В годы, когда никто не подвергал сомнению пресловутое «американское процветание», роман «Американская трагедия» произвел эффект разорвавшейся бомбы
Дмитрий Таболкин, писатель, автор книги «100 знаменитых американцев»
Теодор Герман Альберт Драйзер родился 27 августа 1871 года в местечке Терре-Хот, штат Индиана. Он стал двенадцатым ребенком в семье фабричного рабочего Иоганна Пауля Драйзера, приехавшего в Америку в 1844 году из Германии, и Сары Драйзер, происходившей из семьи чехов-иммигрантов.
Детство будущего писателя прошло в нужде и лишениях, ему рано пришлось начать самостоятельную жизнь. В 16 лет Теодор покидает родной дом и уезжает в Чикаго на заработки. Юноша убирает и моет посуду в ресторане, развозит белье из прачечной, трудится на других тяжелых и малооплачиваемых работах. Впоследствии писатель во многих романах возвращался к своим «университетам» – эпизодам юношеских скитаний и невзгод.
Теодор мечтает получить хорошее образование, его интересует литература и философия. С помощью своей школьной учительницы он поступает в университет города Блумингтон, штат Индиана. Но вскоре деньги, отложенные на образование, заканчиваются. Драйзер возвращается в Чикаго и поступает на работу в крупную газету «Чикаго дейли мейл».
Будущий писатель прошел серьезную школу журналистики, много ездил по стране. В середине 90-х годов его очерки и рассказы публикуются во многих газетах и журналах. В это время он увлекается философией, в особенности трудами известного английского философа и социолога Герберта Спенсера (1820–1903). Политические, социальные и этические взгляды Драйзера во многом сформировались под его влиянием.
Первый роман Драйзера «Сестра Керри» выходит в свет в 1900 году. Это история простой американской девушки Каролины Мибер, приехавшей из провинции в Чикаго с заветной мечтой стать знаменитой актрисой. После долгих злоключений девушка достигает своей цели, но цена, которую она заплатила, увы, чересчур высока…
Издатели не хотели браться за публикацию начинающего писателя. Драйзеру помог молодой, но уже известный писатель и публицист Фрэнк Норрис (1870–1903). «Сестра Керри» была издана небольшим тиражом, однако сразу же оказалась под запретом. Целомудреннейший по нынешним временам роман был запрещен «за разнузданную непристойность». Инициатором запрета выступила организация с символическим названием «Нью-Йоркское общество по искоренению порока». Неудивительно, что Драйзер тяжело пережил неудачу, впал в депрессию, даже подумывал о самоубийстве. Однако вскоре ему удалось преодолеть кризис. Этому в большой мере способствовал успех «Сестры Керри» в Англии, где книга была опубликована с помощью того же Ф. Норриса.
Во втором романае Драйзера – «Дженни Герхардт» (1911) – рассказана любовная история сына миллионера Лестера Кейна и бедной горничной Дженни Герхардт. Трагедия влюбленных заключается в том, что отец молодого человека против такого мезальянса. Под угрозой лишения наследства Лестер бросает Дженни и женится на богатой вдове… Критика встретила этот роман более благосклонно.
Следующим этапом творчества писателя стала «Трилогия желания», состоящая из романов «Финансист» (1912), «Титан» (1914) и «Стоик» (опубликован в 1947 году, уже после смерти автора). Это широкое полотно американской жизни второй половины XIX века. Герой трилогии, американский бизнесмен Фрэнк Каупервуд – не только «титан без души и сердца», но и во многом трагическая фигура. Его прототипом стал известный чикагский магнат Ч. Йеркс.
Советский исследователь творчества Теодора Драйзера Н.И. Самохвалов пишет: «“Финансист” и “Титан” представляют собой глубокое исследование американской жизни, это – серьезные социальные романы. Для массового американского читателя, приученного к развлекательной литературе, они представляли известную трудность с точки зрения восприятия. Несомненная заслуга Драйзера в том, что он отучал читающую публику от легкого, бездумного чтива и предлагал серьезную правдивую литературу, тесно связанную с жизнью народа».
В известной мере к трилогии примыкает и роман «Гений» (1915), в котором писатель мастерски показал конфликт талантливого художника с обществом. Это произведение также вызвало возмущение в консервативных кругах американского общества и вскоре было изъято из продажи.
Рассказы и философские эссе Драйзера, написанные после 1915 года, пронизывает мысль о гнетущем воздействии общественных порядков на рядового человека. Этой же теме посвящен самый популярный роман писателя «Американская трагедия» (1925). В основу произведения легли протоколы реального судебного процесса над молодым человеком, который, стремясь продвинуться в обществе, совершает преступление и приговаривается к смерти. Само название романа глубоко символично. Многие критики назвали его американским «Преступлением и наказанием», отмечая влияние Достоевского. Да и сам Драйзер неоднократно говорил о своем интересе к творчеству русского писателя. В те годы, когда никто не подвергал сомнению пресловутое «американское процветание», роман произвел эффект разорвавшейся бомбы. Впервые гибель человеческой личности в Америке предстала перед читателем как неотвратимый результат действия законов общества, как настоящая американская трагедия. Книга принесла писателю шумный успех и материальное благополучие.
По приглашению советского правительства в конце 1927 года Драйзер посетил СССР. Он побывал во многих городах, изложив свои впечатления в книге «Драйзер смотрит на Россию» (1928). По материалам поездки была написана повесть «Эрнита», где впервые в американской литературе создан образ положительного героя-коммуниста.
Биржевой крах, разразившийся 4 ноября 1929 года, и последовавшая за ним Великая депрессия привели к тому, что писатель потерял практически все сбережения. Это способствовало дальнейшим сдвигам в его мировоззрении: он все больше сближается с коммунистическим движением в США. В 1931 году из-под его пера выходит публицистическая книга «Трагическая Америка».
Во время Второй мировой войны Драйзер активно выступает за оказание помощи СССР, за открытие второго фронта, а вскоре после капитуляции Германии, в июле 1945 года, вступает в коммунистическую партию США. Он пишет: «Вся логика моей жизни и работы побуждает меня вступить в ряды компартии».
Однако тяжелая болезнь подтачивала жизненные силы писателя. Теодор Драйзер умер 28 декабря 1945 года в Голливуде, штат Калифорния. Уже после его смерти были опубликованы два последних романа – «Оплот» (1946) и «Стоик» (1947).
Судьба Драйзера-романиста в СССР достойна зависти. Его переводили лучшие переводчики, а книги издавались многомиллионными тиражами. Вышло восемь одних только собраний сочинений! И даже сейчас, когда имя Теодора Драйзера у него на родине основательно забыто, на постсоветском пространстве его романы по-прежнему пользуются популярностью.