«Завтрак на траве»

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

К 190-летию со дня рождения Эдуарда Мане

Оксана Копенкина, арт-аналитик, основатель сайта «Дневник живописи»


В 1863 году Эдуард Мане пережил двойное поражение. Сначала его работу «Завтрак на траве» не приняли в Парижский салон. А это была главная выставка, на которой можно было показать публике свои работы.

Но в тот год отказали многим. Поэтому император Наполеон III приказал организовать выставку для таких работ. Но даже там, среди «Отверженных», картина «Завтрак на траве» была воспринята как главное недоразумение выставки. Современному зрителю сложно понять, что же так всех раздражало в этой картине в далеком 1863 году. Попробуем разобраться.

На переднем плане картины сидит обнаженная девушка, сбросившая свое платье для купания. Рядом с ней сидят двое одетых мужчин и о чем-то разговаривают. На заднем плане другая девушка моется в нижней сорочке. Кажется, что Мане ничего особенного не придумал. Однако он нарушил очень важное правило академической живописи: обнаженными на полотнах могли быть только божества или античные герои. А тут художник изобразил своих современников, парижан. Обнаженная рыжеволосая девушка – это Викторина Меран, натурщица и муза художников. Она потом сама станет художником. Мужчины – это родной брат Эдуарда Мане и брат его жены. Купальщица – предположительно супруга Эмиля Золя, писателя и друга Мане.

Публику это возмутило, ведь персонажи картины – жители Парижа, которые порой вот так развлекаются с девушками легкого поведения. Мане словно выставил на показ грязное белье общества! Конечно, всем было неловко. И как результат – всплеск агрессивных нападок на художника.

Эмиль Золя так описывает реакцию публики: «Мне кажется, будто посреди улицы я встретил ватагу мальчишек, швыряющих камни в спину Эдуарду Мане…»

Кстати, Мане почерпнул идею изобразить одетых мужчин рядом с обнаженными женщинами в «Сельском концерте» Джорджоне. Правда у Мане женщины реальны, а у Джорджоне это музы.

Обнаженную натуру академисты писали для услады глаз. Поэтому героиня без одежды очень редко смотрела на зрителя. Ведь она изображена для того, чтобы ее разглядывали. Нечего смущать смотрящего!

Иногда девушки все же глядели в глаза зрителя с полотен, однако это почти всегда были взгляды томные и соблазняющие. В то время как героиня Мане смотрит на зрителя совсем по-другому! Уверенно и спокойно. Она не пытается соблазнять. И тем более она не похожа на обиженную судьбой девушку. С таким же взглядом ее вполне можно представить в красивом платье на светском рауте. Это раздражало публику.

Мане нетривиально построил и композицию картины. Было много вопросов к тому, как художник расположил на полотне своих персонажей.

Начнем с того, что изначально Мане назвал свою картину «Купальщица». То есть девушка на заднем плане – как бы главная героиня!Но на переднем плане есть группа людей, а по правилам академической живописи ближе всего к зрителю располагается как раз главный герой. Как минимум, он выделен цветом или размером, чтобы все остальные фигуры воспринимались второстепенными.

Эдуард Мане. «Завтрак на траве». 1863. Музей д’Орсе, Париж

Публика такого расположения главной героини Мане не поняла, поэтому художник впоследствии переименовал картину в «Завтрак на траве».

Обратите внимание, как странно расположена фигура купальщицы. Она опустила руку в воду, но создается странная иллюзия. Как будто она сейчас схватит палец мужчины, сидящего на переднем плане.

Вообще, при построении композиции художники всегда стараются избегать вот таких неловких иллюзий. И академист бы переместил купальщицу вбок, чтобы не было этой странности. Но Мане намеренно делает именно так. Зачем? Потому что он был за жизненность. Ведь в реальности такие странности возникают сплошь и рядом! Зачем непременно все делать идеально?

Нам сразу бросается в глаза и то, что купальщица на дальнем плане слишком большая. Она даже больше лодки, которая находится неподалеку от нее!

Академист сделал бы фигуру меньше, в соответствии с законом линейной перспективы. Мане же пошел намеренно на увеличение фигуры. Он ведь даже назвал картину «Купальщица», подчеркивая важную роль женщины, и было бы странно изобразить ее мелко, пусть и на заднем плане.

К тому же на Мане оказали влияние работы японских мастеров. Как раз в начале XIX века Япония возобновила торговлю с Европой. И в Париже стали появляться гравюры восточных художников. В этих работах мастера строили пространство несколько иначе. Разные сцены помещались рядом друг с другом, как в коллаже. То есть там вообще нет понятия переднего и заднего фона. И фигуры на таких работах примерно одного размера.

Художник нарушил еще одно правило перспективы. Чтобы подчеркнуть глубину пространства, академист использовал бы для переднего плана теплые оттенки краски. А для заднего – холодные. А вот Мане делает все чуть ли не наоборот! На переднем плане – большое холодное пятно голубого платья. А вот на дальнем – горят теплые охристые оттенки лодки и растительности.

Героиня Мане – обладательница очень белой кожи холодного оттенка, что в принципе соответствовало реальности: Меран была рыжеволосой, с типичной для таких людей белой и тонкой кожей. Героиня написана почти полностью одним цветом. При этом она реалистична! Нет ощущения, что девушка вырезана из бумаги и наклеена на фон. Так в чем секрет? Мане стремился к реализму. И показал то, как ведет себя прямой свет в реальности, когда освещает человека. В этом случае светотень почти не образуется на теле.

Критики также были возмущены тем, что Мане оставил все мазки видимыми. При этом они широкие, размашистые. Особенно это касается фона. Это совершенно не соответствовало представлениям людей о том, как должна выглядеть картина.

Мане игнорирует многие детали. Деревья, трава, вода и вовсе образуют скорее единое пространство, когда одно перетекает в другое. Но художник все же некоторые детали прорисовывает. Например, летящего снегиря в верхней части картины. Тем самым Мане пытался передать особенности нашего зрения: что-то в фокусе, а что-то нет. Мы не можем видеть все одновременно четко. И в этом тоже на самом деле гораздо больше реализма, чем в работах рафинированных и аккуратных академистов.

Итак, мы посмотрели на противоборство двух противников.

С одной стороны – академическая живопись. Это так называемое классическое (на тот момент) искусство, которое создается с помощью определенных техник и приемов. Они были одобрены и преподавались в художественных академиях.

С другой стороны баррикад – Эдуард Мане, который сам обучался в академии и вообще хотел признания в обществе. Но выбрал свой путь и шел на пересмотр многих техник и приемов. В результате получился «Завтрак на траве».

Так что неспроста Эдуарда Мане считают тем, с кого началось современное искусство. «Завтрак на траве» – водораздел между старым и новым искусством. Это момент, когда художник отрекся почти от всех правил академической живописи и сказал «да» возможности экспериментировать и идти своим путем.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.