К 180-летию со дня гибели М. Ю. Лермонтова

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Бунтарский элемент всегда был сильной составляющей души поэта; но и уравновешивался он таким ощущением гармонии, что всякий бунт казался бессмысленным

Александр Балтин, прозаик, эссеист


Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова. 1842 Художник – Сергей Зарянко (1818–1870)

Сгущение фразы до высокой емкости, впервые продемонстрированное Лермонтовым, получило вектор дальнейшего развития: и Толстой, и Чехов, даже, думается, в определенном смысле и Платонов – этот беспрецедентный стилист ХХ века – черпали из лермонтовских бездн…

Поэзия необыкновенного звука, мелодии столь же возвышенной, сколь и питающей душу, творилась Лермонтовым, не способным довольствоваться только видимой реальностью. Духовные очи позволяли ему видеть голубое сиянье, в котором спит земля, задолго до возможностей космического полета.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Колорит поэзии Лермонтова мрачен, но это не игры в раннюю усталость или следствие избыточного житейского опыта – тут создается ощущение всеприсутствия поэта: во многих эпохах, в разных временах… точно был свидетелем цивилизации титанов, опаленных божественным огнем, громоздящих гигантские скалы; точно такая прапамять окрашивала множество его произведений… Но вдруг звучало – «В минуту жизни трудную» – так задушевно, пронзительно, что становилась очевидна надмирная природа поэзии.

Вчитываясь в Лермонтова, непроизвольно ощущаешь мистические струи, омывающие реальность, начинаешь верить, что наш, видимый мир – только следствие неизвестных миров. Стих плавный и музыкальный и словесная живопись, достигающая зримости, отражается в зеркалах вечности.

«Мцыри»

Федор Константинов. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». 1956

Скалы и ущелья «Мцыри», словесные впадины, вдруг возносящие вверх, и парение, раскрытое над бездной…

«Мцыри» выкроен из материала бунта, как «Демон», но демон опаснее – каверзы его безвестны, как и психология, а «Мцыри» работает с психологией молодого человека, рвущегося к масштабам новой неведомости и светозарному полюсу высоты.

Сам Лермонтов, очевидно обладая развитым внутренним зрением, прозревал области, которые не могли не поражать чистотою сияний, и опускался в такие, от которых цепенела душа.

Все построено на полюсах: контрасты, определяющие данность, слишком велики, чтобы можно было ими пренебречь.

Формальная церковь, как и официальная церковная догматика, коснеющая все больше и больше, едва ли могли устроить Лермонтова, в творчестве и жизни которого звучат ноты духовного титана: он ощущал иное устройство мира, слишком отличное от того, что предлагалось церковью.

Соответственно и молодого, истового бунтаря, ставшего героем поэмы, не мог устроить монашеский постриг: слишком формальная сторона дела. К тому же память о родном Кавказе жжет его душу: там иной воздух, там понятие «свобода» – не пустой звук. Попытка побега, как известно, не удается, и герой умирает от тоски.

Исповедь, вылитая в стихи, рвущиеся жаждой высоты и свободы, и составляет поэму; исповедь, бередящая сердца и души читателей разных поколений; исповедь, исполненная лучащимся стихом, близким к понятию совершенство.

«Демон»

Михаил Врубель. «Демон и Тамара». 1891

В сущности, Демон ли Демон? Ничего сатанинского, лютого нет в построенном образе, и через мелодию дивных песен предстает он скорее несчастным, действительно ангелом, утратившим роль… Или поменявшим ее на новую…

Молитвы Лермонтова звучат, не уступая церковным, а может быть, превосходя их нежностью, точностью послания.

Бунтарский элемент всегда был сильной составляющей души поэта; но и уравновешивался он таким ощущением гармонии, что всякий бунт казался бессмысленным…

… Вообще, люди склонны романтизировать Демона. Разве что Данте один показал его иным: слишком страшным, чтобы быть привлекательным.

Но Демон Лермонтова – как будто и не Демон: одинокий поэт или космический вариант Печорина…

Демон, сам попавший в таинственные сети Кавказа; ковры, роскошно расстеленные, пир, удары в бубен, пение… Вино, туго льющееся в чаши. И вновь одиночество изгнанника – одиночество поэта, только Демон обладает большими возможностями.

Но Демон не может любить никого, кроме себя: на том и держится гордыня!

А тут…

И взор его с такой любовью,

Так грустно на нее смотрел…

И вот последний портрет персонажа, словно опровергающий его демоническую суть:

То не был ангел-небожитель,

Ее божественный хранитель:

Венец из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!..

Нет у человека достоверных сведений о небесных и адских насельниках; нет, несмотря на целый ряд книг, и никаких достоверных, проверяемых свидетельств о существовании подобных метафизических областей; но кажется, духовные очи Лермонтова разрывали пределы материальной видимости, и то, что представало запредельному взору поэта, смущало его самого…

Впрочем, отлившиеся в поэму видения настолько обогатили поэзию, что иные соображения представляются праздными…

 «Маскарад»

Арбенин, сходящий с ума, бросает Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!». Ни в коей мере не воспринимая Арбенина как альтер эго поэта, это заставляет все же задуматься о системе взаимоотношения Лермонтова с высшими инстанциями…

Произведениям его – лучшим из них – присущи мрачный колорит, сгущение сил и дерзновенная попытка вырваться за пределы реальности.

Лютование страстей «Маскарада» – пьесы столь же совершенной поэтически, сколь и психологически изощренной – заставляет еще и задуматься о свободе воли…

Арбенин поступает только так, как он может поступать, являясь и продуктом определенной среды, и заложником собственных страстей.

Не есть ли «Маскарад», почти завершающийся столь богоборческим восклицанием, мучительная, развернутая сценами и картинами попытка докопаться до окончательных ответов на головоломные вопросы?

И не есть ли богоборчество (прерываемое порой эзотерически-световыми перлами, такими как «В минуту жизни трудную…» или «Я, матерь божия, ныне с молитвою…») нечто стержневое в гениальности классика?

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.