Сергей Лифарь
Матильда Феликсовна Кшесинская – Слава и Гордость Русского Балета – покинула нас в преклонном возрасте, прожив две жизни: молодость в Петербурге, зрелость в Париже. Ей исполнилось 99 лет.
М. Ф. Кшесинская родилась в Лигово, предместье Петербурга 1-го сентября 1872 г. Родители ее были артистами балетной труппы Императорского Мариинского Театра. Танец был ее подлинной стихией.
Достойная дочь «короля мазурки» – польского танцовщика Феликса Кшесинского – получила свое танцевальное формирование в Императорском Театральном Училище, куда она была определена осенью 1880 г. Училище она окончила в марте 1890 года и обратила на себя внимание, танцуя на выпускном экзамене-спектакле на сцене театра при Училище.
По традиции, на выпускных экзаменах присутствовал Император Александр III с Его Августейшей семьей. На экзамене в 1890 г. присутствовал также и Царевич Николай, будущий Самодержец Всероссийский. Император разгадал в юной Кшесинской будущую талантливую балерину и после экзамена подозвал ее к себе и сказал:
– Поздравляю Вас. Будьте славой и украшением нашего Русского Балета.
С этого дня началась блестящая артистическая карьера М. Ф. Кшесинской.
В 1890 г. она была зачислена в труппу Мариинского Театра, а в 1895 г. удостоилась звания «Прима-балерины». В этом Театре проходила артистическая жизнь Кшесинской до революции 1917 года. Ее гастроли в Москве, Варшаве и за границей были непродолжительными, наиболее длительный перерыв произошел в 1904 г., когда она уступила оппозиции публики, устраивавшей ей обструкции в зале, порой не считаясь с тем, что на спектакле присутствовал Император. Покинув сцену после прощального «бенефиса» в феврале, она смогла вернуться в Мариинский Театр только в конце 1904 года.
***
Получив прекрасную балетную школу, Кшесинская владела техникой танца в совершенстве. Обладая «стальным носком» она поражала зрителя и «балетоманов» блеском и уверенностью в вариациях «пиччикато», «антраша».
От своего отца она унаследовала «огненный» темперамент полухарактерной танцовщицы. В силу своей природы и жанра дарования ее коронные роли были в балетах: «Тщетная предосторожность», «Дочь Фараона», «Коппелия», «Эсмеральда», «Млада», «Баядерка». Романтические, классические балеты, например, «Жизель» «Сильфиды», «Лебединое озеро», «Спящая Красавица», «Видение Розы», меньше были созвучны ее бравурному и задорному темпераменту. Классические, романтические балеты были стихией Павловой, Карсавиной, Трефиловой, Егоровой, Спесивцевой.
* * *
В чем же заслуга Кшесинской перед Русским Балетом? В том, что она – как старшая по возрасту в плеяде русских балерин конца прошлого столетия – была предвестницей торжества Русской Терпсихоры, затмившей итальянских балерин, царивших в то время на Императорской сцене.
Кшесинская, Преображенская, Павлова, Трефилова, Карсавина, Рославлева, Гельцер, Егорова, Спесивцева составляли созвездие русских балерин, покоривших иностранок: Леньяни, Цукки, Бризанца, Гримальди.
В социальном отношении Кшесинская занимала особое место. Будучи близкой ко Двору, она неутомимо стремилась привлечь его внимание к балету. Великие князья были ее друзьями и поклонниками. Они проявляли самый большой интерес к жизни балета.
Впервые за границей М. Ф. Кшесинская выступала в 1895 году в театре Казино в Монте-Карло. В 1903 г. она выступала в Вене. В 1908 и 1909 гг. – в Париже: наконец в 1911 г. С. П. Дягилев пригласил ее выступить в сезоне «Русских балетов» в Лондоне с Нижинским в балете «Лебединое озеро».
Выступления Кшесинской за границей имели заслуженный успех, но победоносное шествие русского балета во всем мире началось весной 1909 года, когда в Париже был дан первый сезон «Русских балетов» в театре «Шатле», организованный С. П. Дягилевым. Этот «чародей» вдохновил и объединил вокруг себя русских музыкантов, художников-декораторов, русских балерин и танцовщиков. Начался «золотой век» русского и мирового балетов.
Первый триумфальный сезон «Русских балетов» в Париже прошел без участия Кшесинской. В «Русских балетах» Дягилева она выступала после примирения с ним, не только в 1911 году в Лондоне, но и в 1912 г. в Вене, Будапеште, Монте-Карло. Последнее выступление Кшесинской в Петербурге состоялось весной 1917 г., но не на сцене Мариинского Театра, а на сцене театра Консерватории. Этот спектакль, при участии и других артистов, был дан в пользу запасных частей Лейб-Гвардии Кексгольмского Полка Петербургского гарнизона. Это было ее последнее выступление в России.
Годы революции и Гражданской войны она провела на Кавказе, а в феврале 1920 г. навсегда покинула свою родину.
Начался трудный период эмигрантской жизни, который она мужественно переносила.
Приехав во Францию в 1920 г., она обосновалась сперва на юге, где жила со своим сыном и великим князем Андреем. Их бракосочетание состоялось в Каннах в 1921 г., и она получила титул княгини Красинской.
В 1926 г. Кшесинскую приглашал С. П. Дягилев для участия в январском сезоне «Русских балетов» в Монте-Карло. Она должна была танцевать со мной в трехактовом балете «Лебединое озеро». Не имея тренировки, она отклонила это предложение.
В 1929 г. Кшесинская переехала в Париж, где открыла свою балетную школу, в которой до последних лет обучала искусству танца русскую и иностранную молодежь. Ее школа дополнила уже существующую сеть студий так называемой «парижской школы балета», основанной русскими балетными артистами в 20-годах этого столетия.
В 1936 г. в театре Covent Garden в Лондоне мне пришлось присутствовать на памятном спектакле: Кшесинская выступала в «Русских балетах» В. Г. Базиля, исполнив «русский характерный танец» в роскошном национальном костюме боярышни. Сколько задора, сценического блеска было в ее прощальном «мимолетном» появлении на сцене. Публика встретила ее восторженно.
Это прощальное выступление Кшесинской меня глубоко взволновало… Я воочию убедился в том, что ее сценический дар был не только легендой.
Кшесинская оставила нам книгу своих воспоминаний, вышедшую из печати в 1960 г. в Париже на французском языке. В ней она красочно описала придворную атмосферу Петербурга, жизнь в Театральном Училище, свои успехи в жизни и на сцене и свою жизнь в эмиграции.
Яркая звезда Императорских Балетов угасла здесь, во Франции, которая дала России в прошлом столетии замечательных хореавторов и балетмейстеров – истинных создателей Храма Русской Терпсихоры.
Имя Кшесинской вошло в анналы истории мирового балетного искусства.