«Троица» Андрея Рублева вновь в Церкви

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

4 июня 2023 года в Храм Христа Спасителя была принесена икона Святой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым

Екатерина Луговая


Выступая на заседании Священного Синода 16 мая 2023 года, патриарх Кирилл рассказал, как было принято решение о передаче святыни Церкви.

Предстоятель Русской Церкви сообщил, что обратился с письмом к главе Администрации президента Российской Федерации, где, в частности, говорилось: «Как Вам известно, в собрании Государственной Третьяковской галереи хранится икона Святой Троицы, написанная в XV веке преподобным Андреем Рублевым. До 1917 года икона принадлежала Свято-Троицкой Сергиевой лавре и располагалась в иконостасе Троицкого собора. В этом году праздник Троицы приходится на 4 июня. Принимая во внимание особую историко-культурную ценность данной иконы, полагаю правильным в этом году организовать ее принесение на праздник Святой Троицы из Третьяковской галереи в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя города Москвы с пребыванием иконы в этом храме в течение двух недель, дабы обеспечить возможность доступа к ней широкому кругу верующих. Министерство культуры Российской Федерации не имеет возражений к принесению иконы Святой Троицы в Храм Христа Спасителя на означенный период».

В ответ на это обращение, как сообщил патриарх Кирилл, «президентом Российской Федерации было принято историческое решение о возвращении иконы Святой Троицы Русской Православной Церкви». Предстоятель добавил, что «мы могли только мечтать о том, чтобы эта святыня была возвращена Церкви, чтобы народ наш мог молиться перед этой святыней, испрашивая благословение Божие и на страну, и на Церковь…»

Временем рождения Андрея Рублева большинство исследователей считают дату около 1360 года, однако эта дата условна. «Описание о российских святых» сообщает, что преподобный скончался в 1430 году «в старости велицей». Считая, что «старость великая» наступала в семьдесят лет, исследователи арифметическим расчетом получают 1360 год. Существует также мнение, что Рублев родился в 70–80-х годах XV века, поэтому он не упоминается в источниках до 1405 года. О родителях иконописца известия не сохранились. Некоторые исследователи выводят прозвище Рублев от слова «рубель» (обозначает инструмент, употреблявшийся для накатки кож) и считают, что это может свидетельствовать о происхождении Андрея Рублева из старинной ремесленной семьи.

Установить место рождения Андрея Рублева и начало его творческой биографии пока не представляется возможным. Сохранившиеся сведения связывают его имя с Москвой или с выполнением московских заказов. Время монашеского пострига святого определить трудно, вероятно, это произошло незадолго до 1405 года. Житие преподобного Сергия и более поздняя агиографическая традиция свидетельствуют, что скорее всего иноческая жизнь Андрея была связана с Андрониковым монастырем.

В «Отвещании» преподобного Иосифа Волоцкого «учителем» Рублева назван иконописец Даниил, его друг и сопостник. Возможно, преподобный Иосиф говорит здесь о духовном ученичестве. «Отвещание» сохранило черты духовного облика Андрея, который через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». В праздничные дни, когда нельзя было заниматься иконописанием, Андрей и Даниил созерцали иконы «и, на тех неуклонно зряще, Божественныя радости и светлости исполняхуся».

Иконы письма Рублева необыкновенно ценились. По свидетельству «Сказания о святых иконописцах», все они считались чудотворными. Среди знатоков и собирателей рублевских икон был преподобный Иосиф Волоцкий. Уважение, которым при жизни был окружен Андрей Рублев, «муж превосходящий всех в мудрости», «иконописец преизрядный», вскоре после смерти переросло в почитание его как преподобного. В XVI веке появились изображения Андрея Рублева в нимбе на миниатюрах.

В Житии преподобного Сергия сказано, что последней работой Андрея Рублева были фрески Спасского собора Андроникова монастыря и что преставился преподобный в этом монастыре. Житие преподобного Никона сообщает, что последней работой Рублева была роспись Троицкого собора, после которой он в скором времени скончался.

