называют гениальностью, – именно семейное воспитание, полученное Иммануилом Кантом, стало фундаментом личности философа
Ирина Кузнецова, доктор философских наук, профессор Балтийского Федерального университета им. Иммануила Канта
Роль семьи в становлении Иммануила Канта
Хорошо известно и часто цитируемо высказывание Антуана де Сент-Экзюпери о том, что все мы родом из детства. Обращение к истории жизни Иммануила Канта подтверждает эту мысль. Более того, рассмотрение биографических страниц, касающихся детства великого философа, имеет существенное значение для современных родителей, для педагогики в целом. Кроме того, принципы воспитания в семье Иммануила Канта полезно сравнить с тем воспитанием, которое на протяжении многих столетий осуществлялось в русских семьях. Это сопоставление, возможно, поможет выявить общие черты воспитательного воздействия, важные для становления личности.
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года. Его отец Иоганн Георг Кант радость по поводу появления на свет своего четвертого ребенка выразил записью в домашней книге-дневнике: «22 апреля, в субботу в 5 часов утра мой сын Эммануэль пришел в этот мир. Господи, даруй ему благодать до самого блаженного конца его жизни. Да будет с ним благословение Иисуса Христа!»
Семья не была богатой. Она принадлежала к сословию ремесленников. Иоганн Георг Кант (1683–1746), был шорником, т. е. делал упряжь для лошадей. В 1715 году он женился на Анне Регине Рейтер (1697–1737), чьи родители принадлежали к тому же сословию. Супруги воспитывали шестерых детей – четырех дочек и двух сыновей. Разница в возрасте мальчиков составляла одиннадцать лет. Иммануил был старшим из братьев.
Вспоминая о своем детстве, ставший уже известным Кант подчеркивал, что он ни разу не слышал и не видел в родительском доме ничего несправедливого или безнравственного, никогда его родители не употребляли грубых слов. Атмосфера доброжелательности, отсутствие грубости в семье, без всяких сомнений, способствовали тому, что дети искренне любили и уважали родителей, по-доброму относились друг к другу.
Обстановка доброжелательности и любви в доме простого кенигсбергского ремесленника, коим был Иоганн Георг Кант, оказывала благотворное влияние на характеры детей: дети росли спокойными, доброжелательными, правдивыми, поскольку не боялись несправедливого наказания. У них сформировалось чувство собственного достоинства.
При крещении будущий великий философ получил имя Эммануэль, поскольку крестили его в день святого Эммануэля, особенно почитаемого в Восточной Пруссии. Позже, будучи учеником Фридрихс-коллегиума, Кант сменил имя на Иммануил, что означает по-древнееврейски «С нами Бог». Таким образом, еще мальчиком Кант подчеркнул свою религиозность, приверженность христианству.
Иммануил был астенического телосложения, хрупким и физически слабым мальчиком. Анна Регина приложила немало сил, чтобы укрепить его здоровье. Она старалась физическими упражнениями, длительными прогулками закалить сына, прививала ему гигиенические навыки. Анна Регина внушила сыну мысль о важности строгого режима питания, распорядка дня для поддержания здоровья.
Став взрослым, Кант подсчитал, что для того, чтобы выполнить все намеченное в научных исследованиях, он должен прожить восемьдесят лет. Помня слова матери о значении здорового режима, он после ряда экспериментов выработал себе такой распорядок дня, благодаря которому он сохранил крепкое здоровье и бодрость до глубокой старости. Прожил он 80 лет.
Удивительно, но режим Канта напоминает предлагаемое многими современными врачами-диетологами так называемое интервальное голодание. В основе этого способа укрепления здоровья и продолжительности жизни лежит представление о том, что между последним и первым в сутки приемом пищи должно пройти от 12 до 16 часов. Кант завершал свой плотный обед не ранее 15 часов пополудни и больше ничего не ел до следующего дня, когда, встав с постели в 5 часов утра, выпивал чашку некрепкого чая или кофе. Так что проходило без пищи больше 14 часов. По современным представлениям именно такой интервал между поступлениями в организм питания необходим, чтобы аутофаги («аутофагия» в переводе с греческого – «самопоедание», – естественный процесс самоочистки, уничтожения и переработки внутренних компонентов клеток живых организмов. – Прим. ред.) переработали не усвоенные организмом вещества, а заодно уничтожили вирусы и бактерии.
Строгий распорядок дня способствовал тому, что Кант и в преклонном возрасте не болел, имел здоровый цвет лица и отличался бодростью духа. Но, по-видимому, важнейшим фактором хорошего самочувствия философа явилось то, что он занимался любимым делом, не терял свойственной ему с ранних лет любознательности, а его доброжелательное отношение к окружающим возвращалось к нему уважением, доверием, благодарностью его студентов и друзей, что, в свою очередь, рождало в душе мыслителя чувство радости, полноты бытия.
