Спасибо киноакадемии, или Оскар 2015

0

Ольга Привалова

87-ю церемонию вручения премии «Оскар» вполне можно назвать триумфом авторского кино

На исходе зимы и без того бурлящий Лос-Анджелес становится настоящим эпицентром подведения итогов прошедшего киногода. 87-ю церемонию вручения премии «Оскар» вполне можно назвать триумфом авторского кино: не высокобюджетные по голливудским меркам картины обошли кино коммерческое, завоевав главные награды.

В начале золотой эры голливудского кино, а точнее, в далеком 1929 году, Академия киноискусства и 230 ее членов учредили премию и стали награждать ею лучшие фильмы года. Своим названием премия обязана одной из служащих Академии. Увидев статуэтку, она воскликнула: «Да это же мой дядя Оскар!» Сейчас количество определяющих победителей киноакадемиков возросло до 6000, а значимость церемонии приняла поистине мировой масштаб. Престижные Golden Globes, Independent Spirit Awards и многие другие вручения наград в области кинематографии все же являются генеральной репетицией той самой, главной и долгожданной – церемонии вручения премии «Оскар». Киностудии приберегают выпуск на экраны самых ярких новинок проката под занавес года, дабы обеспечить себе попадание в заветный список номинантов, а вместе с ним – рост кассовых сборов.

После объявления списка «избранных» создатели фильмов с головой окунаются в вихрь встреч, интервью и восторженных слов в свой адрес, а дома моды тем временем кропотливо готовят платья для красной ковровой дорожки. Кто, что и как надел на мероприятие, будет потом не раз разбираться прессой в мельчайших деталях, но в этом году была заметна общая цветовая палитра: пастельные тона преобладали в нарядах участниц и даже некоторых участников церемонии.

Ведущим 87-го вручения наград стал актер, певец и иллюзионист Нил Патрик Харрис, он же звезда сериала «Как я встретил вашу маму». Лауреат премии Тони открыл мероприятие театрально-музыкальным номером, вспомнив в исполненной песне победителей предыдущих лет, а также пошутил, что Оскар-2015 стал самой «белой» церемонией, ссылаясь на отсутствие афроамериканских актеров среди номинантов. Главным и сомнительным сюрпризом действа стало появление в середине ведущего в одних белых трусах и ботинках. Хоть это и было отсылом к фильму-номинанту «Бердмэн», далеко не все сочли шутку удачной.

Несмотря на бодрое начало, по сравнению с прошлогодним рекордным selfie и раздачей в зале только что доставленной пиццы от заводной Эллен Дедженерес, в нынешнем году мероприятие отличалось достаточной сдержанностью – по крайней мере, обошлось без эффектных острот и памятных накладок. Удачно был обыгран «ляп номер один» церемонии прошлого года, когда, объявляя ставшую в дальнейшем победительницей в категории «Лучшая песня» Идину Мензел, Джон Траволта до неузнаваемости исковеркал имя певицы. В этом году, выйдя вместе на сцену и обменявшись дружелюбными шутками в адрес друг друга, певица и актер объявили песню года, которой стала “Glory” из фильма «Сельма». Поблагодарив Киноакадемию за оказанную честь, победители – Комон и Джон Ледженд – подняли больную для Соединенных Штатов тему ущемления прав афроамериканского населения. Музыканты подчеркнули, что сегодня больше темнокожих американцев заключены в тюрьму, чем тех, кто находился в рабстве в 1850 году, таким образом отразив в своей речи тему фильма и самой песни.

Подпись: Кадр из фильма «Бердмэн»
Подпись: Кадр из фильма «Бердмэн»

Одна из отличительных особенностей любой церемонии, и Оскара в частности, – сбивчивые и задушевные благодарственные речи. Повторяясь и запинаясь, победители благодарят Академию, волнуются, плачут, удачно и неудачно шутят, вписывая складные или не очень слова в историю. Из выделившихся в этом году стала речь победителя в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» Дж. К. Симмонса, призвавшего всех, у кого живы родители, взять телефон и просто позвонить им, отказавшись от общения посредством смс или электронных писем. Лауреат в категории «Лучшая актриса» за фильм «Все еще Элис» Джулианна Мур отметила, что где-то прочитала статью о том, что получение премии «Оскар» продлевает жизнь на пять лет, а учитывая ее с мужем разницу в возрасте, ей бы это не помешало. Лейтмотивом взволнованной речи Эдди Рейдмэна, получившего награду как лучший актер года, стало его страстное признание в любви к жене. Для работы над ролью физика-ученого Стивена Хокинга, страдающего тяжелой формой рассеянного склероза, Рейдман досконально изучил мимику парализованного британца. Уже после проведения премии, сам Хокинг поздравил актера с «Оскаром» в своем Твиттере: «Молодец, Эдди, я горжусь тобой».

