Уилли-99 дублей

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Его шедеврами восхищались даже самые придирчивые критики

Владислав Перевалов


В первый день июля исполнилось ровно 120 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссера Уильяма Уайлера. Он родился в Эльзас-Лотарингии, отец его был швейцарцем, а мать немкой. Уилли учился сначала в коммерческой школе, потом по классу скрипки в консерватории.

Найти он себя не смог ни в коммерции, ни в музыке, но, как говорится, расположение звезд оказалось благоприятным: родственник его матери Карл Леммле, который создал в Америке в 1914 году киностудию «Юниверсал Пикчерс», забрал 18-летнего парня к себе и сделал его сначала агентом по рекламе, а потом ассистентом режиссера. В 23 года Уайлер уже сам снимал вестерны (немые, разумеется) и за три года снял их больше двух десятков.

Карьеру молодой режиссер сделал быстро: его перевели в отдел более престижных романтических комедий, и в 1929 году он снял свой первый звуковой фильм.

В 1930-е годы Уайлер поставил десяток фильмов, но все это были «пробы пера»: он приобретал опыт, учился работать с такими известными актерами, как Джон Берримор и Бетт Дэвис. Он не просто стал высокопрофессиональным режиссером; он приобрел то режиссерское видение и особое мастерство в работе с актерами, которое всегда отличает режиссеров-постановщиков «с божьим даром». Карл Леммле, который был продюсером и участвовал в создании 400 фильмов, умер в 1939 году, так и не узнав, что подарил кинематографу одного из самых талантливых режиссеров: со временем Уайлер получил поразительное количество профессиональных наград.

К опыту кинорежиссера вскоре добавился и опыт режиссера театрального: он поставил на Бродвее драму Сидни Кингсли «Тупик». Уайлер говорил впоследствии, что постановка существенно обогатила его, потому что сделала крайне требовательным ко всем нюансам театрального представления. Он понял две важные вещи: что нет предела совершенствованию актерской игры и что литературный материал, который ложится в основу пьесы или сценария, всегда требует шлифовки.

В итоге, вернувшись в Голливуд, он вскоре приобрел славу режиссера-перфекциониста: он ставит фильмы, созданные на основе известных романов или пьес, доводит экранную версию до технического совершенства и требует от актеров полной отдачи – точности исполнения и требуемой эмоциональной окраски роли. Все это, само собой разумеется, вело к тому, что актеры к концу съемок были страшно измучены, а продюсеры – в ужасе от того, что бюджет фильма растет на глазах. У коллег-продюсеров и актеров он даже получил прозвище «Уилли-99 дублей».

Впрочем, актерам было грех жаловаться: целая плеяда исполнителей ролей в фильмах Уайлера получила премии Американской киноакадемии. Сам же он был номинирован на звание лучшего режиссера 12 раз и получил четыре «Оскара». В придачу ему присудили две премии от Британской киноакадемии, премию на Каннском кинофестивале, две премии гильдии кинорежиссеров США, премию Американского киноинститута и множество премий и призов в других странах. Неудивительно, что еще в 1960-е годы имя Уильяма Уайлера было включено в список выдающихся режиссеров мира наряду с такими именами, как Джордж Стивенс, Альфред Хичкок и Сергей Эйзенштейн.

Одри Хепберн и Грегори Пек

В годы Второй мировой войны Уайлер служил майором в армейской авиации и снял три документальных фильма о группе бомбардировщиков, к которой был прикреплен: «Мемфисская красотка: история летающей крепости» (1944), «Боевая леди» (1944) и совместно с Джоном Стерджесом – «Громовержец» (1947).

Уайлер частично потерял слух в результате бомбардировок, получил медаль за доблесть и был демобилизован в звании подполковника. Вернувшись в Голливуд после войны, Уайлер снял фильм «Лучшие годы нашей жизни» (1946), принесший больше денег, чем любой другой фильм на тот момент в истории кинематографа (за исключением фильма «Унесенные ветром», снятого еще до войны). Популярными были и его фильмы «Наследница» и «Детективная история».

 Но поистине грандиозный успех ожидал режиссера в 1950-е и 1960-е годы. Начало было положено его фильмом «Римские каникулы» (1953). То была первая романтическая комедия Уайлера за почти 20 лет, и она пользовалась невероятным успехом у кинозрителей.  Одри Хепберн играла в фильме наследную принцессу Анну из неназванной европейской страны, находившуюся с государственным визитом в Риме. Уставшая от скучного официального расписания, она тайно покидает посольство своей страны и отправляется навстречу приключениям в Вечном городе.