Но продолжим рассмотрение детства Канта. Семья была большой, поэтому вести хозяйство было нелегко. Накормить, обстирать все семейство, навести порядок в доме… Однако матушка будущего философа, несмотря на большую занятость, находила время для прогулок с детьми вдоль реки Прегель, которую было видно из окон их небольшого дома. Гуляли они и по Философской дамбе, которая представляла собой насыпь с пешеходной дорожкой среди заливных лугов. В современном Калининграде там проходит улица Эльблонгская.
Во время этих прогулок Анна Регина рассказывала о растениях и птицах, которых они наблюдали. Она воспитывала в детях интерес к окружающему миру, бережное отношение ко всем Божьим творениям. По вечерам вместе с матерью дети смотрели на звездное небо, замирая перед величием Вселенной. Анна Регина читала детям Евангелие, разъясняла им значение Христовых заповедей, а тем самым наставляла их в поведении и поступках. Совместное чтение и беседы положили начало формированию нравственности детей.
Интересно отметить, что наш замечательный историк Василий Ключевский, рассказывая о воспитании, которое было характерно для русского народа, писал, что «весь мир Божий сводился под домашний кров, и дом становился малым образом Вселенной: может быть, поэтому на потолке древнерусского зажиточного дома иногда и рисовали небесные светила, планетную систему, круги и беги небесные, как говорили древнерусские астрономы». Русские дети получали начальные представления о Вселенной от родителей и на природе, и под крышей дома. Это определяло в дальнейшей их жизни универсальность знаний и деятельности. Эту особенность русских крестьян позже отметит Кант.
Анна Регина много работала, стараясь создать уют, добрую атмосферу в семье. Но силы человеческие не бесконечны, она не перенесла инфекционного заболевания и рано ушла из жизни. Иммануилу тогда не исполнилось и четырнадцати лет, но влияние матери было столь велико, что он испытывал его всю жизнь, о чем на склоне лет, будучи известным философом, написал: «Никогда не забуду своей матери. Она взлелеяла во мне первые ростки добра, она открыла мое сердце впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои представления, и ее поучения оказывали постоянное спасительное воздействие на мою жизнь».
Отец Иммануила, Иоганн Георг Кант, много трудился. Его честность и добросовестность принесли ему уважение товарищей по цеху шорников. Именно в доме Иоганна Георга Канта собирались шорники для обсуждения важных дел. Одно из таких обсуждений было связано с неприятной для ремесленного цеха шорников историей. Кожевники продали шорникам практически гнилую кожу, и шорники претерпели большие убытки из-за этого. Мастера собрались в доме Канта, чтобы обсудить сложившееся положение. Иоганн Георг Кант, которого весьма уважали товарищи, произнес слова, запомнившиеся его старшему сыну. «Мы не будем мстить, – сказал Иоганн Георг. – У нас есть руки и мастерство. Своим трудом мы восстановим благосостояние». Мысль о том, что именно труд составляет основу благосостояния, Иммануил Кант запомнил на всю жизнь. И принял утверждение о недопустимости мести.
Именно пример, который подавали детям Анна Регина и Иоганн Георг Кант, определил нравственный облик их детей. На исключительное значение поведения родителей обращалось внимание и в русской народной педагогике, что выделил Василий Ключевский: «Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько тою нравственною атмосферой, которою он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки. Как бы ни была неподатлива природа питомца, эта непрерывно капающая капля способна была продолбить какой угодно педагогический камень».
Родители Иммануила Канта были религиозны. Они были пиетистами. Пиетизм (благочестие) – это направление протестантизма, которое не признает внешнюю церковную обрядность, но требует глубокой искренней веры и постоянного морального совершенствования. Кант дал такое определение пиетизма: «Пусть говорят о пиетизме что угодно, но люди, относившиеся к нему серьезно, показали себя с самой лучшей стороны. Они обладали благородными человеческими качествами – спокойствием, веселым нравом, внутренним миром, который не нарушала никакая страсть. Они не боялись ни нужды, ни гонений, никакая распря не могла привести их в состояние враждебности и гнева».
Иммануил Кант тоже стал искренне верующим человеком. Он глубоко прочувствовал мысль о необходимости постоянного внутреннего морального совершенствования, сделав эту мысль одной из ведущих в своей теории нравственности.
