Преображение от Господа

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

О единстве христиан и Церкви

Августин Соколовски, доктор богословия, священник


Одним из самых сложных для понимания новозаветных текстов является повествование из 17-й главы Евангелия от Матфея, стихи 14–23, в котором рассказывается об исцелении одержимого тяжким недугом сына некоего человека. На языке Церкви этот евангельский отрывок именуется 72-е зачало «Об исцелении бесноватого отрока».

Текст повествования читается за богослужением десятого по очереди Воскресного Дня после Пятидесятницы и часто приходится на начало сентября. Попробуем воспроизвести его вкратце, разъяснить для себя и выявить то нравственное приложение, которое по вере Церкви всегда содержится в каждом евангельском тексте.

Важно понимать, что текст этот чрезвычайно сложен для восприятия. Он содержит слова, приводившие в недоумение не только ученых и богословов, но и самих Отцов и Учителей Церкви, то есть тех, кто знал Библию наизусть. Ибо Писание было написано у них на скрижалях сердца (ср. Кор. 33). Они предлагали и допускали различные толкования. В действительности так и должно было быть, потому что, согласно Апостолу, «Слово Божье живо и действенно» (Евр. 4:12). Оно не может быть исчерпано и каждый день обращается к Церкви, этому странствующему в истории Обществу Верующих, чтобы вдохновлять, укреплять, исцелять и вразумлять во все дни жизни обращающегося к нему человека.

Чтобы осознать полноту смыслов этого текста, важно знать, что в той же 17-й главе Евангелия ему предшествует описание события Преображения Господня, когда Господь Иисус, согласно Евангелию, взошел с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном и преобразился пред ними на горе Фавор.

Иисусу из Назарета явились и собеседовали пророки Моисей и Илия. Глас Бога и Отца засвидетельствовал, что на Иисусе почивает Благоволение. Последующее развитие искупительной тайны показало, что Благоволение Бога есть Сам Иисус Господь. Это событие описано в Евангелии от Матфея, Марка и Луки (Мф. 17:1–6; Мк. 9:1–8; Лк. 9:28–36).

Окончание описания события Преображения в Евангелии свидетельствует о том, что Само Преображение непосредственно связано с Крестом Христовым. Господь являет Свою Славу, после чего возвещает Апостолам о предстоящем Страдании. «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Ибо Сын Человеческий пострадает» (Мф.17:9,12). В контексте последовательности литургических празднований Церкви важно, что празднование в честь Креста Христова, День Воздвижения, совершается 27 сентября, то есть на сороковой день после Преображения.

Преображение Господне было историческим событием, то есть имело место однажды в истории. В свою очередь, Первохристианские общины, стоявшие у истоков евангельских текстов, а вслед за ними и святоотеческое богословие придали событию Преображения домостроительный смысл. Это означает, что Преображение занимает особое место в истории Спасения и, что особенно важно, в божественной экономике, то есть Его администрировании миром. Господь создал этот мир и продолжает хранить Его Своей всесильной рукой.

Рафаэль. «Преображение Господне»1516–1520

Итак, после Своего Преображения Господь сходит с горы Фавор. И навстречу ему выходит человек в бедствии. Сын его одержим демоном, «тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (15). Апостолы же не смогли ему помочь. «Я приводил к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (16). Услышав этот упрек, возмущение, этот крик отчаяния отца ребенка, который продолжал тяжко бесноваться, Господь произнес удивительные слова: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (17). Кому адресовано это обличение в неверии? К кому оно обращено?

Для понимания происходившего тогда и слов, сказанных Господом, важно помнить о том, что Библия – это великое собрание книг Ветхого и Нового Завета. Всякое событие Нового Завета неотделимо от библейской истории Ветхого.

Когда Господь Иисус преобразился на горе Фавор, будучи с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, «явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (2). Трех своих избранных апостолов Господь всегда брал с собой отдельно, в моменты великой Своей Славы, чудес, воскрешения мертвых, рассуждения о тайнах или же, как это было в Саду Гефсимании, в моменты величайшей скорби. Пророки Моисей и Илия явились Иисусу или, лучше сказать, были с Ним на горе Фавор для указания на Его Мессианство. Он – не просто пророк, не только пророк пророков, но Царь Славы, Господь и Мессия, ожидаемый библейским иудейским народом.

Во исполнение слов Моисея во Второзаконии – «Пророка из среды тебя, народ мой, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, Его слушайте» (Втор. 18:15), в подтверждение этих слов Бог не безмолвствовал на Фаворе. О Сыне Своем свидетельствовал Сам Он: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!» (Мф. 17:5).

Итак, Господь преобразился на горе Фавор и одновременно напомнил апостолам о той славной и великой истории, центральной и ключевой, краеугольном камне человеческих слов о Боге, когда Моисей взошел на гору Синай и получил от Бога Закон. Десять Заповедей были написаны перстом Божьим на скрижалях, чтобы быть переданы народу. Лицо Моисея сияло.

