Художники эпохи Возрождения

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Шесть великих итальянских мастеров

Оксана Копенкина, арт-аналитик, основатель сайта «Дневник живописи»


Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. XV–XVI века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой. Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. В какой-то миг показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон. Вспомнили о древних римлянах и греках. Они тоже строили общество свободных граждан, в котором главная ценность – человек (не считая рабов, конечно).

Возрождение – это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение мифологии и христианства, реалистичности натуры и глубины образов, красоты физической и духовной.

Художники эпохи Возрождения обладали большими знаниями в области истории, астрологии, физики и т. д. Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?

Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали свое будущее произведение, использовали весь багаж своих знаний. Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи. Вот почему они будут всегда интересны.

Период Высокого Возрождения длился примерно 30 лет – с 1490-х до 1527 года. Это была всего лишь вспышка – с начала расцвета творчества Леонардо до разграбления Рима. Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой и вскоре была порабощена очередным диктатором.

Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперед! Вплоть до импрессионистов. Реалистичность изображения. Антропоцентризм. Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…

Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена рождается один в 1000 лет. Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках – Джотто и Мазаччо, без которых никакого Возрождения и не было бы.

 

Джотто (1267–1337)

Джотто. «Поцелуй Иуды». 1306. Капелла Скровеньи в Падуе

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой – Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве за 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам: лики вместо лиц, плоские фигуры, несоблюдение пропорций, вместо пейзажа – золотой фон.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объемные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Главное творение Джотто – это цикл его фресок в капелле Скровеньи в Падуе. Джотто сделал небывалое – перевел библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям. Именно это будет свойственно многим мастерам эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику. Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.

 

Мазаччо (1401–1428)

Мазаччо. «Поклонение волхвов». 1426. Государственный музей, Берлин

Начало XV века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит еще один новатор.

Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура осталась в прошлом.

Он перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию. Вместо глыбообразных персонажей Джотто – прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.

Также Мазаччо добавил выразительности не только лицам, но и телам. Эмоции людей мы уже читаем по позам и жестам. Как, например, мужское отчаяние Адама и женскую пристыженность Евы на самой знаменитой его фреске.

Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно, в 27 лет. Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам. Так новаторство Мазаччо было подхвачено всеми великими художниками Высокого Возрождения.

 

Леонардо да Винчи (1452–1519)

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». 1503–1519. Лувр, Париж

Леонардо да Винчи – один из титанов эпохи Возрождения. Именно он повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи. Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.

Главное же новаторство Леонардо – это то, что он нашел способ сделать образы… живыми. До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были четкими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Разве что Рафаэль. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.

Сфумато войдет в активный словарь всех великих художников будущего.

 

Микеланджело (1475–1564)

Микеланджело. Фрагмент фрески «Сотворение Адама». 1511. Сикстинская капелла. Ватикан

Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером, как и другие его коллеги эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную. Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Часто Микеланджело писал персонажи обнаженными. А потом уже сверху дописывал одежду, чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен… собой.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы – это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид. В последние годы жизни – это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошел все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путем, осознавая, что планка поднята очень высоко.

 

Рафаэль (1483–1520)

Рафаэль. «Сикстинская Мадонна». 1513–1514. Галерея старых мастеров. Дрезден

Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.

Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его Мадонны по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность. Знаменитые слова «Красота спасет мир» Федор Достоевский сказал именно о Сикстинской Мадонне. Это была его самая любимая картина.

Однако чувственные образы – это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойденным архитектором в живописи. Причем всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.

Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно – от подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить.

Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен.

 

Тициан (1488–1576)

Тициан. «Вознесение Марии». 1515–1518. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Венеция

Тициан был непревзойденным колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще, он был дерзким новатором. За такую яркость таланта его все любили. Называли «королем живописцев и живописцем королей».

Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнес в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.

К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого образы еще более живые, дышащие, а сюжеты – еще более динамичные и драматичные.

Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника Рубенса. И техника художников XIX века: барбизонцев и импрессионистов.

Тициан, как и Микеланджело, пройдет 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.