ТАЙНА ПАСХАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Празднование Пасхи совершается в первый воскресный день, следующий за первым полнолунием после весеннего равноденствия

 Августин Соколовски, доктор богословия, священник


Наступление весны в этом году знаменует собой начало благословенного Великопостного Времени. В этом году Великий Пост в Православной Церкви начинается 27 февраля и, согласно древнему уставу, продолжается ровно 48 дней, или 7 недель, вплоть до наступления праздника Пасхи.

Напомним, что Великий Пост состоит из двух частей. Это Святая Четыредесятница (сорок дней покаяния и молитвы) и Страстная Седмица – воспоминание Страданий Господа Иисуса Христа.

Согласно постановлениям I Вселенского Собора в Никее в 325 году празднование Пасхи совершается в первый воскресный день, следующий за первым полнолунием после весеннего равноденствия. При этом важно помнить, что по традиции православной Церкви христианская Пасха празднуется после иудейской пасхи.

Кроме того, и это очень важно, Юлианский календарь, которому в расчете пасхального времени следуют все Православные Церкви, опаздывает по отношению к современному Григорианскому на 13 дней. Поэтому первая возможная дата празднования Пасхи – это не 22 марта, как в католической пасхалии, а 4 апреля. Иными словами, если среди четырнадцати общепризнанных православных церквей некоторые следуют современному Григорианскому календарю, а другие – древнему Юлианскому, то в расчете пасхалии все, кроме автономной Финской Церкви, следуют Юлианскому календарю!

В этом году Пасха в Православной Церкви празднуется 16 апреля. Православное празднование Пасхи почти всегда приходится на поздние весенние дни. «Днесь весна благоухает», – поется в одном из литургических песнопений этих дней.

Среди православных верующих пасхальное приветствие «Христос Воскресе» заменяет собой любое приветствие. Церковь же, как Общество верующих, сердцем и устами провозглашает эти слова, каждое из которых обладает особенным весом и великой гравитацией. Ибо несет в себе первоначальный опыт подлинной метафизической весны мироздания – События Воскресения Христова.

«Христос Воскресе» – это не просто сообщение о том, что Иисус жив, это один из первоначальных Символов Веры. В этом первохристианском возгласе исповедуется вера в то, что Господь Иисус – Мессия, Христос, Помазанный Богом Спаситель Мира, в котором, и только в Нем, подается избавление. «Бог воскресил Его из мертвых, и Он есть камень, сделавшийся главой угла, и нет ни в ком ином спасения», – говорится в книге «Деяний Апостолов» (Деян. 4;10–12).

«Христос Воскресе» – исповедание веры в то, что Господь Иисус воскрес. Он восстал из мертвых, и смерть более не имеет над Ним власти, «Им более не обладает», как об этом говорит Писание. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Деян. 6,9). Также всякий верующий, приобщенный этому свидетельству жизни и смерти Христовой, изъят из-под власти смерти силой Христа и Бога.

«Христос Воскресе» – это исповедание Господства Христова и Его Победы над смертью заменяет в пасхальные дни любое приветствие и даже многие молитвы. Оно и повторяется вновь и вновь. Так происходит потому, что свойство православной христианской веры таково, что только переданная, то есть сообщенная другим, верующим и неверующим, она оживает в сердце самого человека, который исповедует эту веру и становится настоящим его достоянием.

Ведь вера – не собственность и не приобретение человека, но Божий Дар. Неподотчетный, суверенный, безначальный Дар Бога и Отца во Христе Иисусе. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Эф. 2,8). Вера – это синоним благодати, ибо благодать есть дар дарованный даром. «Всю свою жизнь я пытался примирить благодать и свободу, но победила благодать», – как об этом писал святой Августин (354–430) в последние годы своей жизни.

Произнесение слов «Христос Воскресе» приобщает того, кто их произносит, каждого человека по отдельности или же всю Церковь, как Тело Христово, опыту святости святых. «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих», – написано в книге Откровения (Апок. 7,9). Представляя себе это великое множество святых, служащих Богу и помогающих людям день и ночь, Церковь ожидает исполнения времен.

Провозглашая Символ Веры пасхальных дней – «Христос Воскресе» – Церковь вспоминает событие Воскресения. Она радостно сообщает, то есть благовествует его другим, и как подлинную нечаянную радость от Бога получает от Него способность жить Воскресением Христовым, устремляясь в будущее. Ибо благодать есть коммуникация.