Сияние лица Его было настолько сильным в великолепии от Бога, что Моисей был вынужден покрывать свое лицо. «И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лицо свое, доколе не входил говорить с Богом» (Исх. 34:35). Моисей говорил с Богом, об Иисусе же свидетельствовал Сам Бог. Моисей покрывал свое лицо сам, апостолов же осенило облако от Бога (5).

Воспроизводя и как бы повторяя происшедшее с величайшим из пророков, Господь указывал на Свое Избрание, чтобы не было никакого сомнения у апостолов. Рядом с Господом был Илия – величайший и самый почитаемый, любимый народом пророк. Он не познал смерти и взошел на Небо в колеснице огненной, чтобы вновь вернуться перед Вторым Пришествием Мессии.

Апостолы помнили об этом и несомненно были потрясены столь великим откровением Славы Христовой! Все свидетельствовало о мессианстве, царстве и, как это станет очевидным после Воскресения, о Божестве Христовом!

Господь преобразился на горе Фавор и сошел к остававшимся у подножия горы апостолам. Петра, Иакова и Иоанна с ними не было. Апостольский Собор был подобием будущей Церкви Христовой, которая в момент ожидания Господа была как бы разделена, не обладала полнотой.

Господь сошел с горы Фавор. И что же происходит? Странным, неожиданным, непостижимым образом происходит то, что некогда произошло с Моисеем и его народом. Когда Моисей на горе Синай получал Заповеди Закона, народ стал тяготиться ожиданием, время проходило, а Моисея все не было, и народ сделал себе тельца и стал служить ему, как богу. «Увидев, что Моисей медлит спускаться с горы, народ сделал себе из золота тельца литого, поставил перед ним жертвенник и приносил ему всесожжения и жертвы примирения» (Исх. 32:1–6).

Евангельская история воспроизводит и в то же время по необходимости дополняет ветхозаветную историю. Получается, что апостолы, в момент события Преображения остававшиеся у подножия Фавора, не знали, что именно происходит, но, несомненно, осознавали, что совершается тайна. Они призваны были ожидать Господа. Ожидать Великого Странника в тишине и покое, пребывать в субботнем неделании, великой праздности Народа Божия.

Но подобно Древнему Израилю, они стали тяготиться ожиданием, приступили к исцелению… но не смогли сделать ничего. Привели в отчаяние отца бесноватого отрока, добавили ему неверия, вызвали на себя гнев Господа!

То было желание поспешного чуда, дерзновенное стремление увидеть знамение в отделении от прочих апостолов, невозможность получить от Бога то, что дается только тем, кто слушает глас «Возлюбленного Сына Божия» (ср. Мф. 17:5).

Господь поступает подобно Моисею или, вернее, Моисей поступил так, прообразуя собой Господа. Раб Божий Моисей разбил скрижали в гневе. Господь Моисея, Иисус, «кроткий и смиренный сердцем» (Мф. 11:29), укорил апостолов и немедленно исцелил страдавшего тяжким беснованием отрока! «Приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» (Мф. 17:18).

«Тогда ученики, приступив к Нему наедине, сказали: “Почему мы не могли изгнать беса?” Иисус же сказал им: “По неверию вашему”» (Мф. 17:19).

Воспроизведение Ветхого Завета в Новозаветном Событии Преображения в наше время требует дальнейшей актуализации. Дает Церкви как Обществу верующих удивительный своей поучительной и обличительной силой урок, как должно поступать здесь и сейчас верующим во Христа в истории и современности.

Нынешнее время – время разделения. Мир разделен в самом себе. Противостояние всех против всех становится беспредельным. Так, словно уже исполняются слова Господа в Евангелии: «Предаст же брат брата на смерть и отец – сына: и восстанут дети на родителей и умертвят их; вы будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:21). Ненавистная рознь мира сего объемлет Вселенную. Но самое непостижимое в своей безысходности – разделение учеников Христовых.

Прежде это разделение имело место в христианстве в целом. Так, в 1453 году, после взятия османами Константинополя, Православный Константинопольский Вселенский Патриархат, который тогда формально и идеологически возглавлял Православие, оказался в подчинении у султана. Султан предоставил Патриарху доселе невиданные привилегии, взамен же потребовал полной лояльности. Какое-либо сближение с христианами других исповеданий отныне сделалось невозможным. Именно тогда, а не в 1054 году, как ошибочно считалось прежде, окончательно совершилось взаимное разделение Православия и Католичества на две «разные» Церкви. C 1517 года началась Реформация. Западная Римская Церковь разделилась на Католическую Церковь и Протестантизм. С тех пор в мире существовало три основных направления христианства: Православие, Католичество и Протестантство.

