Жан-Жак Руссо: «Люди злы, но человек добр»

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

21 июня 1712 года родился величайший философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо

Борис Мандель, автор книги «Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения»


Все противоречия старой морали французского общества XVIII века систематизированы, обоснованы и выражены окончательно в творчестве философа, политика, писателя Жана-Жака Руссо. Родился он в Женеве, в семье часовщика, будущая жизнь его, казалось, будет связана с наследственной профессией, однако ему приходилось быть и простым работником, и преподавателем музыки, и собирателем растений, и секретарем богатея… Почти всю жизнь прожил Руссо бездомным скитальцем.

В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс сочинений на тему: «Содействовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов?». Руссо пишет работу под таким же названием, изложив свои на ту пору взгляды на цивилизацию и нравственное развитие общества. Он дает резко отрицательный ответ на поставленный вопрос: «Все выходит чистым из рук творца, все портится в руках человека». Естественное состояние выше и лучше цивилизованного, и, несмотря на развитие науки и искусства, люди становятся все хуже и хуже…

Правда и нравственность – вот что превыше всего! Цивилизация порождает ложь, воспитание детей становится ложным, спасение человечества – в естественном состоянии на лоне природы. Народы варварские, по Руссо, – народы идеальные, ибо ближе цивилизованных к природе. Неясности мировоззрения Руссо сглаживаются одним – он отрицает старое общество, насквозь прогнившее и противоречивое в самом своем ходе развития.

В 1753 году в ответ на следующий конкурс Дижонской академии – «Как произошло неравенство между людьми, и оправдывается ли оно естественными законами?» – Руссо пишет «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми» (1755). Здесь уже подробно разбирается вопрос об образовании общества и государства. В первой части, говоря о первобытном обществе, Руссо показывает картину приукрашенного коммунистического бытия первобытных людей, как исходного пункта исторического развития человечества. Неравенство и тирания, создавшие будущие грабительские государства должны быть уничтожены – вот общий вывод из этого трактата.

В 1762 году появляется знаменитый философско-политический трактат «Общественный договор, или Принципы государственного права», где Руссо уже прямо устанавливает идеал нового общественного строя. «Человек родится на свет свободным, а везде он в оковах», пишет он.

Руссо показал, как происходило объединение индивидов, создание государств, образцом же общества, идеалом он постановляет считать греческую демократическую республику. Согласно этой работе Руссо, должна быть установлена и государственная религия, основанная на подчинении управляющему миром верховному существу. Надо сказать, что будущие вожди французской революции рьяно защищали идеи Руссо и пытались воплотить их в жизнь.

Педагогические воззрения Руссо были изложены в книге «Эмиль, или О воспитании» (1762). Подвергая беспощадной критике паразитическую жизнь высшего общества, писатель ратует за то, чтобы воспитание ребенка шло по законам природы при развитии здоровых инстинктов и чувств. Первой книгой для детей должна стать знаменитая эпопея Дефо о Робинзоне Крузо. Огромное значение физического труда, некие намеки на политехнизм обучения – основные, несомненно, прогрессивные мысли Руссо о воспитании. Конечно, «Эмиль…» – это художественное произведение, и здесь Жан-Жак Руссо выступает как последовательный сентименталист – для него главней всего чувства и природа. И не случайна форма романа – письма героев, интимные переживания, которые открыть можно лишь очень близкому человеку.


«Первый, кто огородил клочок земли и осмелился сказать: “Эта земля принадлежит мне”, и нашел людей, которые были настолько простодушны, чтобы поверить этому, был истинным основателем гражданского общества. Сколько преступлений, сколько войн, сколько бедствий и ужасов отвратил бы от человеческого рода тот, кто, вырвав столбы или, засыпав рвы, служившие границами, воскликнул бы, обращаясь к людям: “Берегитесь слушать этого обманщика! Вы погибли, если забудете, что плод принадлежит всем, а земля – никому!”»

Жан-Жак Руссо


Крупнейшим произведением европейского сентиментализма, да еще оказавшим огромное влияние на литературу многих стран, стала книга «Юлия, или Новая Элоиза» (1757–1760). (Вторая часть названия отсылает читателя к средневековой истории любви Элоизы и Абеляра, на которую похожа судьба главных героев романа Руссо. – Прим. ред.).

Роман, доказавший своим существованием полную победу сентиментализма над литературой рококо, рассказывает о любви учителя Сен-Пре к своей ученице Юлии, дочери богатого аристократа, который против соединения возлюбленных…

Первая часть романа представляет собой страстный гимн свободной любви, но Юлия все же подчиняется воле отца, Сен-Пре изгнан… Вторая часть посвящена патриархальной жизни в семействе Юлии и ее мужа. Сен-Пре приезжает к ним в гости, Вольмар, муж Юлии, знает об их прежних отношениях, однако не боится оставлять вдвоем бывших возлюбленных. Буржуазная мораль торжествует! Законы требуют от молодых людей отречься от собственного счастья, все венчает высоконравственная жизнь на фоне великолепной швейцарской природы. Но художественной убедительности во второй части романа нет – читатели обливались слезами над первой частью книги…

Наиболее важным документом для понимания личности Руссо, его мировоззрения, является книга «Исповедь» (1782–1789). Это произведение было опубликовано полностью уже после смерти автора. «Исповедь» ни в коем случае нельзя заносить в разряд мемуарной литературы – перед нами действительно тончайшее произведение, исследующее все интимные стороны и переживания автора. Субъективизм этой книги, лиричность и музыкальность слога оказали огромное влияние на литературу романтизма XIX века.

Противоречия и утопизм Руссо, его предрассудки и предубеждения, открытия и заблуждения, радикальность и непримиримость, его огромное влияние на литературу в целом делают его уникальнейшим европейским писателем не только XVIII века. Человек, пытавшийся изменить строй, мир, порядок, положив в основу нового социальное равенство и справедливость, – таков Жан-Жак Руссо – писатель, политик, художник, композитор, гений мировой литературы.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.