ПРЕОБРАЖЕНИЕ ВСЕХ ЛЮДЕЙ

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

19 августа Церковь празднует Преображение Господне

Августин Соколовски, доктор богословия, священник


День Преображения Господня, подлинное украшение золотого времени лета, собирает в храмах верующих, привлекает к себе внимание богословов, радует всех богатой исторической, символической и культурной составляющей. Преображению посвящено множество проповедей, о нем говорят литературные произведения, написаны замечательные богослужебные тексты, в его честь воздвигнуты церкви и монастыри.

В самый День Преображения за праздничной литургией прочитывается текст из Евангелия от Матфея – глава 17, стихи 1–9. В ней описывается событие Преображения в присутствии ближайших учеников, говорится о явлении им Пророков. Также рассказывается о том, как Господь вернулся к остальным ученикам и в самый момент своего возвращения встретил бесноватого юношу, которого исцелил. Заканчивается глава пророчеством Иисуса о предстоящей Ему смерти и Воскресении.

17-я глава состоит из 27 стихов, но столь великое по своему смыслу повествование раскрывается на протяжении одной трети всей главы, то есть всего в девяти стихах, которые и прочитываются за богослужением. Удивительно, как человеческое слово, вдохновленное Духом Святым по действию Бога, способно передавать великие смыслы в краткости, которая неисчерпаема. Как об этом писал древний Отец Церкви Августин Иппонский (354–430), «Вера Церкви передается краткими словами».

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних», – так начинается посвященное Преображению евангельское повествование (Мф.17:1).

В отличие от обычного домашнего чтения, когда тексты Писания прочитываются как некая последовательность событий и изречений, которая часто подлежит историческому восстановлению, церковные чтения за богослужением, как правило, начинаются словами: «Во время оно». Эта практика не только древняя, но и общехристианская. В наши дни она сохраняется в различных Церквах по всему миру и на разных языках. Таким вступлением «во время оно» Церковь напоминает верующим, что время, в котором тогда пребывали Апостолы и которое ныне переживает Апостольская Церковь, как Общество Верующих, это время мессианское. В нем благодать Святого Духа преодолевает всякую хронологию. Она делает слушателей Писания способными стать непосредственными свидетелями того, что некогда уже было совершено Господом, и каждый раз заново пережить события, подобные Преображению, как знамения завершения всей истории.

В свою очередь, буква священного текста, говорящего, что Господь Иисус возвел учеников на гору «по прошествии шести дней», напоминает об удивительной библейской символике. Согласно первой библейской книге, Книге Бытия, Господь сотворил мир за шесть дней. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Событие Преображения, самим своим названием говорящее об обновлении и преображении творения, напоминает о первоначальном библейском сотворении нашего мира Богом. Получается, что восхождение Иисуса на гору именно «по прошествии шести дней» – это одновременно история и богословие.

Господь взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна. Каждый раз, когда Иисус в Евангелии берет учеников с Собой, Он делает их участниками того или иного события. Так и в Преображении Он вновь призывает их следовать за Собой.

В евангельских текстах не раз повторяется момент самого первого призвания Апостолов, и поэтому у толкователей Писания нет единого мнения о том, когда именно Апостолы были призваны в первый раз. Было ли это, когда «двое учеников Иисуса, услышав сказанное Иоанном про Агнца Божия, последовали за Ним» (ср. Ин. 1:36–37)? Или же впервые Апостолы были призваны, когда Господь сказал им следовать за Ним, обещав сделать ловцами людей для веры и спасения? Или, как в другом прочтении, когда призывал их раздавать людям рыбу – символ самого Господа Иисуса (Мф. 4:19)? Такая кажущаяся неясность создается потому, что каждый раз Апостолы становятся свидетелями Его особого, нового и неповторимого откровения, чтобы впоследствии передать его Церкви после Вознесения.

«Он возвел их на высокую гору одних», – говорится в Евангелии. При каждом обращении к священным текстам Писания важно помнить, что Библия написана на двух языках.

Первый язык Писания – это свойственное людям обращение в разумной аналоговой повествовательной коммуникации. Иной язык Писания – это сотканное из символов, понятий, знамений и напоминаний библейское указание. Господь действительно возвел учеников на гору. Название горы не упоминается в Писании, чтобы не отвлекать внимание слушателя от этого иного языка повествования. Ведь на языке библейских текстов гора символизирует близость Творца. Это место приближения Бога к человеку, где Бог являет Себя в Откровении, а человек делается способным к восприятию священного, но недоступного в суете дней.