Вера в Воскресение Господа Иисуса из мертвых – ключевой, фундаментальный, основополагающий догмат христианства. Вера в Воскресение Христово складывается из последовательных спасительных истин. Одной из таких истин является убежденность Древней Церкви в том, что Господь Иисус сошел во ад.

 Древние Символы Веры, среди которых Символ Святых Апостолов, исповедуют веру «во Иисуса Христа, Сына Божия и нашего Господа, Который страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен, и сошел во ад». Сошествие во ад Господа Иисуса – обязательная составляющая новозаветного понимания Воскресения. Чтобы понять суть сошествия, нужно понимать мировосприятие Древней Церкви, разбираться в святоотеческом богословии, понимать догматику, быть верным букве и духу Священного Писания.

По подобию тайны Пресвятой Троицы библейская вера всегда строилась из трех составляющих: Веровать Богу, веровать в Бога, устремляться вслед за Богом, то есть идти вместе с Ним.

В Соборном Послании Петра говорится: «Христос, чтобы привести нас к Богу, пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Он находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3:18–19).

«Духом находящимся в темнице духам проповедовал», – эта фраза чрезвычайно важна. В способности Господа Иисуса после Своей телесной смерти проповедовать духам духом заключается необходимое следствие подлинности человечества Христова и одновременно знамение начинающейся победы над смертью, разрушением и адом.

Ад – это предельная степень дегуманизации человека. Ад не предполагает общения. Христос же, будучи как бы повержен и упразднен смертью в своем человечестве и своем мессианстве, согласно Апостолу Петру, не только приобщился этой дегуманизации, но и преодолел ее. Ибо проповедовал находящимся в аду, благовествовал погруженным в молчание духам умерших людей.

Получается, что смертный покой Господа в Великую Субботу был не упразднением всякой жизни, но временем Его домостроительного действия. «Смерть Твою, Господи, возвещаем и воскресение Твое исповедуем», – провозглашают древние евхаристические молитвы Церкви после преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Так символический и реалистический языки литургии согласно говорят о том, что в сошествии во ад Господа Иисуса произошло соприкосновение свершившейся смерти Господа и начала Его восстания из мертвых.

С убеждением в спасительном значении Сошествия Христа во ад неразрывно связана вера в Воскресение Господа в Третий День. О нем свидетельствует Евангелие, о Воскресении в Третий День говорят Древние Символы.

Третий день, согласно Библии, это день, когда всякая человеческая надежда мертва. Это день, когда вопреки всякому ожиданию начинает действовать Сам Господь. В этом смысле время – это не просто хронология, но библейское расстояние между человеком и Богом. Время дано человеку, чтобы научиться прощаться. И время дано человеку, чтобы вернуться к Богу. Путь возвращения к Богу – это дистанция длиной в жизнь.

Такому теологическому пониманию времени соответствует антропологическое. В Евангелии от Иоанна Марфа, сестра умершего Лазаря, так говорит о своем брате: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин.11,39). В соответствии с символическим отсчетом времени во времена Господа Иисуса в библейском народе существовало основанное на опыте убеждение, что умерший, если первый и второй день после смерти уже пройдены, окончательно и бесповоротно мертв. Третий день, выражаясь языком Варлама Шаламова (1907–1982), это место дегуманизации.

Важно помнить, что в библейском понимании смерть – это одновременно категория знания и категория опыта. Только умерший человек мог считаться прожившим человеческую жизнь полностью, подлинно, окончательно и бесповоротно, самой своей смертью доказать, что он жил. «Для смерти нужны живые», – как писал Андрей Платонов (1899–1951). Согласно Преданию Церкви, даже величайшие древние пророки Енох и Илия, которые, по слову Библии, не видели смерти, то есть живыми были взяты на небо, должны будут вернуться на землю, чтобы претерпеть смерть, быть убитыми, сделаться мертвыми (Апок. 11,12).

Если бы жизнь Господа Иисуса закончилась на Кресте, то это было бы величайшей победой сил зла в Истории. Оклеветанный, распятый и убитый Мессия был бы величайшим поражением Бога и Его Завета с Народом. Поэтому Бог и Отец приготовил Свой собственный и, что очень важно, неожиданный, парадоксальный, неподотчетный и одновременно суверенный ответ. Имя этому ответу – Воскресение. Третий день… Очень важно, что смертный покой Господа Иисуса был недолгим.