Не обошлось и без политически направленных речей. Так, победительница в номинации «Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркет призвала к борьбе за равноправие женщин. Надо отметить, что сразу после публикации список номинантов вызвал бурю негодования феминисток из-за отсутствия центрального женского персонажа во всех фильмах-претендентах на звание картины года. Тем не менее режиссер-женщина Лаура Пойтрас получила приз за лучший документальный фильм «Гражданин четыре», снятый как серия интервью с Эдвардом Сноуденом во время его транзитов после передачи секретной информации. Получая награду, она отметила, что сейчас под угрозой находится не только конфиденциальность каждого американца, но под вопрос также ставится демократия всей страны 

В этом году на ключевую премию «Лучший фильм года» номинировались сразу восемь кандидатов – рекордное количество в истории церемонии. Среди них – разнообразные по жанру и стилистике картины как американских, так и зарубежных режиссеров. Безусловным фаворитом и победителем в четырех центральных номинациях – «Лучшая картина», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучшая операторская работа» – стал экспериментальный «Бердмэн». И если победитель прошлого года Альфонсо Куарон был первым мексиканцем, получившим награду как лучший режиссер за фильм «Гравитация», в этом году эстафету у него перенял другой выходец из Мексики – Алехандро Гонсалеса Иньярриту. По завершении церемонии общественной критике подверглась ксенофобная шутка Шона Пенна в адрес режиссера, брошенная им перед объявлением победителя: «Кто дал этому сукиному сыну гринкарту?»

Жанрово обозначенная как «черная комедия» трагикомичная история актера одной роли Риггана Томсона, главного героя картины «Бердмэн», раскрывает его проблемы касательно отношений с дочерью, бывшей женой и любовницей, карьерной нереализованности и вечной борьбы с собственным эго. «Бердмэн» относится к категории того, что называют атмосферным кино. Незаметно для глаза, многослойные сюжетные линии и сами сцены плавно перетекают друг в друга, создавая впечатление непрерывности действия и непосредственной причастности к происходящему на экране. Тонкая грань между фильмом и ставящейся в нем пьесы смывается, драмы обостряются, и за всем этим степенно наблюдают Нью-Йорк и джаз. Кстати, музыкант-композитор фильма – лауреат премии «Грэмми» Антонио Санчес – был также номинирован на премию «Оскар» в категории лучший саундтрек, записанный с использованием одних лишь барабанов.

«Когда мы первый раз говорили о картине, еще до того, как я прочитал сценарий, он [Алехандро Гонсалес] сказал, что хочет снять все одним кадром. В тот момент я искренне понадеялся, что он не предложит эту работу мне. Мне не интересно. Звучит как страшный сон, – рассказывал позже мексиканец Эммануэль Любецки, второй год подряд получающий премию за лучшую операторскую работу. – Это было очень сложно. Просто нет книги, которая бы объяснила, как это делается». Стоит отметить, что свой первый «Оскар» Любецки получил в прошлом году за фильм «Гравитация», для съемок которого ему пришлось изобрести специальную камеру.

В результате, фильм был снят всего за месяц, а актерский состав пестрит звездами первой величины: здесь и бывалый Майкл Китон, и неподражаемый Эдвард Нортон, сыгравший также в другом фильме-претенденте на звание картины года – «Отель “Гранд Будапешт”», а игра молодой, но мастерски талантливой Эммы Стоун откровенно затмевает опытных Наоми Уоттс и Эми Райан.

Среди других претендентов на звание лучшей картины года – фильм «Игра в имитацию», взявший статуэтку за лучший адаптированный сценарий и принесший первую номинацию на «Оскар» прочно завоевавшему любовь публики Бенедикту Камбэрбэтчу.

