ОБРАЗЫ ЛЕТНЕЙ СВЯТОСТИ

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

В конце июля празднуется память святой Ольги, а в конце августа Церковь вспоминает святую Монику

Августин Соколовски, доктор богословия, священник


Святые Ольга и Моника, память которых украшает церковный календарь летнего времени, являются удивительным по своей назидательности примером женской и материнской праведности.

РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ОЛЬГА

24 июля Церковь празднует память святой равноапостольной княгини Ольги, одной из наиболее почитаемых русских святых. Ольга – первая из русских правителей, принявшая святое крещение. Празднуя память святой Ольги, Церковь благодарит Бога за ее личное обращение, а также за то благотворное влияние, которое она оказала на своего внука, Крестителя Руси, равноапостольного Князя Владимира (956–1015).

Церковь именует Ольгу «равноапостольной». История происхождения такого термина по отношению к святым одновременно символична и курьезна. Дело в том, что император Константин Великий I (+337) перед смертью принял крещение и завещал похоронить себя в храме Святых Апостолов в Константинополе, который сам построил.

Важно понимать, что подписание Миланского Эдикта в 313 году, проведение в 325-м в Никее Вселенского Собора, объединившего епископат христианской Церкви для решения доктринальных вопросов, а затем и принятие крещения императором, стали этапами события поистине революционной важности. Перед восшествием Константина на престол христиан в империи было меньшинство. В конце его правления христианство фактически сделалось официальным исповеданием веры. Более того, сам термин «православие» стал обозначать принятую в Римской империи интерпретацию христианского учения.

Император был погребен в церкви Святых Апостолов. Символическим образом он упокоился рядом с ними, стал «одним из них». Это и положило начало именованию самого Константина равноапостольным.

Однако, помимо этого решения, заслуги его перед Церковью и христианством в целом были весьма велики. Поэтому со временем название Константина равноапостольным стало выражением благодарности Церкви как Народа Божия и институции за его труды. Таким образом, происхождение термина «равноапостольный» первоначально было «политическим». Со временем так стали именовать великих миссионеров – к политическому смыслу термина добавилось значение теологическое.

Итак, по аналогии с Константином Церковь именует «равноапостольными» тех правителей, которые для своих стран стали просветителями и крестителями. Кроме того, впоследствии равноапостольными стали именоваться святые миссионеры. Это были те проповедники, благовестники, распространители веры Христовой, которые почитаются народом Божьим в лике святых.

При этом имя «равноапостольный» по отношению к тому или иному святому необязательно является синонимом успеха их дела. Так, в случае Кирилла (827–869) и Мефодия (815–885), которых Церковь также именует равноапостольными, историческая миссия по славянскому просвещению Моравии еще при их жизни сошла на нет. Миссия православного просветителя Японии, близкого нам по времени Николая Касаткина (1836–1912), по статистическим данным, была менее успешна, чем соответствующая миссия протестантов и католиков за те же годы. Важно понимать, что статистикой не измерить апостольство.

Но вернемся к святой Ольге. Согласно житию, она родилась около 890 года близ Пскова. Уже в 903 году она стала супругой Игоря (878–945), которому, согласно летописям, в 912 году было суждено взойти на великокняжеский престол. Столь ранний брак по тем временам с точки зрения права не был редким явлением. По средневековым церковным правилам, заключение брака допускалось весьма рано. Судя по всему, супружество Игоря и Ольги было стабильным и удачным, однако в 945 году князь был убит. Ольга стала фактическим правителем Руси из-за малолетства своего сына Святослава (942–972).

При этом ни Игорь, ни Ольга не были христианами. Хотя точных сведений об этом не сохранилось, в силу своего происхождения они, скорее всего, разделяли языческие представления варягов и славян. Ольга, возможно, была славянкой, ее супруг – из племени варягов. Вместе с тем само ее имя, происходящее от германского слова «святой» или «священный», говорит в пользу ее скандинавского происхождения. По-видимому, на «языке оригинала» оно звучало как Хельга.

Важнейшим деянием Ольги на княжеском престоле было крещение в 955 году. По свидетельству летописцев, Ольгу крестил Патриарх в Константинополе, а восприемником, то есть крестным отцом, был сам император. Позднейшие просвещенные историки подвергли эту версию сомнению, видя в ней своего рода наивное честолюбие народа-подростка, каковым была тогда Русь. Возможно, что Ольга крестилась в гораздо более скромных обстоятельствах, приватным образом у себя на родине.
Но думается, что летописи не лгут. Ведь то имя, которое Ольга получила в крещении (а Ольгу назвали Еленой), вне всякого сомнения было именем-проектом. У Ольги был сын Святослав. Святослав, которому, если продолжить эту логику именования, по аналогии с равноапостольными Константином и Еленой, надлежало стать Константином.

