СКРОМНЫЙ МАСТЕР С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: +1 (from 1 vote)

Автор: Юлия Пляукшта

Картины Василия Мартынчука – это поток мыслей, идей и снов, которые уводят нас в мир, наполненный символикой, сказочными образами и метафорами

Когда речь заходит о творчестве художника, кажется, что ты никогда не сможешь выразить всех чувств и мыслей, возникающих при соприкосновении с его работами. Перед нами открывается дверь в таинственный и неизведанный мир, куда художник приглашает нас, простых зрителей, как повелитель и хозяин. Моя встреча с живописцем и скульптором Василием Мартынчуком состоялась много лет назад, когда он был молод и полон ярких идей, а я была совсем юной девочкой-подростком, смотревшей на него как на кудесника, способного поднять нас над суетой этой жизни и унести в удивительный мир Искусства.

Почти два с половиной десятилетия спустя, летом 2012 года, мне выпала честь открывать первую выставку Василия в Лондоне. Потом были другие выставки, восторженные отзывы критиков, публикации в прессе – Лондон Мартынчука принял.

За эти годы нашего знакомства Василий Мартынчук стал признанным Мастером с большой буквы, столь же энергичным, задорным и искрящимся идеями, как много лет назад, вырастившим не одно поколение молодых художников, ставшим лауреатом премии «Человек 2011 года» имени Александра Дубко» в номинации «Художник года», а также членом «Белорусского союза художников» и «Союза польских художников в Беларуси». За плечами – многочисленные персональные выставки во Франции, Германии, Польше, Японии, Украине, Литве, Бельгии, Великобритании. Его скульптуры приобретают государственные музеи, а полотна разлетелись по частным коллекциям многих стран мира. Однако не регалии и заслуги бросаются в глаза, когда начинаешь разговаривать с Мастером: искренность в общении, простота, необыкновенная скромность, почти детская открытость и чуткое отношение к человеку – вот что поражает в этом известном художнике.

Живопись вошла в жизнь Василия так же органично, как воздух, которым он дышит, как родные просторы и украинские хаты, любовь его большой и необыкновенно дружной семьи, наполнившей душу будущего художника теплом. Правда, сугубо украинским художником Мартынчук себя не считает – он живет в Беларуси почти 30 лет, его жена, художница Елена Лесоклинская, русская, дома звучит русская речь, да и разделить единородный сплав восточнославянской культуры он не считает возможным.

Талант Василия мог бы остаться нераскрытым, но, по счастливому стечению обстоятельств, в его деревне жил профессиональный художник, родственник Мартынчуков. Он обратил внимание на любовь мальчика к искусству и преподал первые настоящие уроки живописи юному дарованию. Уже в 12 лет Василий взялся серьезно осваивать ее тонкости. Родители поддержали увлечение своего чада, и после окончания школы молодой человек поступил в Ленинградское реставрационное художественное училище. Нет сомнений, что реставрационное дело дало Василию глубокое понимание русского искусства, вводя в историческую глубину произведений, раскрывая их духовно-нравственный смысл и пестуя бережное отношению к наследию мастеров седой старины и родной культуре. В этом один из секретов того, что картины Мартынчука являются столь ассоциативными и воздействуют на зрителя на уровне архетипов.

Духовность и любовь, пронизанные христианским видением мира, стали ведущей темой в творчестве Василия на долгие годы. «Христианство – это то, чем мы, русские, дышим, даже если не подозреваем этого», – говорит Мартынчук. Любовь в понимании Василия – это поющие сердца, парящие в поднебесье от счастья и восторга; отец, старческой рукой покрывающий голову блудного сына; рыбки, плывущие по облакам и целующие девушку в щеку; медовая чаша, из которой пьют влюбленные. Все это отголоски счастливого детства. На многих картинах Мартынчука можно любоваться райскими садами, полными порхающих и поющих оды любви птиц, волшебных цветов и сочных плодов.

