Петербург Александра Друзя

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: +3 (from 3 votes)

Сегодня мы расскажем читателям «Русской мысли» о самых интересных памятниках и скульптурах Санкт-Петербурга

Татьяна Бадалова


Нашим проводником в этой увлекательной прогулке будет коренной петербуржец, магистр интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь. В 2018 году он выпустил путеводитель «Петербург: пешком по городу» и знает буквально каждый закоулок родного города.

«Медный всадник», Сенатская площадь

Идея создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. По ее приказу князь Александр Голицын заключил контракт с французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе, которого императрице рекомендовал философ-просветитель Дени Дидро.

Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II. В результате голову царя успешно вылепила Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с озаренными глубокой мыслью глазами. За эту работу француженка стала действительным членом Российской Академии художеств, и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Первоначально памятник хотели установить в честь 100-летия со дня рождения Петра. Но реализация проекта затянулась, и тогда, поскольку Петр стал царем в 10-летнем возрасте, памятник решено было открыть к столетию его восшествия на престол. Надпись на постаменте – «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» – придумала сама императрица, желая подчеркнуть, что она его наследница, пусть не по крови, но по идеям.

Название «Медный всадник» памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, – хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

«Царь-плотник», Адмиралтейская набережная 

К 200-летию со дня основания Петербурга Николай II подарил городу два памятника Петру. У восточного павильона Адмиралтейства поставили «Царя-плотника», а симметрично, у западного – «Петра I, спасающего рыбаков». В 30-е годы памятники убрали и переплавили. Но одному из них повезло. Ранее копию «Царя-плотника» подарили голландскому королю, чтобы его установили в Заандаме, где Петр учился корабельному мастерству. И вот в 1996 году, к 300-летию поездки государя в Голландию, королевство подарило Петербургу копию с копии памятника «Царь-плотник». Скульптуру доставили в город на военном корабле Королевских ВМС Нидерландов, и 7 сентября ее установили на набережной, рядом со зданием Адмиралтейства. Церемонию в Петербурге открывал наследный принц Виллем-Александр.

Памятник Петру Первому, Петропавловская крепость

Этот памятник изображает Петра самым неоднозначным образом. Для портрета Шемякин использовал копию слепка прижизненной маски царя, изготовленной Растрелли в 1719 году для ваяния воскового бюста императора. Памятник имеет сходство не только с прижизненной маской императора, но и со знаменитым артефактом – «Восковой персоной» царя, выполненной Растрелли после его кончины.

У Шемякина царь сидит так же, как и «Восковая персона», но во всем остальном виден своеобразный авторский взгляд. В изображении Петра, пожалуй, нарушены все пропорции, кроме роста. В жизни у него были маленькие кисти рук, и нога 38 размера при росте 2 м 4 см, а у шемякинского Петра пальцы рук напоминают конечности паука, –  скульптор как бы намекает на то, что царь простирает их повсюду, куда может дотянуться. Большие ступни обуты в стоптанные башмаки – ведь Петр был вечным работником, вечным ходоком. Маленькая голова сидит на широких плечах, которые должны вынести все бремя управления страной.

Долгое время туристы и петербуржцы пытались усесться на колени бронзового Петра, поэтому вокруг него поставили ограду.

Скульптура зайца, Иоанновский мост

Днем рождения города – 27 мая 1703 года – является дата закладки Петропавловской крепости на Заячьем острове. Очевидно, что такое название, еще допетровское, появилось потому, что на острове водились зайцы. Так что я называю эту скульптуру «памятником аборигенам».  Установили его к 300-летию города на одной из бревенчатых свай, которые защищают Иоанновский мост от ледохода. Авторы –скульптор-анималист Владимир Петровичев и архитектор Сергей Петченко. У зайчика есть имя – Арсений. Это анаграмма финского эквивалента топонима – Енисаари.

Арсений покидал свое место дважды. Один раз его просто украли, а во второй раз в сваю врезался участник соревнований по водно-моторным видам спорта. Скульптуру достали со дна реки, восстановили и вернули на прежнее место.

Памятник первостроителям Санкт-Петербурга, Сампсониевский сад

При Петре I на месте сада у храма Сампсона Странноприимца находилось первое общегородское кладбище для православных и иностранцев. В его иноверческой части похоронены многие из знаменитых архитекторов, которые начали строить Санкт-Петербург: Трезини, Шлютер, Леблон, Маттарнови, Растрелли. Рядом нашли упокоение и первые русские архитекторы-строители: Михаил Земцов, Петр Еропкин и Александр Кокоринов. Им и посвящен памятник, авторы которого – архитектор Вячеслав Бухаев и скульптор Михаил Шемякин.

По их замыслу арка из розового гранита, благодаря пересечению крестом, напоминает «окно в Европу», что является символическим образом самого Санкт-Петербурга, построенного великими зодчими. С восточной стороны арки был установлен бронзовый стол с планом Петербурга, подсвечником, трубкой и черепом. У стола – бронзовый стул. В верхней части свода крепился бронзовый медальон с портретом Петра I, а по ее сторонам – восемь накладных барельефов из бронзы и текстовые доски из латуни работы Михаила Шемякина, представляющие копии медалей петровского времени, портреты Трезини и Растрелли.