Обратим внимание: поощряя пытливость сына, поддерживая, развивая его любознательность, Анна Регина пробудила и укрепила не только его интерес к познанию. Она помогла проявиться его одаренности, способствовала формированию важнейших нравственных устоев, определяющих характер личности. Уважение к труду и умение добросовестно трудиться Иммануил получил от своих родителей, а соединение одаренности с сильным характером, с постоянным трудом дает то, что называют гениальностью. Именно семейное воспитание, полученное Иммануилом Кантом, стало фундаментом личности философа.
Неподалеку от дома родителей Канта, возле госпиталя св. Георгия, примерно там, где сейчас находится Морской колледж, располагалась начальная школа, которую стал посещать Иммануил Кант. Она называлась Форштадтская госпитальная школа. В нее он пошел в пятилетнем возрасте. Там его научили читать, писать, заложили основы арифметики. Для многих детей того же социального происхождения, что и Иммануил Кант, этих знаний, по мнению их родителей, было достаточно. Однако Иоганн Георг Кант и его супруга полагали, что их сыновья должны получить хорошее образование. Сначала особое внимание уделили старшему – Иммануилу.
Лучшее учебное заведение, выпускники которого, как правило, поступали в университет, носило название Фридрихс-коллегиум. Его директором был пастор Франц Шульц, человек очень образованный, ученик Христиана Вольфа, который, в свою очередь, был учеником великого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница. Стоит отметить, что учеником Вольфа, причем одним из тех, на кого ученый возлагал особые надежды, был наш Михаил Васильевич Ломоносов. Позже, в университете, Кант учился у еще одного ученика Вольфа – профессора Мартина Кнутцена. Так что можно даже говорить об особой атмосфере эпохи, в которой соединялись интеллектуальные движения и достижения людей, принадлежащих разным народам, разным культурам. Так вот, пастор Шульц возглавлял пиетистское движение в Восточной Пруссии, пользовался доверием короля Фридриха Вильгельма I и был, что очень важно для судьбы Канта, духовником Анны Регины, а после ее смерти духовником отца – Иоганна Георга Канта. Франц Шульц, директор Фридрихс-коллегиума и одновременно профессор Кенигсбергского университета, взял Иммануила в лучшее учебное заведение Кенигсберга.
Большое внимание в этой школе уделялось религиозному воспитанию. Помимо этого Иммануил Кант со своей матерью посещал так называемые молитвенные часы Франца Шульца, во время которых пастор выступал с впечатляющими проповедями, что дало Канту хорошее знание библейских текстов. В дальнейшем эти знания стали основой для размышлений философа о сущности религии, о ее соотношении с нравственностью.
Большое значение для морального и религиозного воспитания прихожан Шульца имело убеждение пастора в том, что вера без добрых дел мертва. И он лично творил добрые дела. Например, к Рождеству он дарил той или иной семье мешок картофеля или капусты. Семье Канта он обычно посылал повозку дров, желая тем самым тепла в доме. Эти поступки оказывали немалое моральное воздействие на прихожан Шульца.
Стоит напомнить, что в Русском мире с древности укрепилось убеждение в том, что главной заботой человека являются добрые дела. Об этом напоминал своим детям Владимир Мономах в своем «Поучении», это делал былинный Садко – реальный новгородский купец Садко Сатинич, построивший Борисоглебскую церковь в Новгородском кремле. Делать добро, делиться богатством с обществом было принято в нашем народе испокон веков.
Эти культурные ценностные пересечения являются основой плодотворного диалога культур, в котором ни одна не поглощается другой, но обе усиливают свои самые привлекательные стороны.
В школе Кант подружился с Давидом Рунке, будущим знаменитым филологом. Именно Рунке, происходивший из состоятельной семьи, приобретал книги, которые читали друзья. Эта дружба продолжалась и в зрелые годы, когда Рунке жил в Голландии, был профессором-латинистом. Рунке неоднократно просил Канта писать свои труды по-латыни, чтобы все ученые Европы, не знающие немецкого языка, могли их изучать. И Кант прислушался к совету друга: он издавал свои работы одновременно на немецком и латинском языках. Возможно, что не только общение с Рунке, но и желание сохранить установившиеся академические каноны руководили философом. В то же время Кант вполне уяснил необходимость формирования немецкого научного языка и включился в этот процесс.
