19 июля исполняется 186 лет со дня рождения французского художника Эдгара Дега
АННА ЗАРУБИНА
Эдгар Дега – один из самых знаменитых художников XIX века – относил себя больше к реалистам, хотя участвовал почти во всех выставках импрессионистов. В отличие от них он не любил писать пейзажи, да и, вообще говоря, работать на пленэре. Человеческое тело в движении – вот что стало визитной карточкой художника.
Эдгар Дега родился в 1834 году в Париже, в семье банкира Огюста де Га и дочери брокера на хлопковой бирже Селестины. Изначально фамилия будущего художника писалась в два слова, то есть более аристократично, но увлекшись в юности социалистическими идеями, он меняет ее, став первым и единственным членом своей семьи с фамилией Дега.
В отличие от многих других художников, Эдгар Дега не особо нуждался в деньгах и поэтому мог позволить себе подолгу сидеть над картинами и поначалу не продавать их. Про него даже ходила шутка, что художника можно было вынудить закончить работать над картиной, только отобрав ее у него.
В 1854 году, когда ему исполнилось 20 лет, он начинает брать уроки живописи у художника Луи Ламота, в то время живописца довольно знаменитого и прославленного, но сегодня, к сожалению, практически забытого. Луи Ламот, в свою очередь, учился у великого Энгра, и поэтому для Дега Энгр тоже всю жизнь был неким «заочным» учителем, к творчеству которого он неоднократно обращался. Дега даже удалось встретиться с 75-летним Энгром, который дал юному художнику знаменитый совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше по памяти или с натуры». Отчасти следуя этому совету и прислушиваясь к своим желаниям, Дега очень много внимания обращает на линии. Пожалуй, это основная причина того, что некоторые отличают его от импрессионистов, которых больше интересовали вопросы цвета и тени.
Последовав совету Энгра, Дега устроился копиистом в Лувр, где работал буквально за копейки. Благо, положение семьи позволяло ему не задумываться о пропитании, а всецело отдаваться искусству.
Когда началась франко-прусская война, Эдгар Дега и Эдуард Мане записались добровольцами и ушли на фронт. Во время стрельбищ стало ясно, что правый глаз Дега практически не видит. Отслоение сетчатки – таков был диагноз врачей. Тем не менее в армии художника оставили, переведя его в артиллерийский полк. Там он и закончил войну.
Рассуждая о своем творчестве, Дега говорил, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. Другое дело, когда он делает это по памяти – тогда через линию все выкристаллизовывается в одну общую идею. Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы. Когда женщины уходили, Дега начинал творить. Именно это стремление художника уловить мгновенное движение, а также трепещущая, светящаяся игра красок роднят Дега с импрессионистами.
В начале 70-х годов XIX века художник увлекся балетом. На своих полотнах он не хотел изображать балерин как зритель, его больше интересовали движения, одежда, наконец, что-то личное в каждой из танцовщиц. Именно тема балета, в котором Дега видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принесла ему невиданный успех.
Наблюдая за балеринами на репетициях, художник не делал зарисовок, понимая, что это будет отвлекать «натурщиц». Он запоминал. В личных документах Дега были обнаружены негативы одной-единственной балерины в различных ракурсах. Существует мнение, что именно по ним была создана одна из лучших композиций художника – «Голубые танцовщицы».
Другую серию картин Дега посвятил совсем иным женщинам – прачкам, гладильщицам, модисткам. Но одно в его работах осталось неизменно: женщины, занимаясь монотонным, тяжелым трудом, отдают часть себя, чтобы сделать жизнь других людей красивее и чище.
На многих полотнах Дега главные действующие лица – купальщицы. Многие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства своих натурщиц. На картинах Дега женщины не позируют. Они даже не подозревают, что за ними наблюдают. Принимая ванну или отдыхая, они всегда естественны и непринужденны.
С возрастом характер Дега становился все несноснее. Художник позволял себе с презрением отзываться о знакомых, легко разрывал отношения с близкими. Стоило ему заподозрить, что кто-то из его друзей не разделяет его взглядов, он сразу же выходил из себя и прекращал с этим человеком всякие отношения. В письме к Писсарро Гоген сетовал, что поведение Дега стало крайне абсурдным, что художника ждет совершенно несчастная старость. И был прав.
На склоне лет Эдгар Дега остался совсем один. Лишившись зрения, он жил под присмотром властной и сварливой экономки. «Я никогда не думал, что мне придется так страдать, – писал художник. – На этой земле я очень плохо организовал себе жизнь».