Та первая, древняя, римская Святая Елена была матерью императора. В 330 году именно он, Константин, основал на берегах Босфора Новый Рим – город, который вскоре назовут его именем. Константин соорудил и храм Святой Софии. В нем, разрушенном и тотчас построенном заново в VI веке Великим Юстинианом, и была крещена Ольга. Согласно летописи, княгиню крестил Патриарх Феофилакт (933–956), восприемником выступил император Константин VII Багрянородный (945–959). Жить ему после этого события оставалось всего четыре года. Примерно столько же Ольге оставалось править. В 961 Святослав вступил на престол и правил до своей трагической гибели в 972 году.

Владимир Святославич на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

В 1453 году Константинополь, ставший к тому времени городом-государством, пал под ударами османов. Храм Святой Софии, название которого, исходя из семантики древней терминологии, следует понимать как «Храм Христа Спасителя», стал военным трофеем Султана Мехмета (1432–1481). Завоеватель въехал в Собор на коне и вскоре превратил храм в мечеть.

По удивительному совпадению, служба, то есть богослужебное последование в честь святой, было написано сербским и русским богословом и автором литургических текстов и житий святых Пахомием Логофетом (+1484) в 1453 году. Именно в этом году 30 мая произошло падение Константинополя.
В 1935 году храм Святой Софии стал музеем, а в 2020-м – снова мечетью… Причем повторная трансформация произошла 24 июля – ровно в тот день, когда наша Церковь празднует память равноапостольной Ольги. Жития святых, подобно литературе постмодерна, часто богаты совпадениями. Подобные совпадения хранят предостережение!

Византийский проект «Ольга – Елена – Константин» не удался. По свидетельству тех же летописцев, сын ее Святослав отказался воспринять христианство. При этом в отличие от многих властителей того времени, желавших, подобно столь многим сегодня, обратить реки времени вспять, он вовсе не ненавидел христианство. Согласно летописи, оно казалось ему неподходящим для полководца. С 961 года он стал правителем Руси. Так что покрестить свою страну Ольга не сумела, а может, попросту не успела.

Но История продолжила свой ход. Ответ свыше на константинопольский проект «Крещения Руси» не заставил себя долго ждать. Уже в 970 году, то есть спустя всего пять лет после крещения Ольги, Святослав едва сам не взял Константинополь. Армия князя стояла под его стенами. Патриарх в Святой Софии просил Бога об избавлении верующих.

Но Ольга умела ждать. Ей удивительным образом хватило мудрости не крестить Русь, воспользовавшись малолетством сына. Она не строила планов. Не строила великих церквей. Христом Спасителем Ольге была дарована Благодать Ожидания. Способность ждать и скорбеть – удивительная, роднящая человека и Бога в Писании способность.

Так получилось, что эта, пожалуй, самая неудачливая (в плане успешности личной миссии или проповеди) равноапостольная святая в истории, по сути, создала то, что едва ли удавалось кому-либо другому. Ольга не создала великую поместную Церковь и не построила множество храмов, но самим своим ожиданием она возвела лестницу в небо. Это была та самая лестница, по которой вскоре, в 988 году, взошел Креститель Руси Владимир, которого современники назовут Красным Солнышком.

Спустя восемь лет после Крещения Руси, в 996 году, князь Владимир перенес мощи святой Ольги в построенную некогда ею Десятинную церковь. Древняя Церковь, а таковой в значительной степени была Русская Церковь в первый период своей истории, не знала формальных регулярных канонизаций святых. Поэтому в соответствии с другой древней традицией Церкви, именовавшей дни кончины мучеников и праведников «днями рождения», день памяти почитаемого святого полагался на день его отшествия к Богу. Таким образом, празднование в честь Ольги было установлено в день ее кончины 11 июля по Юлианскому календарю. Напомним, что по современному светскому календарю этому дню соответствует 24 июля. Ольга отошла ко Господу в 969 году.

Филипп де Шампейн. «Святой Августин». Между 1645 и 1650

Нередко святую Ольгу ошибочно воспринимают как успешного государственного деятеля. Она представляется как своего рода предварительный креститель Руси, до князя Владимира и крещения в 988 году, окончательного, торжественного и решительного. Но константинопольский проект Ольги не удался. Об этом важно не забывать.

Однако, если то что летописцы повествуют о Владимире до его крещения, соответствует исторической действительности, то Ольга, несомненно, должна была скорбеть о том, что сын ее отказался разделить ее убеждения. Внук ее рос язычником и развивался в обратном христианству направлении, привычка ко греху, согласно летописям, в нем делалась закоренелой. Так в этой своей скорби Ольга уподобилась многим скорбящим святым матерям, среди которых и мать святого Августина Моника.