Еще одним другом Канта во время обучения в Фридрихс-коллегиуме стал Мартин Кунде, который, как и Кант, происходил из семьи ремесленников. Он был способным учеником, и Шульц приложил усилия, чтобы и его так же, как и Иммануила Канта, приняли в Кенигсбергский университет. При этом Шульц указал сенату университета на норму, прописанную в Уставе университета его основателем герцогом Альбрехтом. Эта норма гласила, что те молодые люди из бедных семей, которые своими дарованиями обещают принести государству большую пользу, пусть учатся бесплатно. Однако в дальнейшем Кунде не смог подняться выше маленькой чиновничьей должности. Это тот случай, который выразительно демонстрирует значение характера для жизненной стратегии, для понимания путей формирования личности. Именно выработанный семейным воспитанием характер дал возможность Канту преодолеть многие преграды, а Кунде, тоже одаренный человек, но не обладавший целеустремленностью, твердостью характера, остался практически на той же ступени социальной лестницы, на которой находились его родители.
В 1740 году детство Иммануила окончилось. Он стал студентом Кенигсбергского университета и ушел из родительского дома, чтобы снять финансовую нагрузку с отца, на руках которого оставались другие дети, а также престарелые родители Анны Регины, заботу о которых Иоганн Георг Кант взял на себя. Иммануил снял каморку и уроками латинского языка стал зарабатывать себе на жизнь. В университете он учился бесплатно, благодаря предусмотрительности герцога Альбрехта, который понимал, что и в бедных семьях рождаются умные и одаренные дети, и благодаря пастору Шульцу, вовремя вспомнившему о введенной герцогом Альбрехтом филантропической статье университета. Иммануил Кант понимал, что теперь только от него зависит, как он распорядится уроками, полученными от родителей, возлагавших надежду на его разум и доброе сердце.
Какие лекции читал Иммануил Кант русским офицерам?
22 января 1758 года русские войска без боя, под звон колоколов, грохот барабанов и торжественную мелодию фанфар вошли в Кенигсберг. Их вел генерал-аншеф граф Виллим Виллимович Фермор, ставший первым русским генерал-губернатором Восточной Пруссии. Очевидец этого события А. Т. Болотов описал его так: «Въезд его в сей город был пышный и великолепный. Все улицы, окна и кровли домов усеяны были бесчисленным множеством народа. Стечение оного было превеликое, ибо все жадничали видеть наши войска и самого командира, а как присовокуплялся к тому и звон в колокола во всем городе, и играние на всех башнях и колокольнях в трубы и литавры, продолжавшееся во все время шествия, то все сие придавало оному еще более пышности и великолепия».
Конечно, для русских людей столь пышная встреча неприятеля была зрелищем преудивительным и непонятным. И дальнейшие события тоже были не в русских традициях. 24 января жители города присягнули на верность императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями и студентами Кенигсбергского университета в Кафедральном соборе, который с 1560 года стал университетской церковью, принес присягу Иммануил Кант.
Забегая вперед отметим, что, когда Восточная Пруссия вернулась под власть Фридриха II, король наложил большой штраф на жителей за принесенную ими присягу русской императрице. Жители Кенигсберга деньги собрали и для выражения верноподданнических чувств организовали присягу Фридриху II. Кант в этом не участвовал, поскольку, по его мнению, присягу приносят один раз. Так что формально философ остался российским подданным.
В марте 1758 года генерал-аншеф Фермор покинул Кенигсберг и отправился на театр военных действий вне новой российской территории. Новым губернатором был назначен барон Николай Андреевич Корф (1710–1766). По свидетельству А. Т. Болотова, барон Корф «объездил тотчас все наизнатнейшие дома сам; а чтоб со всеми прочими ознакомиться, то чрез несколько времени после своего приезда, сделал для всех превеликий пир, а потом дал бал, на который званы были все благородные обоего пола».
Генерал Корф был любителем театра и выписал в Кенигсберг театральную труппу из Берлина. Выбор немецкой труппы определялся, конечно, тем, что губернатор заботился о культурной жизни населения, говорившего на немецком языке. Посещение театра составило важную часть общественной жизни не только местных жителей, но и русских офицеров, которые впервые услышали некоторые итальянские и немецкие комические оперы, увидели драматические произведения. Иммануил Кант с друзьями тоже стал посещать театр.
Правление губернатора Корфа было отмечено еще и многочисленными маскарадами, которые от Святок до Великого поста пользовались в Кенигсберге большой популярностью. Во время русского правления сохранялись и местные обычаи; среди них – проведение рождественской ярмарки, длившейся целую неделю. Русских офицеров, которые не преминули посетить ярмарку, весьма поразила одна ее особенность: торговля происходила не днем, а с вечера и всю ночь. В общем, русские офицеры вели активную светскую жизнь.
Сменившего Н. А. Корфа на посту губернатора Василия Ивановича Суворова положение дел в Кенигсберге не устраивало. Он, будучи крестником Петра Великого, его адъютантом и переводчиком, так же как император Петр I, не терпел безделья, считал, что постоянные увеселения вредны для умственной активности офицеров. Поэтому он решил, что им следует прослушать в университете лекции немецких преподавателей.