Уайлер всегда подбирал актеров для своей режиссерской работы сам – и делал это поразительно точно! За этот фильм Одри Хепберн получила единственную в своей карьере премию «Оскар» как лучшая актриса. «Римские каникулы» были номинированы еще в девяти категориях, включая такие, как лучший фильм и лучший режиссер, а в 1999 году фильм Уайлера был избран для хранения в Национальной фильмотеке США как произведение, имеющее особую культурную, историческую и эстетическую ценность.

После нескольких скромных, но отлично поставленных кинодрам, Уайлер взялся за проект невиданного масштаба – фильм «Бен-Гур» (1959). Еще никогда до этого никто не создавал широкоформатные киноленты продолжительностью три с половиной часа.

«Бен-Гур» Уайлера с Чарльтоном Хестоном в главной роли был эпохальным событием в кинематографе. Для его постановки потребовалось создать 300 декораций и 200 скульптур, нанять 8000 статистов и доставить 40 000 тонн песка для трека, на котором проходила знаменитая гонка римских колесниц. Бюджет фильма превысил 12 миллионов долларов – то была самая дорогая постановка в истории кинематографа, пока ее не затмил в 1963 году пеплум «Клеопатра» Джозефа Манкевича.

Кадр из фильма «Римские каникулы»

 «Бен-Гур» сделал гигантские по тем временам кассовые сборы (37 миллионов долларов) и заработал 12 номинаций на премию «Оскар», причем победил в 11 категориях, включая лучший фильм, лучший режиссер (то была третья такая награда Уайлера), лучший актер (Чарльтон Хестон) и лучшая роль второго плана (Хью Гриффит).

Уайлер теперь мог выбрать для постановки любой проект, но предпочитал довольно скромные, пока не взялся за фильм «Как украсть миллион» (1966), который снова принес ему мировую славу.

В фильмах Уайлера главные роли исполняли, как правило, выдающиеся актеры: в «Римских каникулах» партнером Одри Хепберн был Грегори Пек, а в фильме «Как украсть миллион» им стал Питер О’Тул. Уайлер предложил также роли в картине целому созвездию актеров с мировыми именами – Хью Гриффиту, Эли Валлаху, Шарлю Буайе и Фернанду Греви.

«Как украсть миллион» – это романтическая комедия на детективной основе. Шарль Боннэ – коллекционер и знаток искусств, талантливый художник. Он создает подделки в стиле знаменитых импрессионистов и продает их на престижных аукционах как картины из семейной коллекции. Страсть к подделкам передалась ему от отца, талантливого скульптора, который создал в свое время статуэтку Венеры и выдал ее за работу итальянского скульптора Челлини. Побывав на выставке в 1910 году, она получила признание как подлинная. Когда правительство предлагает экспонировать «Венеру» на выставке шедевров из частных французских коллекций, Боннэ с удовольствием соглашается: ведь присутствие статуэтки повысит авторитет «всемирно известной коллекции семьи Боннэ».

Однако события вскоре приобретают опасный для семьи Боннэ оборот: выясняется, что для подтверждения подлинности статуэтки приезжает выдающийся эксперт в этой области – профессор из Швейцарии. Чтобы спасти отца, Николь решает украсть «Венеру» из музея с помощью мнимого грабителя, а на самом деле детектива, который, не устояв перед очарованием Николь, соглашается ей помочь и разрабатывает хитроумный план…

Последним киношедевром Уайлера стал его первый и единственный мюзикл «Смешная девчонка» (1968) с Барброй Стрейзанд и Омаром Шарифом в главных ролях. То был кинодебют Стрейзанд. В нем она блестяще повторила роль звезды водевиля Фанни Брайс, которую с огромным успехом играла до этого на Бродвее. Неудивительно, что Стрейзанд получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме Уайлера. «Смешная девчонка» также была номинирована на лучший фильм.

Такова магия фильмов Уильяма Уайлера. Его шедеврами восхищались даже самые придирчивые кинокритики. Но более всех эта магия до сих пор привлекает миллионы зрителей, верных поклонников этого великого мастера.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.