Он призывал все народы объединиться во имя создания мира красоты и знания
Владислав Перевалов
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, художника, философа, востоковеда и археолога. Эту дату отмечают в целом ряде стран, в том числе в России, где он родился и успешно сотрудничал с творческими людьми разных направлений; в США, где он в свое время был одним из основателей собственного музея и где в 1935 году был подписан уникальный документ – Пакт Рериха; в Индии, где он долго жил и путешествовал и где умер в 1947 году.
Все эти три страны могут смело претендовать на то, чтобы считать его своим гражданином: его вклад в культуру и историю каждой из них достаточно велик. Но, по сути дела, Рерих не был привязан по-настоящему ни к одной из них. Он был гражданином мира, исповедующим религиозно-философские принципы, далекие от общественных и государственных устоев любой страны мира.
Рерих отличался особой отрешенностью от реального мира, погруженностью в высокие эмпиреи философии и восточных конфессий. Он был гуманистом и приверженцем объединения людей на платформе философии будущего, построенной на принципах древних заповедей и религиозных верований и сдобренной изрядной долей мистицизма; этот образ он дополнял своими трактатами и живописными работами. Все это привлекало к нему интеллигенцию, многие представители которой становились его последователями.
Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Отец его Константин Рерих был, судя по фамилии, потомком немца или скандинава и особой русскостью не отличался. Адвокат и нотариус, он обеспечивал своей семье безбедное существование. В гостях у Рерихов часто бывали ученые, писатели, художники. Как-то раз известный археолог, проводивший исследования древних курганов, взял девятилетнего Николая с собой на раскопки. Эти впечатления детства пробудили у мальчика интерес к археологии, который не пропадал у него на протяжении всей жизни. Юношей Николай увлекся коллекционированием монет, минералов, растений, но больше всего его привлекала живопись. К шестнадцати годам он начал подумывать о поступлении в Академию художеств.
Это увлечение, однако, вызвало недовольство отца, который надеялся, что мальчик будет изучать право и продолжит династию адвокатов. В итоге был достигнут компромисс: осенью 1893 года Николай поступил одновременно в Академию художеств и в Петербургский университет.
В 1895 году Рериха свели с выдающимся критиком и историком искусств Владимиром Васильевичем Стасовым. Благодаря ему Рериху открылась дверь в мир творчества: он познакомился со многими композиторами того времени, а также с певцом Федором Шаляпиным. Рерих начал посещать концерты Придворной консерватории, на которых исполнялась музыка Глазунова, Аренского, Вагнера, Скрябина. Особенно ему нравился Вагнер, и позже, став театральным художником, Рерих создал оформление большинства опер этого композитора. Заметим, что Рерих довольно долго экспериментировал со световыми эффектами в подсветках сцены, применяя рампы различного цвета.
В последние годы XIX века в русском искусстве появились новые веяния, оказавшие огромное влияние на общество как в самой России, так и за ее пределами. Художники, писатели, музыканты, театральные режиссеры новых направлений стали группироваться вокруг Сергея Дягилева (который, кстати говоря, учился на юридическом факультете на пару курсов старше Рериха) и его единомышленников. Дягилев был одним из первых, кто оценил художественный талант Николая Рериха.
Как известно, Дягилев с помощью княгини Тенишевой основал журнал «Мир искусства», который знакомил российских читателей с наиболее интересными современными работами не только русских, но и европейских художников, в частности представителей постимпрессионизма.
Рерих с увлечением включился в работу над журналом и вошел в состав редколлегии. Одно время вместе с ним в журнале работали такие блестящие художники, как Александр Бенуа и Леон Бакст; позже и они, и Рерих приняли участие в оформлении дягилевских спектаклей «Русского балета».
Окончив учебу, Рерих собирался ехать в Европу, чтобы посетить музеи и галереи современной живописи. К этому времени относится его знакомство с Еленой Шапошниковой, дочерью архитектора и племянницей композитора Мусоргского. Они понравились друг другу и вскоре были помолвлены. В Европу они отправились вместе, а по возвращении состоялась их свадьба. Заметим, что Шапошникова стала достойной спутницей жизни художника. Одаренная пианистка, она также писала статьи и книги, включая такую серьезную, как «Основы буддизма».
Забота о молодой семье заставила Рериха искать работу. Ему удалось получить должность секретаря школы Императорского общества поощрения художеств; спустя недолгое время он стал ее директором. На этом посту он попытался реализовать одну из важнейших своих идей, которой он руководствовался и многие годы спустя. Она заключалась в гармоничном развитии творческой личности, чему могло способствовать слияние в одном учебном заведении, посвященном художественному образованию, различных видов творчества. Он решил обучать студентов живописи, музыке, пению, танцам, театру, а также «промысловым искусствам»: росписи по фарфору, гончарному делу и гравированию. Преподавателям, которых он приглашал для работы в школе, он предоставлял полную свободу действий в разработке учебной программы и стиле преподавания. Его нововведения вызвали благодарственные отклики одних и жесточайшую критику других – особенно преподавателей Академии художеств.
