Хранитель венецианских традиций

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

К 300-летию Карло Гоцци

Олег Фочкин


В своих «Бесполезных мемуарах» Карло Гоцци уверяет читателя, что начал писать свои сказки (или «фьябы) «на спор», в чисто полемических целях, желая доказать противникам, что успехом у публики будет пользоваться любой вздор, лишь бы он обладал качеством новизны.

Однажды в книжной лавке встретились несколько литераторов. В их числе был и Карло Гольдони. Опьяненный успехом, он долго рассказывал о значении сделанного им переворота в итальянском театре, осыпал насмешками и бранью старую комедию масок. Тогда один из присутствующих, высокий и худой человек, молча сидевший до тех пор на связке книг, поднялся и воскликнул: «Клянусь, что с помощью масок нашей старой комедии я соберу больше зрителей на “Любовь к трем апельсинам”, чем вы на разные ваши Памелы и Ирканы». Все рассмеялись этой шутке графа Карло Гоцци. Но он не думал шутить, и Венеция скоро убедилась в этом.

Гоцци отказывается от «чудесного», но переносит действие своих сказок в не менее экзотические для Италии, да и для всей Европы, восточные страны. Действие его знаменитой пьесы «Принцесса Турандот» происходит в фантастическом Пекине, «Король-Олень» переносит нас на остров Цейлон, а «Женщина-змея» – в столь же условный Тифлис. В пьесах огромное количество резких сюжетных сдвигов, неожиданных поворотов, что не свойственно театру того времени.

Про Карло Гоцци известно, что человеком он был мрачным, желчным и заносчивым. Обнищавший потомок древнего рода, венецианский граф Гоцци ненавидел купцов и плебеев, презирал искусство, порожденное временем расцвета купечества и площадного театра, и в особенности терпеть не мог своего преуспевающего тезку Карло Гольдони. Ему не нравились пьесы, в которых проворный слуга или красивая трактирщица дурачат глупых аристократов, и не нравился автор, кормящийся сочинительством. Сам Гоцци отдавал свои фьябы актерам бесплатно – в пику Гольдони.

 

Консерватор-авангардист

Карло Гоцци родился 13 декабря 1720 года в Венеции. Получил домашнее образование. Его отец, граф Джакопо-Антонио Гоцци, был типичным венецианским аристократом – непрактичным и легкомысленным. Мать Анджела Тьеполо отличалась высокомерным, властным характером. Главную роль в семье играл старший брат Карло – писатель и журналист Гаспаро Гоцци, женатый на известной поэтессе Луизе Бергали.

В возрасте шестнадцати лет в поисках средств к существованию Карло Гоцци отправился на воинскую службу в Далмацию. Три года спустя он вернулся на родину. Написал несколько сатирических произведений (стихи и памфлеты), обеспечивших ему известность и открывших дорогу в литературное общество (Академию) Гранеллески. Это общество выступало за сохранение тосканских литературных традиций и против новомодных реалистических пьес.

Аристократ и консерватор по натуре, Карло Гоцци выступал против любых литературных новаций. В 1757 году в комическом альманахе «Парусник власти» и в 1761 году в «Причуднице Марфизе», поэме-сатире на венецианское общество, он выступил с нападками на Гольдони и Кьяри, которые в своих пьесах отказывались от традиционной комедии дель арте с ее персонажами-масками и отдавали предпочтение реализму. Воскрешая традиционную комедию масок, Гоцци и написал ряд сказочных пьес.

Опера Джакомо Пуччини «Турандот» по пьесе Карло Гоцци на сцене Florida Grand Opera

Реальным людям Гоцци часто предпочитает маски, их «собирательные», обобщающие возможности. Но, используя это наследие комедии дель арте, Гоцци наполняет маски определенным содержанием. По словам самого Гоцци, он наполняет их «строгой моралью и сильными страстями, нашедшими поддержку в прекрасном исполнении серьезных актеров».

«Любовь к трем апельсинам» была написана в конце 1760 года специально для труппы Антонио Сакки, великого актера-импровизатора. Сакки вместе со своей труппой блестяще осуществил замыслы Гоцци – успех «Любви к трем апельсинам» был потрясающий, равно как и успех девяти последующих фьяб.

Спустя год после триумфального дуплета «Короля-Оленя» и «Турандот», его несчастному оппоненту Карло Гольдони пришлось уехать во Францию: на родине средства к существованию были потеряны. Гольдони просто не выдержал натиска Гоцци.

Но 25 лет спустя труппа Сакки распалась, стало некому играть в фьябах, а когда через несколько лет пушки генерала Бонапарта покончили и с независимой Венецианской республикой, некому стало смотреть и «Женщину-змею», и «Короля-оленя». Венецианским лавочникам и гондольерам было тогда не до театральных сказок…

Фьябы Гоцци, позволявшие актерам свободно вести себя с текстом, придумывать реплики, давать советы, оценивать ситуации и по собственному усмотрению обращаться к залу, нигде, кроме Венеции, не прижились и быстро сошли со сцены, чтобы возродиться уже после смерти автора.

«Карло Гоцци создал новое искусство, а тот, кто создает искусство, становится его рабом; он нечаянно вызвал волшебство и чары сверхъестественного мира, и сверхъестественное не захотело теперь отпустить своего заклинателя», – заметила известная английская писательница и критик XIX века Вернон Ли в книге «Италия».

Гоцци надолго пережил свою славу и умер в возрасте 86 лет. Умер всеми забытый: понадобились специальные изыскания, чтобы установить точный год его смерти.

 

Возрождение

ХХ век стал веком возвращения Гоцци к зрителю. В России его имя сделали символом обновления театра, даже начал выходить журнал «Любовь к трем апельсинам», где и появился перевод одноименной сказки. Этот текст 27-летний Сергей Прокофьев положил в основу либретто своей первой оперы.

Второе рождение Гоцци обеспечили в России Всеволод Мейерхольд и Евгений Вахтангов: доныне «Принцесса Турандот» является визитной карточкой Театра имени Вахтангова. Пьеса была впервые показана публике еще в 1922 году, а в 1963 году постановку восстановил Рубен Симонов.

В том же Театре имени Вахтангова в январе 2003 года состоялась премьера «Короля-Оленя» в постановке Григория Дитятковского. А Сергей Образцов не менее талантливо ставил эту же пьесу Карло Гоцци в своем театре кукол.

Особым успехом пользовался и советский фильм «Король-Олень», который был снят в 1969 году режиссером Павлом Арсеновым и запомнился зрителям поистине звездным составом: роли в нем исполнили такие актеры, как Юрий Яковлев, Валентина Малявина, Сергей Юрский, Олег Табаков, Олег Ефремов.

Пьесы Карло Гоцци не сходят со сцен всех мировых театров, а режиссеры переосмысливают, дополняют и осовременивают его творения. Как и задумано в сказках для сцены…

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.