Из книги в книгу о Канте передается сообщение о том, что лекции взялся читать Иммануил Кант и что эти лекции были посвящены фортификации и баллистике (в одних книгах) или фейерверкам (в других).
Однако надо иметь в виду, что еще в 1701 году Петр Великий открыл в Москве Школу математических и навигацких наук, первое в мире учебное заведение, где готовили инженеров, в то время как в других странах Европы сохранялся средневековый обычай обучения инженерному делу у мастера соответствующей гильдии (цеха). Через два года царь Петр на базе старших классов этой Школы основал в Петербурге Морскую академию. Затем появились Горные школы, где готовили инженеров для горнорудной промышленности. Во Франции первое учебное заведение, готовившее инженеров, появилось в 1747 году – Школа мостов и дорог. Таким образом, благодаря инициативе Петра Великого по подготовке инженеров Россия опережала Европу, и ко времени появления русской армии в Кенигсберге инженерное образование в России получили многие офицеры.
При этом важно отметить, что В. И. Суворов, владевший четырьмя иностранными языками, перевел книгу маркиза де Вобана «Основание крепостей». Это классика фортификации, которую наряду с другими сочинениями де Вобана до сих пор изучают фортификаторы всего мира. Ко времени Семилетней войны русские инженеры учились по книге «Основание крепостей», которая в Кенигсбергском университете была неизвестной. Василий Иванович Суворов, будучи специалистом в вопросе фортификации, не надеялся на пополнение знаний русскими офицерами в этом направлении в Кенигсбергском университете. Но он желал расширения их кругозора, поэтому принял предложение о лекциях Канта. Какие же лекции читал Кант?
Преподаватели и студенты Кенигсбергского университета активно пользовались Валленродтской библиотекой своего Кафедрального собора. В этой библиотеке имелись труды профессора математики Кенигсбергского университета Иоганна Штрауса (1590–1630), который был к тому же крупным архитектором и фортификатором. Именно он во время войны со Швецией (1626–1628 гг.) разработал проект Первого оборонительного вала (первого бастионного оборонительного пояса) Кенигсберга. Он же руководил строительством. Было возведено 26 полных бастионов, 8 полубастионов, 8 городских ворот, встроенных в вальные сооружения, периметр вала был протяженностью более 15 км. Стоит сказать, что уже в свой первый приезд в Кенигсберг царь Петр I осмотрел эти оборонительные сооружения, о чем, несомненно, знал В. И. Суворов.
Канту были известны работы Штрауса, он вполне мог разобраться в его выкладках, ибо получил хорошее математическое образование. В самом деле, математику, как и физику, во времена студенчества Канта преподавал профессор Мартин Кнутцен (1713–1751). Он был учеником Х. Вольфа, который в свою очередь был учеником Г. Лейбница. Один из создателей математического анализа, Лейбниц создал и символику, которой мы пользуемся до сих пор. Трудами самого Лейбница и братьев Бернулли этот раздел математики быстро прогрессировал и занял важное место в университетах XVIII века. М. Кнутцен был одним из горячих приверженцев новой математической теории, а Кант – одним из лучших его студентов. Так что разобраться в книге Штрауса по фортификации, во всех расчетах создателя оборонительного пояса, который использовал более простую математику, для Канта было нетрудно.
Поэтому можно предположить, что лекции по фортификации касались именно построенных Штраусом сооружений. Кант со знанием дела мог оценить математическую сторону работы Штрауса, а кроме того, он имел возможность вместе со своими слушателями осмотреть эти фортификационные сооружения, которые в то время были в полном порядке. В современном Калининграде остатки этого первого оборонительного вала можно увидеть на улице Ольштынской и возле Бранденбургских ворот.
Следует иметь в виду, что история науки и техники, помимо исторических сведений, выполняет эвристическую функцию, т. е. стимулирует творческие способности, предлагает плодотворные аналогии. Поэтому знакомство с историей фортификации в Кенигсберге было весьма полезно для русских офицеров.
Что касается лекций о фейерверках, то неизвестно ни об одном фейерверке, запущенном Кантом. А вот диссертацию «Об огне», высоко оцененную профессором физики Теске, он вполне мог положить в основу лекционного курса. И для русских слушателей это исследование было интереснее, чем предполагаемые современными авторами сообщения о составе цветных огней, ибо еще со времен Петра I, изобретателя первой в мире сигнальной ракеты, в России издавались книги, посвященные применению ракет как в артиллерии, так и для фейерверков, и русские офицеры знали их. А диссертация Канта была им интересна, поскольку среди других проблем он рассматривал вопрос об энергетических возможностях огня, развивая идеи физика Теске. Кроме того, надо отметить, что профессор Теске был первым физиком в Кенигсберге, который начал изучать электрические явления. В своей работе Кант обратился и к этим исследованиям, что было новым и весьма полезным для науки и для его русских слушателей.