В библейском понимании Бог благословляет человеческую повседневность. Какое-либо презрение к обыкновенной, свойственной человеку действительности чуждо христианскому мировосприятию. Но для особенного таинственного приближения Бога важно отвлекаться от повседневного тумана. Иисус Христос – это Самооткровение Бога. Для восприятия Его слов и дел в этом явлении Себя человек должен на время забыть о своих обыденных делах.

В евангельской истории Господь восходит на гору «по прошествии шести дней», то есть после времени проповеди и исцелений, обращенных к народу, он берет с Собой Апостолов для восхождения на гору предстояния Богу. В таком восходящем «Богопредстоянии» приближается Преображение.

Событие Преображения имеет место в рамках хронологии земной жизни Спасителя. По логике развития священного текста и по мнению толкователей Писания, Преображение совершилось незадолго до наступления крестных Страданий.

Несмотря на объективное приближение времени Его Креста, явление славы благодеяний и чудес стало «привычным» для Апостолов из-за их постоянного пребывания в Его присутствии. Преображение было призвано «взломать» этот обычный ход вещей. Оно должно было показать, что присущая Христу необыкновенная слава была связана не с восприятием Его со стороны народа и постоянной манифестацией знамений, чудес и исцелений по образу библейских пророков и по способу, превосходящему их, но была откровением единства Иисуса с Богом Отцом, которое было присуще Ему изначально как Божьему Сыну.

Вне всякого сомнения, взойдя на гору с учениками, Иисус обратился к Отцу с молитвой. Это молитвенное обращение не стало выражением смирения и умаления, как воспринимает молитву обычный грешный человек, но сделалось для Господа необыкновенным, несравненным прославлением.

«И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», – говорится далее в Евангельском тексте (Мф.17:2).

В Иисусе был явлен свет, который был в Нем и был с Ним, когда Он говорил с Отцом. Но Он пребывал с Отцом всегда, как об этом в ином месте говорит Евангелие Иоанна (ср.17:21). В отличие от прочих Евангелистов, Иоанн не описывает событие Преображения. Особенностью его Евангелия является такое построение Истории Иисуса, которое подчеркивает, что преображенным Иисус был всегда.

Ученики, прежде видевшие Его славу во внешних Его делах, на сей раз исключительным и неповторимым образом увидели славу, которая была в Нем изначально. В определенном, таинственном смысле, как это подчеркивали толковавшие Писание Отцы Церкви, Он сделал их из слепых зрячими. «Мы были очевидцами Его величия», – пишет об этом Апостол Петр в своем Послании, которое также читается на литургии Преображения (2 Пет.1:16).

Вера Церкви говорит о том, что Сын Божий, ставший во Христе Иисусе человеком «ради нас, людей, и ради нашего спасения», был рожден от Отца без всякого начала и вне всякого времени. Он обладает Своей славой, которая есть Слава Отца. Он преобразился перед учениками, но это вовсе не означает, что Он стал тем, кем не был прежде. Слава Преображения была с ним всегда.

«И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира», – говорит Господь в Евангелии от Иоанна в тексте, который богословие именует Первосвященнической молитвой (Ин.17:5).

«И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф.17:3). Появление, или, лучше, в абсолютном и подлинно библейском смысле, откровение пророков Моисея и Илии в событии Преображения чрезвычайно важно. Моисей – величайший из пророков. Он вывел народ из Египта. Его руками Бог даровал народу Израиля Закон. Пяти первым книгам Библии, которые именуются Пятикнижием, присуща собственная эволюция и своя история. Но по традиции, имеющей свое основание в самом Писании, эти книги именуются Законом Моисея.

Илия был великим пророком, который, однако, не оставил после себя записанных книг. История его пророчества описывается в III–IV Книгах Царств; говорится о нем и в других библейских текстах. В истории благочестивого народа Израиля Моисей и Илия были настоящим олицетворением «Закона и Пророков». Сам Господь ссылался на «Закон и Пророков» как на основополагающий для библейского благочестия критерий (ср. Мф. 22:40).

В разные эпохи богословие и библейская наука по-разному отвечали на вопрос, было ли страдание Господа предопределено. Так, в эпоху Вселенских Соборов и святоотеческое время предпочитали настаивать на том, что Господь был обречен на страдание по причине неверия библейского народа. Современная теология говорит, что крестная смерть Христа Спасителя не означала обреченность. Господь Иисус пришел как Посланный Богом Мессия, чтобы явить Свое и Божественное Царство и воцариться. Но народ отверг Его и передал его римлянам, которые вынесли Ему смертный приговор (Деян.2:23).

