Большой театр в годы войны

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Искусство стало грозным оружием против врага – оно поднимало боевой дух сражающихся на фронтах и укрепляло силы тружеников тыла

Екатерина Федорова


В годы Великой Отечественной войны на долю Большого театра выпало немало испытаний. С момента объявления о нападении Германии на СССР прозвучал лозунг «Нет и не может быть мирных профессий!», подхваченный всей страной. Не остались в стороне и артисты Большого театра. Уже первые месяцы войны показали, как важны и необходимы были для бойцов Красной армии выступления артистов в короткие часы затишья.

Эвакуация

Первый год войны был особенно тяжелым для коллектива Большого театра.

Согласно решению правительства страны о срочной эвакуации ведущих театральных коллективов Москвы и Ленинграда, многие артисты вместе с семьями были эвакуированы в Куйбышев (ныне Самара). Наряду с Большим театром в Куйбышев были эвакуированы Ленинградский академический драматический театр и Союз композиторов СССР.

Оставшаяся в Москве часть театральной трупы Большого продолжала выступать в здании Филиала. 22 июня 1941 года здесь состоялась премьера оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно. Спектакли начинались в дневное время, действие часто прерывали воздушные налеты, и тогда зрители спускались в бомбоубежище. Но после отбоя тревоги представление продолжалось.

В Куйбышеве труппа Большого театра выступала на сцене Дворца культуры. Первое время давались только концерты, однако после прибытия декораций были восстановлены спектакли из основного репертуара – оперы «Травиата», «Аида» Верди, «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского, балеты «Лебединое озеро» Чайковского, «Дон Кихот» Минкуса и другие.

5 марта 1942 года оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда впервые исполнил здесь Симфонию №7 (“Ленинградскую”) Дмитрия Шостаковича. Над этой симфонией, посвященной героизму советского народа, композитор работал в блокадном Ленинграде и завершил ее в Куйбышеве, куда был эвакуирован вместе с семьей 1 октября 1941 года.

Второе исполнение Ленинградской симфонии состоялось в Москве 29 марта 1942 года. Она прозвучала также в Лондоне 22 июня 1942 года в исполнении Лондонского симфонического оркестра под управлением Генри Вуда. А 19 июля 1942 года ее исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини.

«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию», – писал Дмитрий Шостакович.

8 ноября 1942 года в Куйбышеве состоялась премьера оперы «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини. Участники спектакля были удостоены Сталинской премии, которую они передали в Фонд обороны. 30 декабря 1942 года там же состоялась премьера балета «Алые паруса» Владимира Юровского.

В Москву труппа Большого театра вернулись в июле 1943 года.

Во имя Победы

Артисты Большого театра, как и коллективы других театров, филармоний и концертных групп, внесли огромный вклад в общее дело борьбы с фашизмом. Рискуя жизнью, они выступали в непосредственной близости к передовой.  Деятельностью фронтовых бригад руководил штаб, созданный в Москве при Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ).

И в тылу артисты продолжали трудиться, поддерживая своими выступлениями в людях веру в то, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается и что впереди – неизбежная победа над агрессором. В театрах продолжали ставить спектакли и даже премьеры – несмотря на холод, голод и бомбежки. Искусство стало грозным оружием против врага – оно поднимало боевой дух сражающихся на фронтах и укрепляло силы тружеников тыла.

А в самом здании театра тем временем шел капитальный ремонт, начатый еще до войны, в апреле 1941 года, – его решено было продолжить, несмотря на тяготы военного времени.

Как и многие другие знаковые строения Москвы, Большой театр был замаскирован под обычные дома, но 28 октября 1941 года фашистский бомбардировщик сбросил на театр 500-килограммовую бомбу, нанеся зданию серьезные повреждения.

Ремонтно-восстановительные работы Большого театра, к которым были привлечены архитектор А. Великанов и скульпторы М. Рукавишников и С. Кольцов, продолжались вплоть до сентября 1943 года, когда возрожденный театр вновь открыл двери для своих зрителей, представив постановку оперы Михаила Глинки “Иван Сусанин”. Выбор произведения, конечно, не был случаен: патриотическая тема была особенно востребована в дни войны.

На сборы от спектаклей и концертов Большого театра была построена эскадрилья противотанковых самолетов «Советский артист». Также была перечислена сумма в фонд танковой колонны им. Куйбышева и 2 млн рублей направлено в Фонд обороны. 3,3 млн рублей личных сбережений работники театра отдали на постройку танков и самолетов, на подарки бойцам Красной армии и семьям фронтовиков.

Дирекцией театра вместе с добровольными взносами работников было собрано 700 тыс. рублей на материальную помощь раненым. 364 литра крови сдали доноры Большого театра для спасения жизней воинов. Театр взял шефство над госпиталем №5016, где оборудовал шесть палат для раненых.

4500 концертов и более 60 шефских спектаклей было дано труппой Большого театра в госпиталях и воинских частях в тылу. 16 бригад артистов дали 1939 концертов непосредственно на фронте и 7 фронтовых бригад – 11 400 концертов.

5 мая 1945 года артисты оперы и балета Большого театра приняли участие в грандиозном концерте на ступенях поверженного Рейхстага.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.