Магия картин великого мастера

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

17 (29) июля 1817 года родился выдающийся русско-армянский художник Иван Айвазовский (Ованнес Айвазян)

Оксана Копенкина, арт-аналитик, основатель сайта «Дневник живописи»


Говоря об Айвазовском, мы сразу представляем морские пейзажи. Кажется, что можно найти в картинах Айвазовского? Одно сплошное море с кораблями. Бытует мнение, что достаточно взглянуть на пять-семь его картин и познать всего Айвазовского. Но это не так.

Он был художником-романтиком. Его картины – это драматические кораблекрушения и морские сражения. Это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес – все то, что поражает своей красотой.

К тому же Айвазовский писал не только морские пейзажи. Он был изобретателен. Не любил повторяться. И создал при этом за всю жизнь 6000 работ!

Девятый вал. 1850

«Девятый вал» – самая известная работа Айвазовского. Она была признана шедевром в первый же день выставки в далеком 1850 году.

Рассвет. На отломанной мачте затонувшего корабля – горстка спасшихся моряков, которые противостоят грозной стихии. Драма. Но не трагедия. Айвазовский был оптимистом. Поэтому большая волна проходит стороной. Художник оставляет несчастным шанс на спасение.

В состоянии шторма волны у Айвазовского выглядят особенно эффектно. Сквозь них просвечивает солнце. Такого эффекта прозрачности художник добивался множественным наложением мазков (техника лессировки). Подобные волны вы редко у кого встретите.

 Вам может показаться, что такую картину создают в течение долгих месяцев. Но Айвазовский был удивительно мастеровит. Свои работы он начинал рано утром, а заканчивал… в полдень. Иногда работал до вечера. Его не смущало даже присутствие зрителей: бывало проводил этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр, приводя новичков в шоковое состояние, – ведь чистый холст всего за полтора часа превращался в плескающееся море!

Чесменский бой. 1848

«Чесменский бой» – одна из самых известных картин, выполненных в батальном жанре. Яркий огонь, летят щепы от взрыва. Кажется, будто картина на самом деле горит. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно, как будто художник присутствовал при этом сражении. Этот морской бой российских и турецких кораблей произошел в 1770 году, так что Айвазовский его вживую не мог видеть. Но это не значит, что он вообще не видел сражений. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий. Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображен далеко, детали на нем все равно тщательно прописаны.

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842

Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. «Неаполитанский залив в лунную ночь» – одна из первых таких работ.

Очень яркая, но далекая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане – высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.

Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину, думая найти там зажженную свечку, которая подсвечивает полотно.

Пейзаж написан во время длительного турне Айвазовского по Европе. Поначалу в эту поездку художника отправила Академия художеств, но так как картины хорошо продавались в каждой стране, он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращении в Россию насчитывалось 130 виз!

Хаос. Сотворение мира. 1841

Картина «Хаос. Сотворение мира» – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через темные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками.

Трудно понять, почему художник назвал свою картину «Хаосом». Все на ней гармонично и торжественно.

Картина выставлялась в Неаполе и Риме и принесла славу Айвазовскому. Критики отмечали особое мастерство художника в изображении морской стихии и неба.

Папа Римский Григорий XVI даже наградил Айвазовского золотой медалью, а само полотно пожелал купить, но художник преподнес понтифику свою работу в подарок.

В начале XX века папа Лев XIII подарил картину армянской конгрегации мхитаристов в Венеции. Там, в монастыре Санта-Ладзаро-дельи-Армени, она находится и сегодня.

Всемирный потоп. 1864

Посмотрите на другую религиозную картину «Всемирный потоп». Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос, хотя и очень помпезный.

Прощание А. С. Пушкина с морем. 1877 

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи известных людей. Около десятка раз это был Пушкин. Правда на большинстве картин фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине «Пушкин в Крыму».

Айвазовский был художником-романтиком, для которого природа всегда величественнее человека, каким бы великим этот человек ни был. Отсюда «мелкие» Пушкин, Наполеон или Петр I.

На картине «Прощание А. С. Пушкина с морем» фигура поэта покрупнее, однако эту картину сложно назвать исключением, потому что Пушкина написал… Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны. Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон и что это противоречит природе. Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил: «Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант».

Репин весьма скромно оценил свою работу: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».

Среди волн. 1898

«Среди волн» – самая большая картина Айвазовского (285х429 см). Как вы думаете, сколько времени писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы? 10 дней! И это в свои 80 лет! Правда, за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем. Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал пятиться назад, чтобы оценить написанное. И полетел вниз… К счастью, его успел подхватить слуга.

«Среди волн» – очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя… Одна лодка все-таки была. Когда Айвазовский показал свое творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах. Айвазовского это рассердило, но на следующий день шлюпка исчезла – художник безжалостно закрасил ее.

Портрет Анны Саркисовой-Бурназян. 1882

Этот портрет был написан, когда художнику было за 65. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина, которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведет еще 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

Предательство Иуды. 1834 

Однажды на первых курсах обучения в Петербургской академии художеств Айвазовский принес свой рисунок. Учителя были поражены. Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Но это не копия, а творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном: если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником. Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.