Таким образом, Кант, по-видимому, прочитал лекции по истории фортификации в Кенигсберге и лекции о природе огня, причем как с точки зрения физики, так и метафизики, как именовали тогда философию. А это означало философский подход, имевший большое значение для формирования научного мировоззрения, на что и надеялся губернатор В. И. Суворов.
В то время, когда Кант приступил к чтению лекций для русских офицеров, к Василию Ивановичу Суворову прибыл сын Александр. Как и отец, Александр Васильевич владел рядом иностранных языков, свободно говорил по-немецки. Можно не сомневаться, что обладавший большой любознательностью, глубоким интересом к научным знаниям молодой офицер посетил лекции Канта. Более того, можно предположить, что между двумя молодыми людьми установились дружеские отношения. Об этом свидетельствует история, которая произошла много лет спустя, когда Восточная Пруссия уже вернулась под власть прусского короля. Тогда студент Канта Ф. Ханридер захотел поступить на службу в российскую армию. Он обратился к Канту с просьбой написать ему рекомендательное письмо. Кант написал А. В. Суворову, ставшему к тому времени известным полководцем. Сразу стоит сказать, что вряд ли философ обратился бы с письмом к незнакомому человеку. И письмо не просто возымело действие. Молодой, никому не известный немец стал адъютантом Александра Васильевича Суворова. Если иметь в виду, что многие русские офицеры мечтали быть адъютантами самого Суворова, то становится ясно, что двух великих людей связывало не просто знакомство, а большое взаимное уважение.
Говоря о лекциях Канта русским офицерам, стоит обратить внимание на особенности преподавательской методы философа. Он не требовал от слушателей соглашаться со всем, что напечатано в учебниках, со всем, что он лично сказал на лекции, формируя тем самым самостоятельность мышления молодых людей.
Для того чтобы стимулировать независимость от догматов и чужих мнений, формировать критическое мышление своих слушателей, Кант использовал придуманный им метод. В начале лекции он задавал вопрос, ответ на который был еще неизвестен слушателям, но будто бы и сам он этого ответа не знал. Кант искал ответ, делая сначала «грубую прикидку». Получив приблизительную формулировку, он начинал уточнять ее, вовлекая в рассуждения аудиторию. Наконец, в результате обсуждения, обращения к знаниям слушателей, исправления первоначального определения приходили к точной научной формулировке.
В какой-то мере Кант воспроизводил метод Сократа, но включал в него критический анализ материалов учебников, обращался к результатам новейших исследований, приучая и студентов следить за научными открытиями своего времени. Он погружал слушателей в особую атмосферу поиска истины, соучастия в открытии новых для слушателей знаний.
Для русских офицеров, «вратами учености» которых был фундаментальный труд по математике Леонтия Магницкого «Арифметика сиречь наука численная», подход Канта был понятен. В самом деле, в книге Магницкого, помимо изложения всего корпуса математического знания, выработанного к первой половине XVIII века, присутствовали разделы физики, в которых нашли применение новые математические теории, а также большое внимание уделялось философским вопросам.
Умение соединять математические знания с потребностями техники, выработанное преподаванием математики в России, получило у русских офицеров дальнейшее развитие, благодаря лекциям Канта. Можно не сомневаться, что именно высокий интеллектуальный уровень и эрудиция молодого Иммануила Канта привлекли внимание любознательного и образованного молодого Александра Суворова, что стало основой их взаимной симпатии, сохранившейся на десятилетия.
Русские потомки кантовского рода
Как известно, Иммануил Кант не был женат и не оставил потомства. Но род продолжился. О судьбе сестер Канта известно мало. Одна из них, по свидетельству священника Эреготта Васянского, личного ассистента (род секретаря) философа, в последние годы его жизни проживала с ним в одном доме, заботилась о Канте.
Младший брат великого мыслителя Иоганн Генрих Кант (1735–1800) тоже окончил Кенигсбергский университет и также начал свою деятельность домашним учителем, но не в Восточной Пруссии, а в Курляндии. Потом был директором городской школы в Митаве (ныне Елгаве). В конце жизненного пути был пастором в евангелическом приходе в Курляндии.
В 1795 году Курляндия вошла в состав Российской империи, а в 1796 году получила статус российской губернии. Иоганн Генрих Кант и вся его семья стали российскими подданными.
