Режиссер «советского Голливуда»

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

 К 120-летию со дня рождения знаменитого советского кинорежиссера и сценариста Григория Александрова

Леонард Горлин


 Григория Александрова часто называли «основателем советского Голливуда». Нетрудно понять, откуда взялась такая характеристика: Александров снимал фильмы, в которых герои осуществляли своего рода «голливудскую мечту» – они добивались цели, несмотря на множество преград, они находили личное счастье, они оказывались победителями в непростых житейских ситуациях, и удача помогала им на их пути, потому что они были решительны, жизнелюбивы и оптимистичны.

Григорий Васильевич Александров

 Григорий Мормоненко, взявший со временем фамилию Александров, родился в январе 1903 года в Екатеринбурге. Точных данных о его происхождении нет, но полагают, что он был сыном владельца гостиницы, а посему жил в детстве и юности в достатке. В 13 лет он начал работать в театре в качестве помощника техника сцены. Родители поощряли его интерес к театру: театральная среда была в то время островком, который не сотрясали революционные бури. Параллельно он окончил музыкальную школу, а затем и курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра.

 Важным событием в его жизни стали гастроли Московского Художественного театра. Его поразило все: игра актеров, сценография, музыка, костюмы. Григорий уехал в Москву и начал работать в Первом Рабочем театре. Здесь его снова ждала удача: он попал под влияние Сергея Эйзенштейна и стал сотрудничать с ним в работе над театральными постановками, а затем и над фильмами «Броненосец “Потемкин”» и «Стачка». Сначала их взаимная привязанность помогала в их творчестве, но со временем Григорий почувствовал, что советский кинематограф ­втиснут в прокрустово ложе политической повестки. Он же рассматривал кинематограф еще и как возможность показывать людям воплощение их прекрасной мечты.

 Это представление о кино, о его возможностях и технических достижениях укрепилось, когда ему удалось побывать в Голливуде. Вообще же, его отправили в США для пропаганды и популяризации советского кинематографа. Но Григорий пользовался любой возможностью пообщаться с режиссерами и актерами, включая таких популярных, как Чарли Чаплин. Общение с ними дало ему понимание многих деталей актерской жизни и широчайших возможностей кино.

 Вернувшись в столицу, Александров открыто стал проповедовать идеи нового, более интересного для большинства людей кинематографа. Сотрудничеству с Эйзенштейном пришел конец. Зато идеями режиссера заинтересовался Сталин. Он предложил Александрову снять фильм о революции под названием «Интернационал». Фильм был хорошо принят и зрителями, и критиками, и режиссер получил новый заказ: снять веселую комедию. Название ее было соответствующим: «Веселые ребята». Главные роли в фильме исполняли Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн),  эстрадный певец, руководитель джаз-оркестра (он стал первым артистом эстрады, удостоенным звания народного артиста СССР) и актриса Любовь Орлова.

 Александров и Орлова познакомились в 1933 году в Музыкальном театре В. И. Немировича-Данченко. Александров был очарован талантливой артисткой, игравшей в спектакле «Перикола». Он увидел в ней человека нового времени, энергичного, оптимистичного, обаятельного, веселого и уверенно шагающего в светлое будущее. Именно ее режиссер выбрал для роли Анюты в фильме «Веселые ребята». С этого времени началась их долгая совместная жизнь – кинематографическая и супружеская.

 Орлова была артисткой, рожденной для кинематографа, и в начале 1930-х годов уже снялась в двух фильмах, но в театре ее карьера не складывалась. Дворянка по рождению, она училась в Московской консерватории и на отделении хореографии Московского театрального техникума, брала уроки актерского мастерства, работала хористкой, тапером в кинотеатрах и получила в конце концов главную роль в оперетте Оффенбаха «Перикола». Но начав сниматься в фильмах Александрова, Орлова стала не просто популярной актрисой, а настоящей звездой советского кинематографа. Она профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки.

 Первый же фильм Александрова с Орловой в главной женской роли имел грандиозный успех. Сегодня этот фильм, даже реставрированный в киноконцерне «Мосфильм», воспринимается, скорее, как нечто очень далекое от современного кинематографа, но для своего времени у кинокартины было немало достоинств: использование кинотрюков, прекрасная музыка (композитор И. Дунаевский), отличная игра Л. Утесова. Что же касается Орловой, то она была великолепна: критики признают, что в этом фильме ее игра отличалась простотой, жизнерадостностью, лирической непосредственностью, умелым использованием таких средств выразительности, как сатирический гротеск и музыкальная буффонада.