После нескольких лет работы на художественном комбинате Василий Мартынчук поступает в Львовскую национальную академию искусств, одно из старейших художественных учебных заведений в Советском Союзе. Два города – Ленинград и Львов – уникальные по своей красоте, обилию музеев и органичному вплетению высоких образцов изобразительного искусства в облик городских улиц и зданий, формировали вкус молодого художника. После окончания высшего учебного заведения Василий с молодой женой, также окончившей Львовскую академию искусств, переезжает в Гродно – один из самых красивых городов Беларуси – и оседает там. Этот милый город, видевший расцвет белорусской и польской культуры и имевший тесные связи как с Россией, так и с Европой, обладает богатейшими культурными традициями, которые сложились за долгие века его существования.

Удивительным было признание одной гостьи на открытии выставки Мартынчука в Лондоне: «Я видела этого художника во Львове более 20 лет назад. Тогда мой брат повел меня на выставку “самого талантливого выпускника” Львовской академии искусства. Удивительно, что его неповторимый стиль узнаваем и через много лет». Когда я передала эти слова Мастеру, он скромно улыбнулся.

Сколько раз мне приходилось слышать от зрителей, что картины Василия Мартынчука разговаривают с ними. После этих слов каждый раз следует рассказ о переживании чего-то сугубо личного, индивидуального, не похожего на повествование предыдущего зрителя.

Увиденные образы влюбленной пары, Вавилонской башни или бредущего по огромной планете слона при более внимательном рассмотрении сменяются чередой удивительных, более мелких деталей, персонажей и образов, запечатленных на полотнах: чем больше вы смотрите на картину, тем больше она открывает вам свои тайны. Оказывается, что влюбленная пара окружена массой сказочных персонажей, готовых защищать нежную любовь, дарить ей цветы и на всех языках петь песни о самом лучшем чувстве. Слон – это целый волшебный мир, пособие для молодой мамы, которая пока с трудом придумывает сказку на ночь своему малышу, и подспорье бабушке, которая с легкостью расшифрует описание истории целой цивилизации в этой картине. А Вавилонская башня – это сказание о нашей с вами бренной жизни, отгороженности от Творца и горделивой одержимости самими собой. Стоит подойти к холсту поближе и вы увидите, насколько живой и изменчивый живописный мир Василия Мартынчука: он полон философских идей и присущего детям ощущения свежести и новизны. «Художник-интеллектуал», – говорят о нем критики. «Его стиль узнаваем из тысячи», – говорят любители искусства.

В течение многих лет Василий работает с подрастающим поколением и тонко понимает детей. Они любят приходить на выставки живописца и окунаться в мир мифов, волшебства и сказочных героев, давая хорошую возможность родителям рассказать своим чадам о героях греческой мифологии и библейских сюжетах, запечатленных на полотнах.

Британский искусствовед Виолета Макларен считает, что работы Мартынчука «создают эффект калейдоскопа, где кажется, что никогда не разглядишь до конца множество деталей. Магия его холстов завораживает и заставляет возвращаться к ним вновь и вновь, открывая новые грани невероятных узоров, приглашая нас в путешествие по внутреннему миру художника, демонстрируя глубоко индивидуальный подход к реализации творческих замыслов».

Картины Василия Мартынчука – это поток мыслей, идей и снов, которые уводят нас в иную реальность, в мир, наполненный символикой, сказочными образами и метафорами, где все изменяется, плывет, летит во вселенной и воспевает любовь. Первичное восприятие образов художника Мартынчука сменяется пониманием, что перед вами не отпечаток действительности, а глубокое философское послание, зачастую выраженное в сказке. Обилие деталей и искусно подобранная цветовая гамма позволяет картине «играть», жить новой жизнью каждый раз, когда вы возвращаетесь к ней. Надо сказать, что с полотнами Мастера так и выходит – зрители возвращаются на его выставки снова и снова.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: +1 (from 1 vote)

Комментарии закрыты.