Спустя год после рождения первенца Георгия Рерихи отправились в долгое путешествие по России, целью которого было изучение истории развития русской архитектуры, ее стилей и периодизации. Во главу угла ставилось изучение древнерусской церковной архитектуры, но исследовались также древние памятники, городские стены и крепости. Обнаружив, что большинство памятников материальной культуры России остается вне внимания государства и общества во многих районах страны, Рерихи решили призвать общественность обеспечить защиту и сохранность архитектурных памятников. Чтобы проиллюстрировать свой призыв, Николай Рерих написал серию из 75-ти картин, сделанных с натуры. Вернувшись в 1904 году домой, он опубликовал план, который должен был обеспечить сохранение и, если будет возможность, даже реставрацию некоторых памятников.
В 1904 году Рерих написал первую свою картину на религиозную тему. В основном его работы в этом направлении были вдохновлены иконографией русских святых и народными легендами. Его стилизация образов святых основывалась на русском народном творчестве, но он постоянно пытался эти образы романтизировать.
Следующим периодом деятельности Рериха было сотрудничество с Дягилевым в роли театрального художника. Дягилев считал, что для его постановок декорации и костюмы являются не менее важными, чем хореография. Его окончательно убедило в правильности этой концепции участие в создании балета «Петрушка» художника Александра Бенуа. И когда рождался балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, в качестве художника постановки был приглашен Рерих.
Как представлял себе Рерих развитие действия в этом балете, первоначальное название которого было «Великое жертвоприношение»? Как картины языческой Руси, как первобытные обряды, как поклонение весне животворящей, как готовность древних приносить жертвы богу Солнца – Ярило. Эти картины озвучивались божественной музыкой Стравинского, а воплощались на сцене хореографией Нижинского. То был балет, не похожий ни на один другой в мире. Премьера его состоялась в Париже 29 мая 1913 года. Но публику балет не просто шокировал – люди выли, свистели, выкрикивали оскорбления. Премьера уникального русского балета завершилась скандальным провалом…
Между тем Европа неумолимо двигалась к мировой войне, и одной из участниц ее должна была стать Россия. В эти годы Рерих, понимая, какой катастрофой для ряда стран станет война, написал несколько картин апокалиптического характера. Одной из таких картин стала «Небесная битва». Чтобы показать, какие ужасные события ждут Европу, он использовал жесткий контраст света и тьмы. На эту же тему он сделал несколько черно-белых рисунков.
В 1915 году Рерих заболел пневмонией и по совету врачей отправился вместе с семьей на лечение в Финляндию. Пребывание там затянулось на два года. Творческий период этого времени в полной мере отражает грустные мысли художника и долгое ожидание перемен. Суровая сельская местность с мрачными скалами и необитаемыми берегами севера, кажется, выражает чувство острой тоски. В основном на картинах одинокие фигуры и тоскливые пейзажи. Но возвращаться в Россию было нельзя – там началась революция.
Наконец, в 1918 году, пришло приглашение из Швеции: некий шведский бизнесмен пригласил Рериха выставить свои картины в Стокгольме. Оттуда семья попала в Лондон: сэр Томас Бичем, известный британский дирижер и оперный импресарио, пригласил Рериха оформить на сцене «Ковент-Гардена» новую постановку «Князя Игоря».
За этим последовало приглашение из Америки – от Чикагского института искусств. Первая выставка Рериха открылась в Нью-Йорке в 1920 году. Полагают, что в США выставлялось более 400 его картин. Помимо этого он создал декорации для опер «Снегурочка» и «Тристан и Изольда».
Рерих попробовал себя и в коммерческой деятельности. Ему был по душе дух предприимчивости, который он ощутил в Америке, он даже писал в газетах и отмечал в письмах друзьям, что новые технологии и активность бизнеса хорошо сказываются на развитии стран. Но это он писал только на первом этапе своего предпринимательства, когда ему предложил войти в дело финансист по имени Луис Хорш, который собирался строить 27-этажный жилой небоскреб в Манхэттене. К этому времени Рерихи уже основали в Нью-Йорке Магистерский институт объединенных искусств, в котором планировали реализовать учебную программу санкт-петербургской школы Общества поощрения художеств, и Хорш тут же предложил устроить этот институт в нижних этажах здания, а заодно расположить там музей для картин Рериха и его коллекций. Здание получило название Дома магистров.
