Знаменитый комиссар

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

31 июля 1914 года родился кавалер ордена Почетного легиона и символ послевоенной французской комедии Луи де Фюнес

БОРИС ШИБАНОВ


Он стал одним из немногих «разрешенных» в СССР западных актеров, его фильмы попали на советский экран и нашли путь к сердцу наших цензоров и простых зрителей.

Классик французской комедии Луи де Фюнес родился 31 июля 1914 года во французском городе Курбевуа, куда его родители, происходившие из аристократических родов, переехали из Испании, так как семьи были против их союза.

Несмотря на его происхождение, в начале 1960-х годов фильмы с его участием – «Не пойман – не вор», «Папа, мама, служанка и я» и «Десять заповедей» – начали появляться в СССР. Для советского зрителя образ актера навсегда сросся с голосом Владимира Кенигсона, но сначала он ассоциировался с другим актером – Евгением Весником.

Уже по названиям этих фильмов можно понять, что попали они в Советский Союз, так сказать, по «антибуржуазному лимиту» – в интеллектуальных кругах Франции в те годы как раз входило в моду левачество, которым болели, например, классики «новой волны» – Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо. Но, как оказалось, это было только началом невероятных приключений француза в России.

В 1966 году президент Франции Шарль де Голль, которому по политическим причинам было необходимо показать США недовольство их экспансивной политикой, попытался совершить легкий маневр в сторону Востока – Франция вышла из военных структур НАТО, а сам де Голль нанес официальный визит в СССР.

Его поездка стала началом новой главы в отношениях двух народов. В Москве, в рамках мероприятий, сопутствующих встречам на высоком уровне, было решено провести Неделю французского кино, главным событием которой стала демонстрация фильма Анри Юнебеля «Фантомас», где Луи де Фюнес сыграл обаятельного, вспыльчивого и слегка бестолкового комиссара Жюва.

Для советского зрителя именно он стал главным героем картины, так как больше всех остальных ее героев был похож на типажи, которые наши сограждане видели в общественном транспорте, у себя дома и в кабинетах официальных лиц. Для цензоров же важным стал крохотный эпизод, в котором можно было разглядеть матрешку среди бутылок вина на прикроватном комоде у журналиста Фандора – мягкий намек на левацкие взгляды для французской интеллигенции послужил для фильма билетом в СССР.

Увидев успех, который имел «Фантомас» среди зрителей, прокатчики пошли на любопытный ход – обменяли «Анну Каренину» в постановке Александра Зархи на всю трилогию о неуловимом преступнике и неунывающем комиссаре.

Фильмы о Фантомасе стали одним из немногих «разрешенных» западных развлечений и мгновенно породили волну подражаний – при этом, совсем не кинематографического характера. В конце шестидесятых было зафиксировано несколько случаев, когда хулиганы после нападения на киоски оставляли записки с подписью: «Фантомас».

Первая часть трилогии стала абсолютным хитом – ее посмотрели 45,5 млн зрителей, вторую – 44,7 млн. И только третья часть слегка сбавила обороты – ее увидели уже 34,3 млн человек. Актриса Милен Демонжо рассказывала о планах снять четвертый фильм серии, действие которого должно было происходить уже в Москве!

«Но проект не состоялся. Де Фюнес хотел заняться чем-то другим, а Жан Маре и слышать об этом не хотел. Ему с избытком хватило роли марионетки и в предыдущих сериях», – объясняла она отказ продюсеров от этой затеи, которая сулила немалые деньги.

Следующим фильмом великого комика, который смогли увидеть в СССР стал «Разиня» – этому способствовал успех на Московском международном кинофестивале. Он выходил в прокат дважды – в 1968 и 1984 годах. В общей сумме его посмотрели 52 млн человек.

За этим последовали «Оскар», «Большая прогулка» (которую хитрые прокатчики разбили на «две серии»), «Завороженный» и «Маленький купальщик». Несмотря на то, что последние два фильма входят в золотой запас комедий с де Фюнесом, им уже не удалось повторить подвигов своих предшественников. Показательно, что в них актер говорил непривычными на тот момент советскому зрителю голосами – Александра Белявского и Михаила Глузского.

«Жандарм женится» пошли смотреть 41,8 млн зрителей.

Последним фильмом с де Фюнесом, который показали в СССР, стала его собственная постановка пьесы Мольера «Скупой, или Школа лжи». Любовь советского зрителя картина завоевать не смогла, а вот во Франции принесла ему премию «Сезар».

Последняя работа Луи де Фюнеса официально появилась в России уже в постсоветский период – завершающая часть «франшизы» о французских стражах законопорядка «Жандарм и жандарметки» не прошла цензуру из-за содержащихся в ней «фривольных» сцен.

За пять лет до смерти обожаемого по обе стороны железного занавеса комика на телеэкраны СССР вышел любопытный оммаж, который можно считать своеобразным признанием в любви. В знаменитом мультфильме «Ограбление по…», пародирующем типичные для европейских стран киножанры, внешность де Фюнеса получил один из главных героев, дав вечную прописку в «стране возможностей» ее любимому французскому герою.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.