Фильм-номинант «Сельма» раскрывает тему гражданских прав чернокожего населения в Алабаме 60-х годов, а картина «Вселенная Стивена Хокинга» снята по книге первой жены ученого, рассказывающей о непростых отношениях с Хокингом на протяжении развития его паралича.

Красочно-трагичный «Отель “Гранд Будапешт”» Уэса Андерсона унес с собой четыре премии: лучшая работа художника-постановщика, лучший дизайн костюмов, лучший грим и прически и лучшая музыка к фильму. Интересно, что победитель в последней номинации, композитор Александр Десплат, был также номинирован в этом году за музыку к фильму «Игра в имитацию».

В претендентах на картину года – фильм «Американский снайпер» с Брэдли Купером в главной роли, который стал третьей подряд номинацией на звание лучшего актера для Купера и одиннадцатой номинацией на «Оскар» для Клинта Иствуда. На момент вручения премии картина собрала столько же в прокате, сколько остальные ее конкуренты вместе взятые, а именно – более $430млн.

Психологическая драма «Одержимость» молодого режиссера Дэмьена Шазеля – история о противостоянии дирижера лучшего в стране оркестра и его молодого ученика – взяла в прошлом году главный приз на фестивале независимого кино Sundance. Наконец, среди картин-номинантов с бюджетом всего в $4млн оказался снимавшийся на протяжении 11 лет фильм «Отрочество» режиссера Ричарда Линклейтера. Картина отслеживает взросление мальчика Мэйсона и развитие его отношений с окружающими – от его первого дня в школе до первого дня в колледже.

Лауреата премии за лучший иностранный фильм на Golden Globes 2015, картину Андрея Звягинцева «Левиафан», на церемонии «Оскар» обошел фильм Павла Павликовского «Ида», вышедший на экраны еще в 2013 году. «Ида» – первый польский фильм, который удостоился данной награды. Снятая в черно-белых тонах картина показывает историю молодой послушницы в 60-е годы советской Польши. Перед тем как принять обет, она возвращается в город к своей тете и вместе с ней пытается разгадать загадку гибели ее родителей во время Холокоста. «Как я здесь оказался? Мы сняли черно-белый фильм о необходимости молчания и удаления от мира, о созерцании, и вот они мы – в центре шума и мирового внимания! Это просто фантастика, жизнь полна сюрпризов», – сказал Павликовский. Развеселивший публику своей затянувшейся благодарственной речью, он стойко проигнорировал намеки оркестра на уход со сцены и добился того, что ему позволили закончить свое выступление.

«[Номинантки в категории актриса второго плана] – это четыре женщины. Плюс – согласно закону штата Калифорния – Мерил Стрип», – пошутил Джаред Лето перед объявлением победительницы. Номинированная в 19-й раз на получение кинонаграды, Стрип в этом году побила собственный же рекорд, на втором месте после нее по количеству признаний – Джек Николсон с 12 номинациями.

Интересно, что претендентка на звание лучшей актрисы года, в прошлом лауреат премии Риз Уизерспун, выступила в новом для себя качестве продюсера как картины «Дикая», так и фильма «Исчезнувшая». Последний фильм принес первую номинацию актрисе Розамунд Пайк. Уже после завершения мероприятия, на замечание одного из журналистов о том, что наконец удача улыбнулась Джулианне Мур на ее пятой номинации на премию «Оскар», актриса ответила: «На самом деле, я верю в упорную работу. Я люблю реальных людей и реальные истории». Мур удостоилась премии в категории «Лучшая актриса года» за роль в картине «Все еще Элис» о том, как успешная профессор лингвистики и ее семья учатся жить с поставленным ей диагнозом болезни Альцгеймера. Фильм снят по мотивам книги «Навеки Элис» Лизы Дженова, впечатлившей режиссера Ричарда Глацера, который сам давно борется с атеросклерозом.

87-я церемония вручения премии Оскар пронеслась как вихрь, но бурные дискуссии и обсуждения на тему победителей и проигравших, а также критические замечания о справедливости распределенных наград еще будут тянуться за ней, как шлейф. До тех пор пока не снимут новые ошеломляющие картины, чтобы Киноакадемия могла объявить новых претендентов на восторженные отзывы публики.

Оставьте отзыв