КРЕЩЕНИЕ РУСИ

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

28 июля (по новому стилю) – дата празднования Крещения Руси и день памяти святого равноапостольного князя Владимира

Александр Ткаченко


Святой равноапостольный князь Владимир еще при жизни получил в народе ласковое прозвище Красно Солнышко. Наверное, нет сегодня в нашей стране человека, который бы не знал о том, что именно он принес свет Православия на Русскую землю. Чуть больше тысячи лет назад по его инициативе произошло это величайшее событие – Крещение Руси, которое не только изменило весь ход отечественной истории, но и предопределило ее развитие на много веков вперед.

Однако за всеми громкими и справедливыми похвалами князю Владимиру, за всеми его историческими свершениями может остаться непонятым один очень важный момент: а что же изменилось в жизни самого князя, да и всего русского народа, благодаря принятию Православия? Почему мы празднуем это событие как национальную победу? Ответ на этот вопрос можно найти в биографии Владимира Киевского. Крещение рассекло его собственную жизнь на две половины, разительно отличающиеся друг от друга. И по тому, какими делами и чувствами была наполнена каждая из них, можно хотя бы приблизительно представить себе, что же привнесло христианство в русскую душу, а что вымело оттуда начисто.

Воспитанием юного князя с восьмилетнего возраста занимался его дядя, Добрыня Любчанин. Каким было это «воспитание», ясно показывают его плоды: повзрослев, Владимир изменой завладел Киевом и приказал убить своего старшего брата Ярополка. Кроме пяти жен у молодого киевского князя в разных местах было еще около 800 наложниц.

Владимир любил воевать и после удачных походов совершал человеческие жертвоприношения перед идолами Перуна. Среди канонизированных христианских мучеников есть двое – Феодор и его сын, младенец Иоанн, которые в 983 году были убиты воинами Владимира, когда Феодор отказался добровольно отдать своего ребенка в жертву Перуну.

До крещения Руси оставалось еще пять лет…

Но что же произошло с киевским князем после того, как он стал христианином? Сам он говорил об этом так: «Господи! Был я как зверь, жил по-скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе, Боже!»

Владимир совершенно прекратил военные походы на соседей, со всеми народами жил мирно, и лишь дикие печенеги своими набегами вынуждали его применять оружие. Всех своих прежних жен и наложниц он отпустил, сочетавшись христианским браком с царевной Анной.

Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир-христианин полностью отменил в своем княжестве смертную казнь, так как теперь не хотел наказывать даже убийц и грабителей. Лишь по просьбе греческих епископов, обеспокоенных разгулом преступности на Киевской земле, князь с большой неохотой снова ввел наказание смертью.

 На княжеский двор отныне был открыт доступ всем бедным и нуждающимся. Владимир щедро раздавал людям еду, одежду, деньги. Он выкупал из кабалы должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные нищие не в силах приходить к нему за помощью, он приказал развозить по улицам Киева мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед.

Зная обо всем этом, нетрудно понять, почему он получил прозвище Владимир Красно Солнышко. Никогда еще люди на Руси не видали в князьях такой любви к своему народу. Потому и отвечали ему такой же искренней любовью, увековечив его имя этим добрым прозванием.

Сейчас модными стали разговоры о том, что христианство якобы уничтожило культуру Древней Руси. Можно с этим долго и аргументированно спорить. А можно не тратить попусту слова и аргументы и просто попросить сторонника подобных взглядов представить себя на месте отца ребенка, которого носители этой древней культуры собираются сжечь перед истуканом Перуна. Или, к примеру, на месте жены умершего славянского князя, которую по обычаям этой культуры должны заживо похоронить вместе с мужем в одной могиле.

Может быть, тогда любителям древнего русского язычества станет немного понятнее, от какой «культуры» покаявшийся князь Владимир навсегда избавил свой народ.

Многим – и неверующим, и верующим – может показаться, что пример князя Владимира – не для нас. Мы не находимся в ситуации княжения, у нас нет восьмисот наложниц, Русь уже крещена… И все же мне кажется, что у каждого есть свой «зверь», от которого надо перейти к человеку. Отказаться от человека ветхого в себе и взрастить в себе нового человека. В каком-то смысле история князя Владимира – это модель христианской жизни. Да, мы не приносили человеческих жертв, но разве мы не обижали своих ближних – делами, словами, мыслями, наконец? А разве это не покушение на образ Божий, как в другом человеке, так и, кстати сказать, в самом себе?

Житие равноапостольного князя – яркий пример необходимости суда над самим собой, важности изменения собственной души. Если мы поймем это, если будем готовы смиренно впустить Христа в свое сердце, то, наверное, тогда и мы сможем когда-нибудь повторить вслед за князем Владимиром: «Я был зверь, а стал человек».

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.