Его сын Фридрих Вильгельм Кант (1784–1847), племянник Иммануила Канта, пошел по коммерческой линии. Он владел в Митаве магазином «Кант и Кс», вполне успешно вел дела. Фридрих Кант удачно женился: его супруга Амалия Шарлотта была дочерью бургомистра. В год столетнего юбилея великого философа в семье Фридриха Канта родился сын Юлиус Вильгельм Кант (1824–1881), который со временем продолжил и расширил дело отца. Он переехал в Москву, где весьма успешно вел дела, стал богатым купцом. В Москве внучатый племянник великого философа, женился на Марии Луизе Фишер, дочери владельца аптеки.
В молодой семье родилась дочь Каролина Лидия Кант (1861–1931), правнучатая племянница Иммануила Канта. Можно говорить об иронии судьбы, но жизнь Каролины Лидии совершенно не совпадала с представлениями Канта о роли женщины в семье и в обществе. Он полагал, что бренчание на фортепьяно не очень нужно женщинам. «Мне кажется, – говорил он, – что всякий муж предпочтет хорошее блюдо без музыки, чем музыку без хорошего блюда».
Кант скептически относился к научным занятиям женщин. В своем знаменитом сочинении «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» он осуждал маркизу дю Шатле, которая была не просто образованной женщиной, – ее научные исследования ценил великий Л. Эйлер, который состоял с ней в переписке, обсуждал проблемы физики. Собственно, благодаря сделанному маркизой переводу на французский язык сочинений Исаака Ньютона и благодаря ее комментариям к ним в науку «на континенте», как называли в Европе европейскую часть без островной Англии, вошла физика Ньютона. Так же резко, как и о маркизе дю Шатле, Кант высказывался об образованной и умной жене французского посланника Анне Дасье, которая перевела на французский язык поэмы Гомера и ряд произведений других античных авторов. Благодаря ей во французскую культуру вошли сочинения древнегреческих поэтов.
Каролина Лидия Кант обладала многими дарованиями. Она получила блестящее образование, в том числе и музыкальное, была прекрасной пианисткой. Каролина Лидия дружила с Николаем Григорьевичем Рубинштейном, выдающимся музыкантом, дирижером, основателем Московской консерватории, который внес большой вклад не только в русскую музыкальную культуру, но и оказал влияние на музыкальную жизнь Кенигсберга. Он очень ценил талант Каролины Лидии Кант как пианистки. По его совету для нее был приобретен прекрасный рояль «Рониш», который передавался потом следующим поколениям семьи. Похоронена Каролина Лидия Кант-Фидлер в Донском монастыре, что позволяет предположить, что она была православной.
Каролина Лидия вышла замуж за владельца аптек, фармацевта по образованию. Семья переехала в Златоуст на Южный Урал, где Фридрих (Федор) Фидлер успешно развивал аптечное дело.
Самым известным из их детей стал старший сын Владимир Федорович Фидлер (1881–1932). Он окончил реальное училище в Екатеринбурге, затем Томский технологический институт практических инженеров императора Николая II, основанный в 1896 году (в настоящее время Томский политехнический университет). Начав работать инженером на заводе в Златоусте, Владимир Фидлер к 1917 году стал главным управителем заводов Южного Урала. В 1926 году его рекомендовали на должность инженера-проектировщика заводов, а в 1928 году он стал главным проектировщиком и строителем «Уралмаша». В Томском политехническом университете хранится газета «Советская индустрия» со статьей «Внучатый племянник Иммануила Канта строит “Уралмаш”».
В октябре 1932 года в Москве на совещании у наркома Орджоникидзе Владимир Фидлер был назначен главным инженером «Уралмаша». Он сообщил об этом телеграммой жене, а ночью во сне у него остановилось сердце. Сказалась напряженная работа, без отпусков и выходных, по строительству промышленного гиганта.
Сергей Федорович Фидлер, брат Владимира Федоровича, в Первую мировую воевал в составе российской армии, погиб на фронте. Его сестра, врач-хирург Ирина Федоровна Долина-Смирнетская, урожденная Фидлер, в годы гражданской войны работала в госпитале, лечила раненых красноармейцев. Алексей Владимирович, сын Владимира Федоровича Фидлера, инженер, прошел сапером всю Великую Отечественную войну, был тяжело ранен и со многими орденами и медалями вернулся в Свердловск (ныне снова Екатеринбург).
