Фотографии Давида Трахтенберга
Вячеслав Катамидзе
Битва за Ленинград, продолжавшаяся 872 дня, вошла в историю как одна из самых героических страниц Великой Отечественной войны. Мир узнал о подвиге ленинградцев и сохранил память об этих трагических днях во многом благодаря фотожурналистам, оставшимся в блокадном городе.
Они работали в тяжелейших условиях: помимо того, что вокруг ежедневно, ежечасно происходили драматические события, запечатлевать которые на фотопленке было мучительно, существовала жесткая цензура, запрещающая показывать истинное положение дел в городе. Вот что писал Владимир Никитин, российский историк фотографии, автор серии фотоальбомов «Петербург – Петроград – Ленинград – Петербург. XX век в фотографиях»:
«Фотографировать в блокадном Ленинграде было трудно еще и потому, что, во-первых, не так просто было постоянно смотреть в лицо огромному человеческому горю, а во-вторых, каждую минуту фотографирующий рисковал тем, что бдительные горожане отведут его в милицию, как шпиона, фотографирующего негативные стороны жизни осажденного города… С одной стороны, мучили сомнения – можно и нужно ли снимать эту кошмарную действительность, а с другой – перед журналистами стояла четко сформулированная задача – показывать в своих снимках, как жители города борются с трудностями под лозунгом “Все для фронта, все для победы!”. Цензура официальная и цензура внутренняя, жившая в каждом из фотожурналистов, резко сужали перечень сюжетов, на которые должен был обращать внимание человек с фотоаппаратом».
Заметим: снимать в блокадном Ленинграде было позволено только профессиональным фотожурналистам. Задачи им не формулировали: они сами сознавали, что главной их целью было показывать героизм и стойкость и защитников города, и его жителей. Часть отснятого материала публиковалась в газетах, в том числе в «Ленинградской правде», но многие фотоснимки попадали в «Окна ТАСС», мимо которых ходили многие ленинградцы – те, конечно, которые еще были в состоянии ходить в условиях страшного голода. Довольно часто на выставленных фотографиях они видели родных или знакомых и радовались тому, что те еще живы…
Трудно представить масштаб трагедии, выпавшей на долю каждого ленинградца. Их страдания разделяли профессиональные
журналисты, жившие рядом с измученными голодом, холодом и
бомбежками жителями великого города. Фотожурналисты делали почти невозможное: они умудрялись показывать не только великую трагедию, но и фантастическую стойкость горожан, их волю к сопротивлению этой захлестнувшей их трагедии, их веру в победу над злом, которое эту трагедию им принесла.
Среди таких фотожурналистов был человек, ставший впоследствии одним из наиболее известных фотохудожников страны: Давид Михайлович Трахтенберг. Я имел счастье познакомиться с ним в Ленинграде в начале 1970-х годов, и он даже подарил мне несколько своих фотографий. Это был умный, тонкий человек, с той грустинкой в глазах, которая всегда отличает людей, много переживших. Он и тогда продолжал неустанно работать, несмотря на то что его мучили разные болезни, связанные, очевидно, с блокадными годами. Его работоспособность поражала и друзей, и коллег.
Давид Михайлович Трахтенберг родился в 1906 году в Воронеже в еврейской семье. Получил художественное образование, стал неплохим рисовальщиком. Но его уже в юности увлекала фотография. Его отец какое-то время подвизался на поприще фотографии и свою любовь к ней передал сыну.
Давид Михайлович рассказывал, что уже в одиннадцать лет устроился мальчиком на побегушках в фотоателье, где работал только по выходным, но, тем не менее, быстро научился проявлять стеклянные фотопластинки. Он проводил в фотоателье все свободное время и вскоре начал сотрудничать с небольшими газетами.
В Ленинград Трахтенберг попал уже востребованным фоторепортером и в конце 1930-х годов стал фотокорреспондентом «Ленинградской правды», проработав в ней более 25 лет.
В годы Великой Отечественной войны Трахтенберг не просто выполнял редакционные задания – он вел подробную фотолетопись блокады Ленинграда. Ему принадлежит фотосерия «Прорыв Ленинградской блокады».
После войны Давид Михайлович сотрудничал с различными издательствами Москвы и Ленинграда, производя съемки для книг и альбомов. В 1966 году издательство «Художник РСФСР» выпустило его книгу «Подвиг Ленинграда 1941–1945». В 1970 году вышла книга Трахтенберга «Невский проспект в дни войны и мира».
В Ленинграде Давида Михайловича по праву считали мэтром, наставником многих фотокорреспондентов.
Замечательный мастер скончался в 1975 году.