Этот отказ признать в Иисусе Мессию, «веровать Богу, веровать в Бога и, главное, следовать за Богом», по классической формуле веры в библейском понимании, был ясным, окончательным и свободным. В этой свободе отречения от Господа заключается возможность утверждения, что Страдание Спасителя не было предопределено. «К своим пришел, но свои Его не приняли», – говорится в Евангелии от Иоанна (Ин.1:11). Если бы народ уверовал во Иисуса как в Мессию и Господа, Царство Его было бы зримым образом учреждено. Но история – история мира и священная история тем более – не знает сослагательного наклонения. Поэтому мы не можем знать, каким образом это бы произошло. Преображение – зримое указание на то, что это бы произошло.

В явлении Моисея и Илии Господу Иисусу важна еще одна подробность. Завершая свой земной путь, Моисей взошел на гору, чтобы умереть. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона» (Втор. 34:1).

Город Иерихон, наиболее могущественное и огромное языческое поселение, устрашал израильтян перед вхождением их в Землю Обетованную. Он стал олицетворением смерти и городом греха. «И умер там на горе Моисей, раб Господень, <…> и погребен в долине, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:5–6).

На горе Синай Моисей получил скрижали заповедей; на Синае был заключен Завет (ср. Гал. 2:24). Писание говорит о том, что, в отличие от Моисея, пророк Илия не вкусил смерти, но вознесся на Небо в мистике света и огня. «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11). Поскольку Илия не умер, но живым был взят на Небо, библейская вера, высказанная пророками и жившая в народе, говорила, что Илия придет вновь. Он должен был предварить Мессию, чтобы обличить грех и приготовить народ к Пришествию Христа. Так, в событии Преображения Царство, Сила и Слава Бога, присущие Иисусу Христу, делают живым и присутствующим Моисея и возвращают на землю Илию.

«При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии», – приводит Евангелие слова Петра (Мф. 17:4).

Толкователи по-разному объясняли эти слова Апостола. Их буквальный смысл очень прост, однако за этой видимой ясностью высказывания скрыто много богословия и назидания, как это свойственно Писаниям.

Так, православные аскеты эпохи исихастов (то есть безмолвников) в XIII–XIV веках и ранее видели в событии Преображения обоснование своего мистического опыта. В постоянном повторении имени Господа в молитве Иисусовой они видели свет Преображения и, как это было прямо высказано Петром: «Хорошо нам здесь быть», – в уединении переживали опыт откровения божественных слов и библейских тайн.

Сами по себе слова Петра – мольба о постоянном пребывании в реальном славном присутствии Господа – есть предвкушение Тайной вечери и Евхаристии.

«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся», – так Евангелие от Луки передает апокалиптическое исповедание Господа о Своем Мессианстве (Лк. 12:49). Преображение стало исполнением этих слов. Восклицание Петра свидетельствует о том, что наступила перемена. «Лица Моего ты не можешь увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых», – сказано Моисею в Книге Исхода (Исх.33:20). Преображение означает и являет, что присутствие Бога более не страшит, как ужасало оно ветхозаветных святых, но радует новозаветных праведников, каковыми были Апостол Петр, Иаков и Иоанн. В этом – предвосхищение Нового Завета.

«Когда же он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас, из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).

Человеческая история в библейском понимании – это история Завета. Под Заветом здесь имеется в виду не завещание и не заповедь уходящего человека, но основанный на взаимной верности договор. Это договор между человеком и Богом, или, лучше и правильнее, между Богом и людьми. При этом Бог всегда исполнял Свой Завет, пребывая в верности Своему народу и любви к нему, тогда как человек этот Завет постоянно нарушал. Бог был верен, человек нет. Именно в этом «заветном» смысле следует понимать исполненное упрека, скорби и трагедии библейское слово «неверие». Когда в ходе человеческой истории сделалось очевидным, что человек никогда не сможет выполнить свой долг верности, новым человеческим ответом стал Сам Бог.

Во Христе Иисусе Бог стал человеком; Он вошел в историю, в Нем было исправление всех прежних человеческих отрицаний. «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами <…> не был “да” и “нет”, но в Нем было “да”, – ибо все обетования Божии в Нем “да” и в Нем “Аминь”», – пишет об этом Павел (2 Кор.1;19–20).

Библеисты говорят нам о том, что Послания Павла были написаны до составления первых письменных Евангелий. Это означает, что событие Преображения может восприниматься как подлинное описательное подтверждение спасительности Явления Христова.

Все сделанное Господом животворно, Преображение указывает на добровольность Креста; оно пророчествует о Воскресении. В православном понимании значение этого события чрезвычайно велико. В нем явлено грядущее Преображение человечества с Богом в присутствии Пророков, Апостолов и всех святых, которое уже совершается в мире и окончательно свершится в конце истории.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.