Это линия потомков младшего брата Иммануила Канта, идущая от его сына Иоганна Георга Канта. Но у него была и дочь Гертруда. Ей сделал предложение барон Фридрих фон Стуард (иногда пишут Стюард), имевший шотландские корни. Гертруда, поскольку отец уже умер, написала письмо дяде Иммануилу Канту с просьбой о благословении на брак с бароном. Он с радостью благословил племянницу. Супруги уехали в Санкт-Петербург, где барон сделал карьеру. У них было двое детей: сын Федор Федорович (1804–1856) и дочь Эмилия Федоровна (1813–1872).
Эмилия Федоровна вышла замуж за Михаила Николаевича Лермонтова, троюродного брата нашего великого поэта, героя Отечественной войны 1812 года, адмирала, человека, имеющего большие заслуги перед Россией. Еще молодым мичманом он в составе команды, выделенной в помощь М. Б. Барклаю-де-Толли, участвовал в Бородинском сражении, проявил большую самоотверженность и героизм.
18 января 2013 года на Ярославском судостроительном заводе заложили новейший десантный катер класса «Дюгонь», предназначенный для высадки морского десанта. На торжественной церемонии собрались сотрудники предприятия и представители Минобороны РФ. По старинной традиции, под готовый фрагмент корпуса поместили закладную доску. Этот катер назвали «Мичман Лермонтов» в честь героя Отечественной войны 1812 года Михаила Николаевича Лермонтова (1792–1866), чей подвиг отмечен на памятнике Бородинскому сражению.
Сын адмирала Лермонтова и его супруги Эмилии Федоровны, внучатой племянницы Иммануила Канта, Александр Михайлович Лермонтов (1838–1906) – герой Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Он до сих пор является национальным героем Бургаса (Болгария). Генерал А. М. Лермонтов – единственный военный, который имел 16 высших наград за освободительные войны на территории Европы.
Старший брат Эмилии Федоровны, барон Федор Федорович фон Стуард, внучатый племянник великого философа, женился на княжне Роксане Дмитриевне Мурузи. Их дочь Александра Федоровна фон Стуард вышла замуж за генерала Александра Михайловича Лермонтова, своего двоюродного брата. Можно сказать, что семьи потомков Иоганна Канта и Лермонтовых во второй раз соединили европейскую историю.
Их сын Сергей (1861–1932) стал дипломатом, представлял Россию при Вюртембергском дворе. Второй сын – Михаил Александрович Лермонтов (1859–1917), как и отец, стал военным, генерал-лейтенантом императорской армии. Среди его многочисленных наград – прусский орден Короны II степени со звездой и мечами. Он приложил немало сил к изданию книг по истории России. А дочь Александра Михайловича и Александры Федоровны Александра Александровна (1857–1903) прошла с лазаретом корпуса генерала Скобелева всю Русско-турецкую войну 1877–1878 гг. Так что отец и дочь, потомки семей Лермонтовых и Кантов, стали героями освободительной войны.
В «Критике способностей суждения» Кант размышлял о войне и мире, о том, как формируется дух народов в мирное время и в военные годы. Результат этих размышлений таков: «Сама война, если она ведется в соответствии с установленным порядком и с соблюдением гражданских прав, таит в себе нечто возвышенное и делает образ мыслей народа, который ведет ее таким образом, тем возвышеннее, чем большим опасностям он подвергался, сумев мужественно устоять; напротив: длительный мир способствует обычно господству торгового духа, а с ним и низкого корыстолюбия, трусости и изнеженности и принижает образ мыслей народа». В 1776 году Россия обратилась с призывом к Турции остановить боевые действия на Балканах и гарантировать славянским народам права на собственное культурное развитие. Опираясь на поддержку Британии, Турция проигнорировала этот призыв, проигнорировала российские предложения по мирному решению конфликта на Балканах. В поддержку мирных инициатив Россия неоднократно собирала конференции, в частности в январе 1877 года в Стамбуле, куда съехались послы европейских стран, так или иначе вовлеченных в конфликт. Однако мирные инициативы России не были поддержаны.
В марте 1877 года в Лондоне все-таки подписали договор, который обязывал Турцию провести реформы с учетом прав славянских народов. Турция этот договор оставила без внимания. Надо также иметь в виду, насколько жестоко турецкая армия подавляла все выступления православных балканских народов за право сохранить свою веру.
Защищая права славянских народов на собственное культурное развитие, защищая право греков сохранять свою православную веру, Россия вступила в войну. Идея защиты православных народов была сформулирована еще старцем Филофеем в самом начале XVI века. Это концепция «Москва – Третий Рим». Власть идеи всегда была ведущей в Русском мире. Освободительная идея определила смысл Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Освободительный героизм потомков Кантовского рода вполне вписывается в убеждения Канта о том, что в период справедливой войны дух народа становится более возвышенным.