В 1934 году фильм получил специальную премию на Втором международном кинофестивале в Венеции.  Но еще важнее было то, что кинокартина понравилась Сталину. В результате фильм посмотрели миллионы людей и многие по несколько раз.

 Следующей работой Александрова был фильм «Цирк». Началось с того, что в 1934 году режиссера заинтересовала написанная Ильей Ильфом и Евгением Петровым в соавторстве с Валентином Катаевым пьеса «Под куполом цирка». Она и легла в основу первоначального сценария кинофильма. Но ситуация изменилась. Ильф и Петров в начале 1936 года отправились в четырехмесячную поездку в США, а вернулись в Советский Союз со значительно изменившимся отношением к сценарию, который режиссер в их отсутствие серьезно переработал. Они даже настояли на том, чтобы их имена были убраны из титров, хотя от авторского гонорара не отказались. Между тем фильм имел невероятный успех в стране.

Любовь Орлова в роли Марион Диксон в фильме «Цирк»

В этом фильме раскрылась еще одна сторона таланта Орловой: она создала драматический образ американской цирковой актрисы Марион Диксон, тонко передав психологию героини. В статье в журнале «Советский экран» за 1960 год было сделано такое заключение: «В роли Марион Любовь Орлова поднимается до подлинной трагедийности, необычайно тонко раскрывая душу женщины, наполненную вначале страхом и страданием, а затем надеждой и радостью». Иными словами, исполнение роли в этом фильме вновь подтвердило широкий творческий диапазон любимой актрисы. Но в фильме участвовали и другие блестящие актеры: Сергей Столяров, сыгравший впоследствии в кино множество ролей, и Павел Массальский, выдающийся театральный актер.

 Кинокартина вышла в прокат 23 мая 1936 года. Ее зрительская аудитория только за первый месяц проката в Москве и Ленинграде составила более пяти миллионов человек. В фильме прозвучала знаменитая патриотическая песня «Широка страна моя родная».

         На Международной выставке, проходившей в Париже в 1937 году, фильм был удостоен Высшей премии.

         После «Цирка» следующей значимой работой Александрова стала музыкальная кинокомедия «Волга-Волга» (1938), где Орлова сыграла почтальона по прозвищу «Стрелка». Чтобы вжиться в образ своей героини, она прочитала множество статей, посвященных сельским почтальонам, со многими из них вела переписку и даже сама несколько раз ходила с почтовой сумкой по квартирам. Этот фильм тоже сделал рекордные сборы.

         Войну Григорий Александров и Любовь Орлова встретили в Риге, куда поехали туристами. Затем они, как и другие сотрудники «Мосфильма», отправились в эвакуацию в Алма-Ату. Два первых военных года Александров работал там, но в 1943 году его вызвали в столицу и предложили занять пост руководителя «Мосфильма». До конца войны он режиссерской работой не занимался. Но вскоре после окончания войны, в 1947 году, снял один из оригинальнейших фильмов в своей режиссерской карьере: кинокартину «Весна». Она была поставлена в жанре музыкальной комедии с элементами научной фантастики, а снималась не только в Москве, но и в Чехословакии (на киностудии «Баррандов»).

 Сюжет фильма весьма занимателен. Режиссер Аркадий Громов для своего будущего фильма решает ближе познакомиться с жизнью ученых, – как ему поначалу кажется, «отшельников», отрекшихся от всего земного, – и с этой целью хочет познакомиться с ученой по имени Ирина Никитина, которая должна стать героиней его фильма. На ее роль в фильме претендует актриса театра Вера Шатрова, как близнец похожая на Никитину.

 Для участия в этом фильме Александров пригласил актеров, которые стали любимыми для советских зрителей: Николая Черкасова, Рину Зеленую, Ростислава Плятта, Фаину Раневскую. А роли Никитиной и Шатровой играла – и играла блестяще! – Любовь Орлова. Музыка была написана Дунаевским, а спецэффекты сделаны советскими и чехословацкими мастерами безукоризненно.

 На Международном кинофестивале в Венеции в 1947 году режиссер получил Международную премию за оригинальный сюжет и режиссуру фильма.

 С 1951 года Александров стал работать преподавателем ВГИКа, часто бывал членом жюри международных конкурсов, куда звездного режиссера приглашали в качестве эксперта.

 Григорий Александров скончался в декабре 1983 года, спустя восемь лет после смерти Орловой. Прах его покоится на Новодевичьем кладбище в Москве.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.