Думается, нет особого смысла рассказывать все, что было дальше. Рерихов, конечно же, обманули. Хитрыми финансовым и юридическими приемами Хорш полностью завладел зданием и всеми его помещениями. После разногласий между Хоршем и Рерихами музей был закрыт, а Рерихи безуспешно судились с Хоршем, пытаясь восстановить права на владение помещений, которые занимали институт и музей. Лишь в 1949 году усилиями Сины Фосдик, члена совета учредителей и преподавателя Института, на Западной 107-й улице был учрежден музей Рериха, где он существует и поныне. Однако далеко не все работы Рериха из музея в Манхэттене попали в новый музей. Тем не менее считается, что эта музейная коллекция работ художника остается одной из самых полных в мире.
Разочарование от пребывания в Америке и серьезные финансовые потери привели к тому, что Рерихи окончательно решили переменить место жительства. Путь их лежал в Индию. Они прибыли в Бомбей в декабре 1923 года и начали путешествовать по культурным центрам и историческим местам. Все это время они встречались с индийскими историками и деятелями искусств. К концу декабря они добрались в Сикким, находящийся на южных склонах Гималаев, и судя по той решимости, с которой семья Рерихов двигалась к этим высоким горам, Гималаи были для них важнейшим местом на карте. Затем дороги судьбы привели их в Китайский Туркестан, Алтай, Монголию и Тибет. Они планировали познакомиться с культурой этих регионов, религией, языками и обычаями. Рерих написал об этой семейной экспедиции в книге «Сердце Азии» и запечатлел увиденное в нескольких сотнях картин. Среди них есть одна, которая стала символом рериховского путешествия. Называется она «Путь». Она показывает Христа, идущего по извилистому пути через скалы и вершины Гималаев. В известном смысле эта картина, рассказывая о том, насколько трудным было путешествие семьи, одновременно является метафорой любого опасного путешествия, которое предпринимает человек, если к этому его подвигает его духовный мир и жажда открытий.
А восточные символические образы на его картинах – это герои восточных легенд и сказаний, связанные с правителем Шамбалы, тем самым, который непременно явится на землю, чтобы очистить ее от скверны и покарать нечестивцев…
Путешествие, как писал Рерих, оказалось крайне сложным: было преодолено 35 горных перевалов высотой от 4 до 6,4 км. Но вера членов этой семьи в то, что суровость гор укрепляет тело и дух, помогает человеку обрести смелость, позволили им осуществить нелегкое путешествие.
По окончании этой экспедиции семья поселилась в 1928 году в долине Куллу на высоте около двух километров в предгорьях Гималаев, откуда открывался великолепный вид на долину и окружающие горы. Здесь они и основали штаб-квартиру Гималайского научно-исследовательского института «Урусвати», организованного для изучения результатов их экспедиции и тех исследований, которые еще предстояли. Деятельность института включала этнолингвистические и геоботанические исследования, а также изучение археологических памятников. Под руководством своего отца два сына Рериха, Георгий и Святослав, собрали коллекцию лекарственных трав. Пользуясь справочниками и книгами местных ученых, они провели исследования в области ботаники и местной древней медицины. Особое внимание уделялось тибетской и китайской фармакологии.
Вернувшись в следующем году в Нью-Йорк, где, наконец, открывалось новое помещение музея Рериха, художник обратился к юристам-международникам с просьбой поддержать его предложение о заключении многостороннего договора о защите культурных ценностей во время войны и мира. Это была идея, которую он безуспешно пытался продвинуть еще в самом начале Первой мировой войны. Приводя в пример договоры Международного Красного Креста, Рерих предложил на обсуждение разработанный им и одобренный юристами Пакт. Согласно Пакту, над всеми местами, находящимися под его защитой, будет вывешен флаг, который Рерих назвал Знаменем мира. Флаг представлял собой три красные сферы внутри красного кольца на белом фоне. Наиболее популярная трактовка этого символа такая: три сферы – это Религии, Искусства и Науки как аспекты Культуры, охраняемые кругом Вечности. К нему прилагается девиз: Pax Cultura.
Символ такого рода существует на печати Тамерлана, в тибетских, кавказских и скандинавских украшениях, а также на византийских и римских артефактах. Можно увидеть его и на ряде картин Рериха.
Призывы Рериха к странам мира подписать такой договор, как ни удивительно, увенчались успехом. 15 апреля 1935 года страны Америки, члены Панамериканского союза, подписали в Белом доме в Вашингтоне Пакт Рериха. И договор этот до сих пор действует! Общественные деятели и различные ассоциации во всем мире продолжают пропагандировать Пакт, его основополагающие принципы и, конечно, Знамя Мира.
Николай Рерих верил, что выживание планеты, человечества и его культуры невозможно без всеобщего мира на Земле и что такой мир будет рано или поздно достигнут. Без этого, по его мнению, невозможен процесс духовной эволюции и постоянного культурного обогащения населения планеты. Он призывал все народы объединиться во имя создания мира красоты и знания.
Николай Рерих умер в Куллу 13 декабря 1947 года. Его тело было кремировано, а прах захоронен на склоне, обращенном к горам, которыми он восхищался и которые столь искусно изображал на многих своих картинах.