СВЯТАЯ МОНИКА

28 августа Церковь празднует память святого Августина. Русская философская традиция именует его блаженным Августином. По причине того что в нашей современной православной терминологии «блаженными» принято называть святых, добровольно или в силу особенностей характера отказавшихся от реализации своих интеллектуальных способностей, употребление этого термина по отношению к Августину следует избегать. Августин был одним из величайших Отцов Церкви, философом и богословом.

В конце августа 430 года он отошел ко Господу в осажденном вандальскими племенами городе Иппоне (ныне это алжирский город Аннаба). В этом городе Августин был епископом христианской Церкви на протяжении более чем тридцати лет.

По традиции накануне дня памяти Августина, 27 августа, Церковь вспоминает его мать – святую Монику (331–387).

Подобно Эмилии Кесарийской (+375), Нонне Назианзской (+374) и Анфусе Антиохийской (324–?) – матерям Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, – Моника была одной из тех великих жен, которые воспитали великих учителей вселенского христианства. Без них история Церкви и мира была бы иной. Святые матери Отцов Церкви подлинно достойны почитания.

Мать величайшего из западных Отцов Церкви родилась в Тагасте, современном алжирском Сук-Ахрасе, в 331 году. В возрасте 22 лет она родила Августина, в 371 году она овдовела.

Муж Моники Патрикий, или в современной транскрипции – Патрик, перед смертью принял крещение. Такая традиция, по сути превращавшая сакраментальное водное крещение во оставление грехов в омовение перед смертью, была в древности повсеместной. Парадоксальным образом именно будущее учение позднего Августина способствовало отмене этой практики.

Смерть отца не изменила отношения будущего Отца Церкви ко христианству. Он пребывал в религиозных заблуждениях, подобно Апостолу Павлу до его обращения, в интеллектуальном плане преследовал Церковь (1 Кор.15,9), отрицая осмысленность христианства и насмехаясь над библейскими ветхозаветными основами веры во Иисуса Христа. Святая Моника молилась за сына, молитва ее тогда была основана на убеждении христиан Карфагенской Церкви в том, что Бог силой благодати может изменить волю человека, надломить ее преобразованием в Жажду Добра (ср.Лк.14,23). Вера, молитва и терпение святой Моники принесли свои плоды.

В 387 году, в ночь на Пасху 24 апреля, Августин крестился в Милане от святого Амвросия. Спустя несколько месяцев, 13 ноября Моника отошла ко Господу в римской Остии.

Помимо своего первенца Августина, Моника родила сына Навигия и дочь Перпетую (+423). Последняя также прославлена во святых.

Обращение Августина в христианство стало результатом личного поиска и сложнейшей духовной эволюции. Однако сам он верил и утверждал, что христианином он стал предопределением Бога по молитвам матери. В своих поздних произведениях Августин настаивал на том, что знание об этом он получил свыше по божественному откровению в момент епископского рукоположения.

Помимо дня памяти Моники 27 августа, Православная Церковь празднует память святой 17 мая, а также 14 (27) июня, накануне другого дня памяти Августина в некоторых православных Церквях. Напомним, что 28 июня наша Церковь чтит память Отца Церкви соборно, то есть совместно с другим великим представителем древней западной православной традиции, переводчиком Библии на латынь Иеронимом (347–420).

Интересно, что майское празднование в честь матери блаженного Августина связано с перенесением части мощей святой из Рима в августинское аббатство Арруэз на севере Франции в 1162 году.

Основанный в 1090 монастырь во имя святителя Николая нуждался в особом небесном заступничестве Августина, монашеским уставом которого руководствовался. Очевидно, что почитание самого Отца Церкви в те времена было весьма велико. Августин именовался «Матрицей всех заключений» и «Отцом Отцов». Мощи его покоились в северном италийском городе Павии. Поэтому принесение какой-либо древней реликвии, связанной непосредственно с ним самим, не представлялось возможным.

Напротив, почитание матери Августина Моники начало распространяться в Церкви лишь семь веков спустя после ее праведной кончины. На рубеже первого и второго тысячелетий христианской эры оно весьма возросло и продолжало несказанно распространяться вплоть до нашего времени. Получается, что перенесение мощей во Францию и начало расцвета ее почитания именно в ту эпоху взаимно переплетаются.

Как и многие святыни, церкви и монастыри, некогда весьма славная Обитель святого Августина прекратила свое существование во времена Французской революции 1789 года. Но перенесение мощей святой, связанное с обстоятельствами расцвета обители, таинственным предопределением Бога, стало одной из дат празднования памяти Моники в Православии.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.