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве

В 1988 году Собор Русской Церкви причислил Андрея Рублева к лику общечтимых святых, тогда же была составлена служба преподобному. 3 апреля 2001 года Священный Синод утвердил орден Андрея Рублева (3 степени), присуждаемый иконописцам за заслуги в области церковного искусства.

Заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. Апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии И.К. Языкова считает, что икона «Троица» – одна из самых таинственных. «Когда я стала заниматься именно богословием иконы, а меня всегда интересовала не только художественная сторона, но и богословский смысл, сокрытый в образе, то «Троица» была, конечно, в центре моего внимания. Я открыла в этом образе целый богословский кладезь, увидела в нем молитву, воплощенную в красках, целый трактат о Святой Троице. Никто, может быть, глубже не сказал о тайне Божественного Триединства так, как “сказал” Андрей Рублев», – добавляет искусствовед. Она же поясняет, что «новизна иконы в первую очередь в том, что Рублев сосредоточил все свое внимание именно на трех Ангелах. До него изображали в основном «гостеприимство Авраама» – сюжет 18-й главы «Книги Бытия», когда к Аврааму в дом пришли три Ангела. «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли…» («Книга Бытия». 18:2). Исходя из повествования этой главы, становится ясно, что Аврааму явился сам Бог.

Хотя нет единства ни среди святых отцов, ни среди иконописцев в толковании этого сюжета, кто-то утверждал, что перед Авраамом тогда явилась Святая Троица. И иконописцы изображали трех Ангелов в одинаковых одеждах, указывая на их единство и равенство друг другу. Другие богословы говорили о явлении Бога в сопровождении двух Ангелов. Тогда одного из них изображали в одеждах Христа.

Андрей Рублев, устраняя бытовые детали сюжета – Сарру и Авраама, слугу, который закалывает тельца, то есть все, что писали иконописцы до него, – вводит нас в непосредственное созерцание тайны самой Троицы. Вообще, эта икона интересна тем, что она многопланова, ее можно прочитать по-разному несколько раз: и как явление Христа, потому что средний Ангел изображен в одеждах Спасителя. Ее можно прочитать и как образ Троицы – все три Ангела написаны практически с одинаковыми ликами. Но перед нами не иллюстрация Бога. На этой иконе, как в богословском трактате, раскрывается то, что святые отцы называли «Троица во Единице» – один Бог в трех Лицах, или Ипостасях. В образе также отражен и литургический аспект. Силуэты двух Ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу. И на престоле посередине стоит чаша – символ Евхаристии, Жертвы Христа».

По мнению известного богослова протоиерея Павла Великанова, «перед иконой Святой Троицы Андрея Рублева можно стоять часами. Разве эта икона, с неземной гармонией цветов и линий, глубоким внутренним покоем ангельских ликов, не шедевр изобразительного искусства?.. Но почему именно этому изображению было суждено стать выразителем православного учения? Очевидно, здесь дело не только в непревзойденном мастерстве кисти художника. Разве мало в мире шедевров? Иконописец удивительным образом смог прикоснуться к глубокой тайне – тайне Бога».

Священник также обращает внимание на то, что икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым, не есть только шедевр изобразительного искусства. Иконописец, по мнению отца Павла, мог отразить в ней глубочайшую христианскую истину: Бог не только есть Вечная Любовь Трех Лиц. Эта любовь обращена к человеку, она зовет внутрь Предвечного Совета! Именно это выражено в композиции иконы, при которой смотрящий ощущает себя как бы внутри круга обращенных к нему Божественных Лиц. Ведь Бог, в которого верят христиане, не есть Главный Надзиратель или тем более Великий Мститель. «Он есть Любовь, которая смотрит в глаза – и ждет вашего ответа».

История возвращения Церкви иконы не является простой: со стороны музейного сообщества звучат опасения относительно ее сохранности. Нет никаких сомнений, что Церковь не менее заинтересована в том, чтобы великая святыня была в безопасности. Но логика, которая еще во времена богоборчества предполагала, что произведения христианского искусства нужно охранять от верующих, должна быть оставлена в прошлом раз и навсегда.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.