VI Музыкальный фестиваль на открытом воздухе «Лето. Музыка. Музей»
Лола Одинцова
«Пожалуйста, одевайтесь по погоде, позаботьтесь о дождевиках и пледах. Зонты над головой постарайтесь не открывать, чтобы не загораживать обзор зрителям, которые сидят за вами».
Эти рекомендации, распространяемые несколько месяцев подряд по всем медийным носителям Подмосковья, весьма пригодились любителям музыки прошедшим летом. Погода и в самом деле оказалась непредсказуемой в окрестностях Первопрестольной. Это, как говорится, полбеды, если бы не одно неизбежное при сложившихся обстоятельствах «но»: музыкальные фестивали, о которых мы расскажем, проходили под открытым небом.
…Тучи с утра нависли над золотыми куполами Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Дождь, согласно прогнозам метеорологов всех мастей, ожидался с минуты на минуту. Но когда на беззащитные ряды поклонников классической музыки, собравшихся в амфитеатре музея «Новый Иерусалим», грянул ливень, он все равно оказался недобрым сюрпризом. И тем не менее никто – ни одна живая душа! – уникальный спектакль не покинул. Никаким громам небесным не было по силам помешать звучать музыке Сергея Рахманинова!
«Да, программа VI Фестиваля под открытым небом “Лето. Музыка. Музей” посвящена 150-летию со дня рождения великого русского композитора, – сказал в беседе с корреспондентом «Русской мысли» дирижер Дмитрий Юровский. Младший представитель знаменитой музыкальной династии, он стал в этом году художественным руководителем форума. – Как всегда, программа фестиваля необычайно насыщена. Это рахманиновские Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор и Симфония № 2 ми минор в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова и произведения Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова, А. Аренского, С. Танеева… Такой наш выбор понятен. Все эти мастера были наставниками Сергея Рахманинова. Поэтому фестиваль посвящен в том числе и им».
Характерно, что фестиваль на пленэре у живописных подножий уникального Новоиерусалимского монастыря состоялся всего несколько дней спустя после IX Международного фестиваля искусств П. И. Чайковского, прошедшего в соседнем Клину. На Большой поляне Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского и в Сестрорецком парке шесть дней продолжался праздник музыки. Гала-концерт открытия фестиваля был посвящен 150-летию со дня рождения великого оперного певца Федора Шаляпина. Вечер балета на этом фестивале был представлен спектаклем «Кармен-сюита» в исполнении балетной труппы Государственного академического Большого театра России, впервые участвующего в фестивале.
Старт же летнему сезону подмосковных концертов на открытом воздухе был дан в музее-заповеднике Архангельское, в усадьбе князей Юсуповых. Гости услышали выступления джазовых коллективов Петра Востокова и Вадима Эйленкрига, оркестра волынщиков Москвы и многих других исполнителей. Затем там же начался фестиваль «Ночи барокко»: в его программу вошли сочинения Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Генри Перселла.
В фестивале «Лето. Музыка. Музей», проходившем 5–9 июля, приняли участие мировые звезды: пианист-виртуоз Денис Мацуев, оперный певец Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, художественный руководитель, дирижер и солист ансамбля «Солисты Москвы»…
Сенсацией новоиерусалимской программы явилось выступление молодого музыканта Ивана Бессонова, победителя Первого музыкального конкурса имени С. Рахманинова. «Мои любимые композиторы – Рахманинов, Прокофьев и еще Равель – рассказал «Русской мысли» Иван Бессонов сразу после выступления. – Рахманинова играю с особым чувством, духовная близость, наверное… Публика на фестивалях под открытым воздухом особенная. Она слушает тебя затаив дыхание. В Новом Иерусалиме, рядом с величественным Вознесенским монастырем, это так. В Санкт-Петербурге, моем родном городе, и в Москве слушатели и зрители словно изучают тебя: сможешь ли ты взволновать их, не разочаруешь ли? А на фестивале “Лето. Музыка. Музей” в Новом Иерусалиме публика сразу доверяет тебе, и хочется играть для нее с особым подъемом».
Надо сказать, Бессонову, игравшему рахманиновскую уникальную «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром ля минор, это сполна удалось.
Два дня фестиваля были заявлены как дни Большого театра России. Он впервые выступил под открытым небом Подмосковья в полном составе: хор, оркестр, солисты. Всего – больше 170 исполнителей на сцене! Для ценителей классической музыки подготовили рахманиновские оперу «Алеко» в концертном варианте и поэму «Колокола».
«Нам очень приятно принять участие в фестивале “Лето. Музыка. Музей”, – сказал генеральный директор Большого театра России Владимир Урин. – Высокий уровень исполнения, интересные программы, концептуальное единство и, конечно, особая атмосфера Нового Иерусалима, русской культурной святыни, сделали фестиваль интереснейшим музыкальным событием лета… Возможно, само место – Российская Палестина – и непосредственная близость к храму и одного из самых значительных музейных комплексов московской земли, сам ее воздух придали особую силу и глубину рахманиновским произведениям».
Что тут добавить? За первую пятилетку на новоиерусалимской сцене выступили выдающиеся мастера и коллективы: скрипач Максим Венгеров, пианисты Николай Луганский, Андрей Коробейников и Кирилл Герштейн, виолончелист Миша Майский, дирижеры Владимир Юровский, Андрей Борейко, Александр Рудин, певицы Альбина Шагимуратова и Анна Аглатова, Российский национальный оркестр и камерный оркестр Musica Viva… Всех не перечислишь!
И все эти годы президентом фестиваля является народный артист России, руководитель Московской областной филармонии Максим Дунаевский. «Музыка Рахманинова – всепоглощающая, царящая красота, она излучает необыкновенный, божественный свет, – сказал Дунаевский. – Для того, чтобы фестиваль классической музыки набрал силу, необходимо, как показывает опыт, работать не менее десяти лет. Только после такого срока фестиваль набирает обороты, приобретает авторитет, обрастает нужными связями. Это не моя придумка, это чистая практика самых разных фестивалей в различных странах… А вот праздник музыки в Новом Иерусалиме – исключение из правил: он, образно говоря, набрал соки всего за пять лет. В этом году он проводится в шестой раз, и посмотрите, каковы участники. Каковы зрители!.. Да здравствует великая музыка!»