Но сегодня от монумента осталась лишь арка – все ценные элементы были украдены. Вскоре после открытия памятника в 1994 году с бронзового стола исчез подсвечник. В 2000 году похитили бронзовые стул и стол с атрибутами зодчества – свитком с чертежами, треугольником и циркулем. А после кражи бронзового креста символическое «Окно в Европу» превратилось в обычную арку.

Памятник жертвам политических репрессий, Воскресенская набережная

Созданный скульптором Михаилом Шемякиным и архитекторами Вячеславом Бухаевым и Анатолием Васильевым монумент был открыт 28 апреля 1995 года. В основе мемориала – один из символов Санкт-Петербурга – скульптуры сфинксов. Одна сторона лица и тела сфинксов исхудавшая, так что на боках выпирают ребра, а другая сторона – мертвая. Между фигурами сфинксов, на парапете набережной, из гранитных блоков сооружен крест с окном посередине, похожим на тюремное, с решеткой. На земле также обыграна тема креста, как символа крестного пути, который прошли политические заключенные.

На постаментах сфинксов закреплены таблички, на которых – строки из произведений поэтов и писателей, пострадавших в свое время от политических гонений: Анны Ахматовой и Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и Николая Заболоцкого, Александра Солженицына и Иосифа Бродского.

Особого внимания заслуживают две таблички. На одной – имя Рауля Валленберга, шведского графа и дипломата, который спас жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста, выдавая им в Будапеште шведские паспорта. А когда Красная армия вошла Будапешт, он исчез. Во время перестройки появилась информация, что он был задержан СМЕРШем и переправлен в Москву, а затем умер в тюрьме на Лубянке. По другой версии, он погиб в лагерях. На второй табличке – следы от пуль в память всех безымянных и погибших.

Памятник экипажу миноносца «Стерегущий», Александровский парк

Во время русско-японской войны The Times опубликовала статью о героическом подвиге экипажа российского миноносца «Стерегущий», который февральским утром 1904 года вступил в бой с 14 японскими кораблями вблизи Порт-Артура. Силы были неравными, и вскоре русские орудия замолчали. Японцы решили захватить корабль в качестве трофея. К тому моменту на борту в живых осталось два матроса. Они спустились в трюм, открыли кингстоны и затопили корабль, когда японцы уже подали на него буксир.

Пять лет спустя было решено увековечить память героев. Однако, когда скульптор Изенберг почти завершал работу над памятником, специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели корабля, представила Николаю II доклад, в котором говорилось, что «Стерегущий» затонул сам от множества пробоин, никаких кингстонов в машинном отделении корабля никогда не было, все это оказалось плодом фантазии журналистов. Прочитав доклад, царь не стал отменять установку памятника, собственной рукой начертав: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца “Стерегущий”». Николай II лично присутствовал на открытии памятника, чтобы показать, что разоблачение легенды нисколько не умаляет подвига корабля.

Памятник открыли весной 1911 года. Реализованная в бронзе идея такова: корабль тонет, льющаяся вода доходит уже до пояса двух смельчаков, но матросы продолжают открывать кингстон. Благодаря встроенной системе труб, в летнее время вода действительно лилась и скапливалась в небольшом бассейне у основания. Со временем она начала разрушать памятник, и в 1935 году ее перекрыли. В 1947 году система водоснабжения заработала вновь, но через четверть века воду перекрыли уже навсегда, а систему труб разобрали.

На меня, выросшего на Петроградской стороне, этот памятник всегда производил неизгладимое впечатление, особенно когда воду включали. И хотя героическая история оказалась всего лишь красивой легендой, памятник стал символом верности Родине, мужеству российских моряков.

Памятник зодчим Петербурга, Александровский парк

Эта скульптурная группа перекликается с памятником первостроителям Шемякина. Только в отличие от него автор Александр Таратынов представил уменьшенные в 33 раза копии наиболее выдающихся архитектурных сооружений Петербурга: Петропавловская крепость, Зимний Дворец, Адмиралтейство, Биржа, Казанский собор, Михайловский замок, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода. Есть там и храм Спаса на Крови, но при этом изображения его архитектора Альфреда Парланда среди статуй зодчих нет. Около большого стола, на котором развернута карта, расположились восемь великих архитекторов: Трезини, Растрелли, Баженов, Тома де Томон, Воронихин, Захаров, Росси, Монферран. А на все это с возвышения смотрит тот, в честь кого назван город – апостол Петр. Скульптурную композицию «Зодчие» открыли в 2011 году, а через семь лет разразился скандал: выяснилось, что автор считал, что нашел в Интернете гравюру с портретом Тома де Томона, но это оказался шотландский химик Томас Томсон. Изображения Тома де Томона не сохранилось, может быть, именно поэтому он и сидит спиной к публике в отличие от всех остальных.

У памятника уже появилась своя легенда: говорят, люди, затеявшие строительство, должны посидеть на стуле рядом с великими – тогда будущее сооружение будет надежным и долговечным.

Фото: Татьяна Бадалова

Продолжение следует

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: +3 (from 3 votes)

Комментарии закрыты.