«Радость моя, Христос воскресе!»

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Серафим Саровский: «Все, происходящее от Бога, – мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению»

Екатерина Григорьева


Этим летом Русская Православная Церковь чтит память преподобного Серафима Саровского, одного из наиболее почитаемых святых христианского мира.

Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин) родился 19 июля (1 августа) 1754 года (по другим данным в 1759 г.) в богатой семье курского купца Исидора Мошнина и его жены Агафьи.

Прохор рано потерял отца и рос тихим, не похожим на своих сверстников мальчиком. Он чудом избежал смерти, упав в семилетнем возрасте с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора, а в 10 лет исцелился от тяжелой болезни, когда во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы и мать вынесла его на руках для поклонения иконе.

После чудесного исцеления Прохор с усердием начал изучать грамоту и, обладая превосходной памятью, вскоре уже читал Священное Писание и книги религиозного содержания и все более и более укреплялся в своем решении стать монахом. Совершив в 1776 году паломничество в Киево-Печерскую лавру и получив благословение старицы Досифеи, он направился в Саровскую обитель Тамбовской губернии. «Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божьей там окончишь ты и свое земное странствование. Святой Дух, Сокровище всех благих, управит жизнь твою во святыне», – предрекла старица.

В 1778 году юноша принял в Саровской обители послушание и постриг, став послушником у старца Иосифа. В 1786 году Прохор принял монашество, получив новое имя Серафим. Вскоре он был посвящен в иеродиаконы, а 2 сентября 1793 года рукоположен в иеромонахи епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом.

Серафим Саровский с житием. Икона начала XX века

По прошествии некоторого времени Серафим, получив благословение настоятеля монастыря, оставил обитель и стал вести отшельническую жизнь в лесу в пяти верстах от монастыря.  Большую часть времени он проводил в молитвах, чтении богослужебных книг и размышлениях о Боге. Он соблюдал строгий пост и усердно трудился – собирал хворост, занимался огородом, разводил пчел.

Спустя 13 лет преподобный Серафим вернулся в монастырь, но продолжал жить в уединении в своей монашеской келье.

Он оставил затворничество лишь после того, как ему было видение: Богородица велела Серафиму вернуться к людям, чтобы помогать им духовно и исцелять больных.

 «Радость моя, Христос воскресе!» – такими словами встречал преподобный Серафим всех, кто приходил к нему за советом, помощью и духовными наставлениями. Он говорил: «Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света. Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, – таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек сам печется о своих делах и обращается с молитвою к Богу лишь тогда, когда уже постигают его неизбежные беды, и в собственных силах не видит он средств к отвращению их и начинает надеяться на помощь Божию, – такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единаго Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет. Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость».

И еще говорил он: «Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.
Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений. От всегдашнего хранения сердца рождается в нем чистота, в которой зрится Господь по уверению Истины вечныя: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8).

Откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг, душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него и, отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам.
Как огонь очищает золото, так печаль по Бозе очищает греховное сердце.
Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце прикладывается как бы камень».

Скончался преподобный Серафим Саровский 2 января 1833 года в своей келье во время коленопреклоненной молитвы.

120 лет назад, с 17 по 20 июля 1903 года, по инициативе Николая II состоялись торжества по случаю прославления саровского сподвижника и обретения его мощей. Они хранятся в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, куда и сегодня идут паломники за защитой и исцелением.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.