Явления Господа Иисуса по Воскресении были свидетельством наступившего Величия Мессии, раскрытием того божественного ответа, каковым было воздвижение Его из мертвых. Небесный Отец облек Своего Мессию зримой божественной славой.

Апостолы пишут Символ веры, получая вдохновение от Святого Духа. Миниатюра из рукописи XIII века

Время от Пасхи до Пятидесятницы – это пасхальный период церковного года. Важным празднованием этого пасхального времени является Преполовение Пятидесятницы. Сам день преполовения означает прохождение ровно половины того срока, который отделяет Пасху от Сошествия Духа Святого на Апостолов. Подобно главнейшим, двунадесятым праздникам в Честь Господа, Преполовение, во образ благословенной вечности Града Божия, празднуется Церковью восемь дней. В этом году Праздник Преполовения приходится на 10 мая.

Важно понимать, что оба события – День Пасхи и Пятидесятница, а также время между ними представляют собой подлинное раскрытие Пасхальной Тайны Воскресения Христова.

Для понимания сути празднования Преполовения Пятидесятницы важно обратиться к тайне Пасхального Догмата. Воскресший Господь Иисус в течение необходимого количества дней являлся Апостолам. Воскресший Господь Иисус говорил ученикам о тайнах Царства Божия.

Именно в свете этих явлений Спасителя Апостолами были написаны новозаветные тексты, вошедшие в канон Священных Книг Писания под именем Евангелий и Апостольских Деяний. Эти новозаветные тексты – пример и образец, нормирующая норма всего провозвестия и учения Церкви на все времена. Они пасхальное прочтение всего того, «что делал и чему учил Господь Иисус от начала» (Деян. 1,1).

На Преполовение Пятидесятницы за богослужением читается отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором Господь Иисус перед лицом обвиняющих Его в Иерусалимском Храме возвещает Свое Мессианство. «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил», – звучат начальные слова этого евангельского чтения (Ин.7;14-30).

Это чтение позволяет нам вплотную приблизиться к пониманию того, каким образом Апостольская Община в свете Воскресения воспоминала сказанное Господом Иисусом, как уже имевшее место мессианское явление Духа. Пасха Воскресения даровала по-новому и в полноте понять прежде сказанное Им в земной жизни. В День Преполовения Церковь как Общество верующих приобщается тайне соединения пасхальной перспективы с событиями Земной Жизни Господа.

Наконец, Преполовение Пятидесятницы – это и напоминание о том, как каждый день приближает Церковь и Вселенную к Эсхатологической Встрече с Господом. Второе Пришествие – Вера Церкви, часть Пасхального Догмата. Праздник Преполовения Пятидесятницы символизирует половину жизненного пути каждого человека и всей человеческой истории, которая уже пройдена.

Воскресение – не возвращение, а потому телесность Господа Иисуса обрела все те совершенства, каковыми обладает божественная природа. Господь Иисус мог являться суверенно, когда Сам этого желал. Повторяющаяся внезапность Его пасхальных явлений стала моментом соприкосновения Пасхального Присутствия с началом Второго Окончательного и Бесповоротного Пришествия Господа.

Вера в Воскресение из мертвых Господа Иисуса придает христианству спасительную незавершенность, делает его устремленным в будущее. Ведь с верой в Воскресение Христа из мертвых тесно сопряжено ожидание всеобщего воскресения мертвых в конце истории. «Верую в воскресение плоти», – говорит Апостольский Символ Веры.

Итак, совершенное Богом в Воскресении Христа Мессии спешит сделаться наследием каждого, наполнить жизнью спящие в земле кости (Иез.37,3), стать достоянием всех.

Говоря языком Библии и Богословия, Пасха по дару веры во Христа Иисуса обретает будущее, эсхатологическое измерение. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною. И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Аминь ей, гряди, Господи Иисусе», – говорится в Книге Апокалипсис (Апок. 22;12,17-20). Церковь как Общество верующих и Невеста Христова вместе со святыми Бога Живого уже здесь и сейчас ожидает возвращения с Небес Господа Иисуса. Этому ожиданию должно исполниться вскоре.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.