Разделение – великий соблазн для тех, кто еще не принадлежит к Церкви. Оно не должно иметь место ни во Вселенской Церкви, ни среди православных христиан, ни в народе Божьем. Люди доброй воли обращают взоры свои в сторону христианства, но ученики Христовы не могут исцелить его (ср. Мф. 15:16)!

Разделение – это преграда. Не те пресловутые «перегородки» между христианскими конфессиями, о которых в XX столетии некоторые богословы говорили, что «они не доходят до небес». Разделение между учениками Христовыми – преграда, воздвигнутая людьми между землей и небом. «Между землей и небом война», – как некогда пророчески пел Виктор Цой.

Разделение – намеренно созданная людьми неспособность вверять скорбь о бедствиях мира Господу Иисусу, Который, по Воскресении Своем из мертвых и Вознесении сидит одесную Отца. «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас», – пишет Павел (Рим. 8:34). Слова эти сложны для понимания, но их должно принимать как саму суть Нового Завета между человеком и Богом. Ходатайство Господа Иисуса пред Богом и Отцом не может быть не услышано. Молитва православных христиан в единстве непременно будет услышана Богом и исполнена.

Силой Своей Господь преодолел саму смерть. Только Сам Бог, во Христе Иисусе, силой Святого Духа, может остановить все более наступающее в мире зло. Только Он, силой Креста Своего, способен изгнать мучащих мир и людей в нем демонов и отправить их в адскую бездну. Бог слышит Свой народ, когда он не разделен.

После Своего Преображения Иисус вновь сказал: «Сын человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Мф. 17:22–23). Повествование об исцелении одержимого юноши, это 72-е зачало евангельского текста, заканчивается именно этими словами. Действительно, Крест Христов неотделим от Воскресения.

Именно поэтому в молитве мы и Церковь как Общество Верующих, «не имеющее, где приклонить главу» (ср. Мф. 8:20), Странствующее в Истории, бедное и гонимое Тело Господа Иисуса, не только упоминаем Крест Христов в своем молитвенном размышлении, но и обращается ко Кресту, как к Личности.

«Царь Славы, Агнец Божий, Ангел Великого Совета, Первосвященник, Свидетель Верный и Истинный, Слово, Аминь», – эти и многие Имена Господа в Евангелии. Крест – орудие нашего искупления. Одновременно Крест – это имя Господа Иисуса. Крест – это Сам Господь.

Подобно юноше, который был одержим демоном, «бесновался в новолуния и тяжко страдал, ибо часто бросался в огонь и часто в воду» (Мф. 17:16), мир наш сегодня действительно болен. Его потрясают страшные события, жар засух, холод наводнений, когда, по слову Апокалипсиса, «одно горе прошло, вот идут за ним еще два горя» (Откр. 9:12), терпит огромное бедствие.

Мы молились о том, чтобы пандемия не началась. Просили Бога остановить ее. Молитва эта, если и была тайным образом услышана, то не так видимо и зримо, как это несомненно произошло бы, если бы наше единство зримым образом свидетельствовало о нашей вере. «По неверию вашему, – говорит Господь, – ибо истинно говорю вам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», – и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).

Слова Господа Иисуса о горчичном зерне, о вере, размером с него, способной переставлять горы, на протяжении всей вот уже почти двухтысячелетней истории христианства, вызывали недоумение толкователей. Для многих, особенно начиная с Эпохи Просвещения, они стали предметом насмешки над христианами и Церковью.

Здесь важно помнить, что христианство с самых первых веков своего существования, никогда не боялось своей кажущейся уязвимости, но сознательно, по примеру Самого Господа, выбирало для собственного своего обозначения наиболее простые, доступные для понимания каждого образы. Так оно старалось во всем созидать благословенное Христом единство.

Горчичное зерно, как символ крепости и единства, как своего рода неделимый атом растительного мира, который в понимании боговдохновенной семантики библейского текста просто невозможно раздробить! Но не только. Подобно Кресту, который Имя Христово и Сам Христос и который изгоняет демонов и животворит, Горчичное Зерно – одно из удивительных символьных имен Господа Иисуса. Ведь Господь Иисус – Райское Древо Жизни из Книги Бытия (Быт. 2:9). Он и удивительное дерево, которое вырастает из «горчичного зерна», и в тени небесные птицы, то есть все верующие (Мф. 31–36).

Господь Сам дарует избранным Своим Дар Веры, ибо Сам, Духом Святым, дарует Себя, пребывает в сердцах верующих. «Крепко утверждается во внутреннем человеке, верой живет в сердцах ваших», – пишет Апостол в своем Послании (Эф. 3:16–17).

Поистине, человек способен воздвигнуть неразрушимые пирамиды, разрушить и раздробить горы, но не может поколебать единства Православной Веры. Ведь если единство это силой благодати созидается самими верующими, за него силой знамений и чудес поручается Сам Бог.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.